МЗКТ (MZKT) 79221: тягач Тополь МАЗ М 79291 и 69221 — шасси
Содержание
- 1 МЗКТ (MZKT) 79221: тягач Тополь МАЗ М 79291 и 69221 — шасси
- 1.1 Тягач МЗКТ (MZKT) 79221, МАЗ Тополь М-79291 – шасси
- 1.2 Описание и сфера применения
- 1.3 Технические характеристики
- 1.4 Преимущества модели
- 1.5 Недостатки модели
- 1.6 Аналоги и конкуренты
- 1.7 Где купить?
- 1.8 Особенности модели
- 1.9 Демонстрация шасси МЗКТ-79291
- 1.10 МЗКТ-79221: технические характеристики. Колесные автомобили военного назначения
- 1.11 Исторические факты
- 1.12 Назначение автомобиля
- 1.13 Особенности тягача
- 1.14 Силовой агрегат и коробка передач
- 1.15 Достоинства
- 1.16 Недостатки
- 1.17 Аналоги и конкуренты
- 1.18 Счастливое число шестнадцать: восьмиосный МАЗ для ракетного «Тополя-М»
Тягач МЗКТ (MZKT) 79221, МАЗ Тополь М-79291 – шасси
МЗКТ 79221 являет собой специализированное колесное шасси, отличающееся высокой грузоподъемностью. Выпускается с конвейера завода тягачей в Минске (там же выпускается и МКЗТ-500200). 79221 имеет шасси, которое применяется в комплексе подвижной пусковой установки под всем известным названием «Тополь-М».
Отдельные модификации могут применяться и в целях транспортировки гражданского оборудования.
Описание и сфера применения
МЗКТ 79221 был выпущен после распада СССР в 1996-97 годах. Тогда шасси входило в комплекс подвижной установки «Тополь-М». Но серийный выпуск МЗКТ 79221 начался только в двухтысячном году. Тяжеловесный тягач применяется как в целях военной обороны, так и для перевозки оборудования в гражданских целях (также как и Камаз-4310).
МЗКТ 79221 имеет вес 40 тонн. Вес машины вкупе с ракетой достигает более 120 тонн. Тягач может провезти по бездорожью вес до 80 тонн. Используется, как большегрузное шасси в целях транспортировки оборудования для нефтяных скважин и большегрузных кранов. В ходовую часть входит 16 односкатных колес. Управляемыми являются колеса осей (трех первых и трех последних).
Технические характеристики
- Тягач имеет следующие данные:
- Мощность двигателя – 800 л.с.
- Просвет дорожный – 475 мм.
- Радиус поворота – 18 м.
- Преодолеваемый брод в метраже – 1,1 м.
- Дорожный просвет – 500 км.
- Шины – пневматика, давление регулируется.
- Максимальный крутящ. момент – 3087 Н*м.
- Скорость по максимуму – 45 км в час.
- Модель двигателя: ЯMЗ-847,10 (с турбонаддувом и жидкостным охлаждением).
- Макс. груз – 80 тонн.
- Масса снаряженная – 44 т.
Отличается обширным перечнем базового оснащения, в которое входит:
- автоматическая коробка передач;
- усилитель рулевого управления;
- система, контролирующая давление в шинах.
Стеклоподъемники электрические – нет в комплекте. Диаметр разворота – 34 метра. Длина МЗКТ 79221 – 22,7 м.
Двигатель имеет объем, равный 25,8 л, турбонаддув и прямой впрыск топлива, а также жидкостное охлаждение. Мотор тягача разработан на Ярославском моторном заводе. Его мощность – 800 л.с.
Крутящий момент – свыше 300 Нм. На сто км расходуется около 300 литров топлива.
Увеличенные баки обеспечивают запас топлива на 500 км, что является стандартным показателем для военных КамАЗов. Моторный ресурс – 5000 моточасов. Кабина водителя расположена высоко со сдвигом влево, в ней имеются вспомогательные тумблеры.
Коробка передач – автомат четырехдиапазонный. Отдельная кнопка отвечает за передний и задний ход. Трансмиссия переключается в автоматический режим только после того, как тягач наберет скорость до 10 км в час. Ширина тягача – 3,4 метра.
Преимущества модели
- Тягач отличается высокой грузоподъемностью – до 80 тонн, что является высоким показателем, в сравнении с аналогичными моделями тягачей МЗКТ.
- Машина может выдерживать сильные перегрузки в случае преодоления препятствий.
- Шасси с 8 осями позволяет перевозить тяжелые установки для бурения нефтяных скважин.
- Давление в шинах может регулироваться из кабины водителя.
- МЗКТ 79221 оборудован бортовым компьютером, который регулирует общее состояние ходовой системы, давление в шинах, состояние двигателя.
Недостатки модели
МЗКТ 79221 является многоосным тягачом, то есть внедорожником по определению. Он предназначен для передвижения по пересеченной местности. Маршрут должен быть знаком и проверен. В противном случае, тягач просто повиснет на двух или трех мостах, следствием чего станет большая перегрузка конструкции.
На такие перегрузки МЗКТ 79221, как и аналогичные модели тягачей не рассчитаны, так как имеют небольшой запас прочности.
Двигатель ЯМЗ отличается высокой мощностью, из-за чего топливо расходуется с удвоенной силой.
Аналоги и конкуренты
Первые испытания шасси МЗКТ 79221 завершились в 2000 году. Сегодня данный механизм не имеет аналогов ни среди российской, ни среди иностранной спецтехники. После полного окончания всех серийных испытаний МЗКТ 79221 началось мелкосерийное производство данных тягачей.
Автомобильная отрасль не стоит на месте. На смену одни моделям, приходят другие. Так например, Камаз-55111 перестал производиться в 2012 году.
Но вместо него появилась новая модель – КамАЗ-65115.
Другой пример: на смену КамАЗ 54115, выпускается более усовершенствованная модель Камаз-65116.
Где купить?
Приобрести тягач МЗКТ 79221 можно, как напрямую у производителя, так и у предыдущего владельца. Моделью, предназначенной для гражданских целей, является МЗКТ 79221-100.
Особенности модели
- Предшественником МЗКТ 79221 был МАЗ 7919. В сравнении с этим тягачом, МЗКТ 79221 отличается усовершенствованными техническими характеристиками. Заметно снизился диаметр разворота – на 34 метра. При этом модель 79221 больше в длину на несколько метров. Прочитайте и про другие модели МАЗ – МАЗ-500 и МАЗ-541.
- На 100 км тягач расходует до 300 л топлива. Без дополнительной заправки машина может пройти 500 километров.
- МЗКТ 79221 оснащен АКП (в отличие, например от Taytra-t815), однако первые 2 ступени передач включаются исключительно вручную.
- Тягач раньше поставлялся для советской армии под другим названием – «МАЗ». Сегодня машина 79221 применяется в военных целях не только для перевозки «Тополь-М», но и для транспортировки ядерного оружия.
- Все составляющие салона изготовлены из металла.
- В кабине отсутствует кондиционер, электрические стеклоподъемники. Сравните с оборудованием кабины Камаз-53501.
- В кабине расположено большое количество рычагов, тумблеров. При использовании тягача в военных целях за ними следят водитель и двое членов экипажа.
- Тягач тяжело парковать. Справиться с этим могут только несколько человек.
- Обучение управлению тягачами данного типа длится один год.
- МЗКТ 79221 отличается большими габаритами, но при этом входит в число наиболее маневренных тягачей.
Кабина, в сравнении с передней осью, выдвинута вперед. Любые действия при управлении водитель должен производить на «опережение».
МЗКТ 79221 100 относится к новейшей серии тяжеловесных тягачей от Минского завода. Предприятие с советских времен и по сей день продолжает выпускать машины, придерживаясь прежних традиций, используя при этом передовых технологии современного машиностроения.
Сверхтяжелым тягачем минского автомобильного завод является МАЗ-7907. Прочитайте о нем тут.
Демонстрация шасси МЗКТ-79291
Во время военного парада в Минске 3 июля 2013 года было впервые продемонстрировано перспективное колесное шасси МЗКТ-79291 с колесной формулой 12х12, уже длительное время разрабатываемое ОАО «Минский завод колесных тягачей» (МЗКТ). Прошедшее на параде шасси МЗКТ-79291 было оснащено габаритным макетным кузовом, видимо, имитирующим пусковую установку ракетного комплекса.
По известным данным, шасси предназначено главным образом для использования в качестве базы самоходной пусковой установки нового российского подвижного грунтового ракетного комплекса «Рубеж» с малогабаритной «легкой» межконтинентальной баллистической ракетой, создаваемого ОАО «Корпорация «Моско́вский институ́т теплоте́хники» (МИТ). Разработка шасси серии 7929 (сперва в вариантах 10х10 и 10х8) под различные ракетные комплексы, проектировавшиеся в СССР в тот период, велось в Минске на МЗКТ с 1980-х годов. В дальнейшем проект шасси МЗКТ-79291 неоднократно перерабатывался. Сообщалось, что в 2008 году в МИТ минским заводом была осуществлена поставка комплекта документации (технический проект) на шасси МЗКТ-79291 в современном исполнении для АПУ перспективного ПГРК, и МИТ вел сопутствующие НИР с МЗКТ.
Известно, что на шасси МЗКТ-79291 в современном исполнении должен устаналиваться дизельный двигатель 854.10 мощностью 650 л.с. специальной разработки ОАО «Тутаевский моторный завод».
Вечером 6 июня 2013 года с полигона Капустин Яр в Астраханской области был произведен испытательный пуск ракетного комплекса «Рубеж» с межконтинентальной баллистической ракетой. По словам начальника Главного оперативного управления Генерального Штаба Вооруженных сил России генерал-полковника Владимира Зарудницкого, в ходе испытания было проверено новое боевое оснащение. При этом генерал уточнил, что это уже был четвертый пуск «Рубежа» в рамках испытаний.
Пуск ракеты с нового комплекса был признан успешным. В текущем году будет совершен еще один пуск, который станет последним для «Рубежа» в рамках испытаний, сообщил Зарудницкий. Затем ракетный комплекс будет принят на вооружение РВСН. Новый ракетный комплекс стратегического назначения «Рубеж» будет поставлен на боевое дежурство до конца 2013 года, по словам генерала, а первый ракетный полк на новом комплексе будет развернут в 2014 году. В настоящее время проводятся работы по созданию необходимой инфраструктуры, ведется подготовка личного состава и слаживание боевых расчетов.
МЗКТ-79221: технические характеристики. Колесные автомобили военного назначения
МЗКТ-79221 – колесное шасси, которое обладает повышенными характеристиками по мощности и грузоподъемности. Работает оно на 16 колесах. А мощность установленного на него силового агрегата достигает 800 лошадиных сил. Используется шасси для перевозки особо крупных грузов. Является базой для перевозки ракетного мобильного комплекса «Тополь-М». В настоящее время с его помощью можно перевозить даже ядерное оружие.
Исторические факты
Опытный образец шасси МЗКТ-79221 был собран в 1992 году. Его разработка осуществлялась на базе автомобиля МАЗ-7922, который к тому времени успел зарекомендовать себя с наилучшей стороны. Производилось шасси силами Минского завода колесных тягачей.
Разработчики подвижного ракетного комплекса «Тополь-М» столкнулись с такой проблемой, как транспортировка своего детища. Платформа, которая выполняла данную работу ранее, уже не подходила. Поэтому разработчикам пришлось искать предприятие, которое смогло бы изготовить необходимое транспортное средство. К сожалению, среди отечественных предприятий таковых не нашлось. Поэтому был заключен договор на создание шасси с Минским заводом.
В течение последующих нескольких лет разработка продолжалась. В серийное производство модель поступила только в 2000 году.
Назначение автомобиля
Используется специальное колесное шасси для перевозки крупногабаритных грузов. Это могут быть ракетные установки, вышки для бурения нефтяных скважин. На базе шасси могут устанавливаться даже большегрузные краны.
Основное назначение – выполнение функций военной обороны. Кроме этого, может использоваться и в гражданских целях. Для этого разработана специальная модификация с индексом 100. Данная версия шасси способна разгоняться до 45 километров в час.
Особенности тягача
Колесные автомобили военного назначения укомплектовываются силовыми агрегатами ЯМЗ-847. Они способны развивать мощность до 800 лошадиных сил. Полная масса составляет 120 тонн. По бездорожью тягач способен перевозить 80 тонн груза.
Тягач МЗКТ-79221 обладает огромными размерами. Его ширина составляет 3,4 метра. В длину он равен 22,7 метра. Движется за счет 16 колес, шины в которых с переменным давлением. Представить их размер можно, если узнать, что высота каждого такого изделия составляет почти 2 метра. Накачать воздухом такое колесо очень сложно. Поэтому установлены специальные насосы, которые накачают шины в случае поломки прямо на ходу. Давление в колесах контролируется встроенной системой. В случае ремонта необходимо соблюдать специально разработанный порядок действий при замене колеса МЗКТ-79221.
Из 8 осей 6 являются управляемыми (кроме двух центральных). Благодаря этому значительно уменьшился радиус разворота. Он практически равен данному параметру, характерному для четырехосного грузовика. Радиус поворота тягача равен 18 м. Для разворота автомобилю достаточно участка площадью 34 м 2 . За счет этого маневренность для тягача подобных размеров находится на высоте. Для улучшения данного показателя используется интересная система поворота колеса. В то время, когда колеса, установленные на первых осях, поворачиваются в одну сторону, колеса задних осей поворачиваются в противоположную.
Все неровности дороги сглаживаются за счет колес с большим диаметром, подвески и гибкой рамы, которая способна предсказуемо деформироваться. С этой же целью элементы крепятся к шасси в трех точках.
Приемочное испытание грузовик прошел с положительной отметкой. Поэтому его рекомендовали к серийному производству.
Силовой агрегат и коробка передач
На тягач МЗКТ-79221 устанавливается дизельный мотор с турбонаддувом ЯМЗ-847,10. Двигатель четырехтактный с непосредственным впрыском топлива. Охлаждение силового агрегата жидкостного типа. Вырабатываемая им мощность достигает 800 л. с. Объем двигателя равен 25,8 л.
При движении «в пустую» тягач потребляет 240 л. В состоянии полной загруженности расход увеличивается до 300 л. Емкость топливного бака составляет 825 л. Топлива достаточно, чтобы тягач мог двигаться 500 км без остановок.
Коробка передач автоматическая. Но в автоматическом режиме передачи переключаются только после того, как скорость движения тягача будет выше 10 км/ч. Чтобы развить максимальную скорость, необходимо также переключать передачи в ручном режиме. Рабочий интервал КПП разделен на 4 диапазона. Движение вперед или назад регулируется дополнительной кнопкой.
Кабина размещена в передней части, слегка сдвинута в левую сторону. Салон оборудован металлическими элементами. Нет ни стеклоподъемников, ни кондиционера. Управлять тягачом должны трое человек (один водитель и двое помощников), Салон практически полностью заполнен различными кнопками и рычагами. Причем обучение управлению длится год. Во время движения водитель должен выполнять все действия «на опережение».
Достоинства
МЗКТ-79221, технические характеристики которого рассмотрены выше, обладает рядом преимуществ. Среди них выделяют:
- Способность перевозить грузы общей массой до 80 тонн.
- Выносливость (автомобиль выдерживает сильнейшие нагрузки во время движения при наличии препятствий).
- Маневренность (несмотря на свои большие габариты).
- Контроль давления колес проводится из кабины.
- Наличие бортового компьютера, который следит за состоянием основных узлов и механизмов машины (двигателя, подвески, ходовых элементов, давления в колесах и так далее).
- Установлен двигатель автомобильного типа. Он обладает ресурсом до капитального ремонта (5 тысяч часов). Предшественники оснащались танковыми моторами, ресурс которых не превышал 300 ч.
- Возможность двигаться вброд, если глубина не превышает 1,1 м.
Недостатки
По своей конструкции тягач МЗКТ-79221 является внедорожником, так как обладает несколькими осями. Соответственно, он предназначен именно для движения по пересеченной местности. Но при этом тягач не может двигаться по маршруту, который не проверен. Все колеса должны касаться земли. Если хотя бы несколько будут висеть в воздухе, произойдет перегрузка всей конструкции. А на подобные перегрузки автомобиль не рассчитан.
Среди недостатков можно выделить также большой расход топлива. Мощный двигатель, установленный на автомобиль, потребляет топливо с удвоенной силой.
Аналоги и конкуренты
Серийный выпуск тягача МЗКТ-79221 начался в 2000 году после ряда проведенных испытаний. Все это время автомобиль производится в ограниченных количествах, малыми сериями. За прошедшие годы ни отечественные, ни зарубежные производители спецтехники не смогли предложить аналога данному колесному шасси. Технические характеристики тягача делают его уникальным транспортным средством. Прибрести его можно, но сделать это непросто. В продаже имеются только модификации МЗКТ-79221-100, которые предназначены для использования в гражданской отрасли. Заказать модель можно как у производителя, так и у обычного покупателя. Только в последнем случае техника будет подержанная, а не новая.
Счастливое число шестнадцать: восьмиосный МАЗ для ракетного «Тополя-М»
В 1989 году, всего лишь через год после принятия комплекса «Тополь» на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), вышло постановление Правительства о создании еще более мощной межконтинентальной ракетной системы с термоядерными боезарядами. Как было принято в СССР, за исполнение решения правительства сразу же взялись структуры Военно-промышленного комплекса (ВПК). И как всегда первыми среди них оказались специалисты Минского автозавода, разработавшие и представившие сразу два сверхтяжелых шасси с колесной формулой 16×16 для несения столь крупного и тяжелого оружия.
Е ще не родившись, будущий ракетный комплекс попал в полосу неразрешимых организационных, политических и финансовых проблем. К тому моменту в СССР вовсю шла перестройка, разразились безудержная демилитаризация и конверсия. Потом Советский Союз распался. И за ним вся мощная и отлаженная секретная военно-промышленная система очень быстро развалилась, ознаменовав конец как невыносимой гонке вооружений и «железному занавесу», так и своему собственному ВПК, составлявшему одну из основ советской экономики.
В то сложное время Белорусская ССР стала независимым государством, и спецпроизводство Минского автозавода превратилось в самостоятельный Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Однако, оказавшись в сопредельной стране, он выразил готовность продолжать военно-техническое сотрудничество, дорабатывать свои ракетные шасси и поставлять их в Россию.
Итак, в 1990 году, накануне крушения СССР, на Минском автозаводе собрали первые восьмиосные автомобили-шасси МАЗ-7922 и МАЗ-7923 под монтаж будущего ракетного комплекса. Его проектированием занималось КБ «Южное» из Днепропетровска, созданное при Южном машиностроительном заводе (ЮМЗ), официально выпускавшим колесные тракторы. После этого прошло еще 16 лет кардинальных политических перемен и переосмысления новых мировых реалий, чтобы довести этот проект до промышленного изготовления и боевого развертывания.
Восьмиосные ракетоносцы МАЗ-7922 и МАЗ-7923
Последним аккордом секретной деятельности Минского автозавода в советские времена стало создание экспериментальных 80-тонных полноприводных шасси МАЗ-7922 и МАЗ-7923. Их проектированием занимался Владимир Ефимович Чвялев, который в апреле 1985 года, после ухода 83-летнего Бориса Шапошника на пенсию, стал главным конструктором и начальником УГК-2, а затем удостоился многих высших наград и званий, но близкие чаще называли его просто Автомобильный Королев.
Работы по восьмиосным автомобилям начались в 1987-м с использованием семиосного шасси МАЗ-7917 и поисковых разработок машин уникального многоосного комплекса «Целина» (о нем речь впереди). Через три года почти одновременно появились два шасси для несения тяжелого вооружения с полной массой пусковых систем до 125 тонн. С конструктивной точки зрения от базовой модели МАЗ-7917 и друг от друга они отличались заменой одного среднего неведущего моста на двухосную ведущую тележку и применением разных силовых агрегатов.
Первый автомобиль-шасси МАЗ-7922 с кодовым обозначением «Зубр», собранный в феврале 1990 года, оснащался новым дизельным двигателем ЯМЗ-8401 V12 мощностью 780 л.с. с турбонаддувом. Второй новинкой являлись управляемые колеса трех передних и трех задних мостов, отклонявшиеся в разные стороны и позволявшие существенно повысить маневренность 20-метровой машины. Все остальные агрегаты и узлы, кроме удлиненной рамы и двух средних ведущих мостов, изменений не претерпели.
Второй более оригинальный вариант МАЗ-7923 с шифром «Бизон» появился в конце 1990-го и представлял собой сочетание шасси МАЗ-7922 с принципиально новыми для такой техники решениями. На нем применялась электромеханическая трансмиссия, состоявшая из компактного газотурбинного двигателя мощностью 1000 л.с. и модернизированной генераторной станции от гигантской многоосной машины МАЗ-7907. От нее электрический ток подавался на тяговые электродвигатели, встроенные в ступицы всех 16 колес с планетарными редукторами. И в этом варианте вновь не удалось избежать важных недостатков, свойственных машинам с электроприводами: сложность конструкции, высокая стоимость, повышенная масса, малая надежность электрооборудования.
Первоначально, как обычно, планировалось провести государственные испытания обоих автомобилей и выбрать наиболее приемлемое шасси для несения будущего ракетного комплекса. Однако в эпоху глобальных политических перемен эти машины, созданные по заказу Министерства обороны СССР и построенные незадолго до развала Советского Союза, успели освоить лишь пробные заводские заезды. К тому времени дальнейшего финансирования этого проекта уже не существовало. Так уникальнейшие сверхдорогие шасси оказались невостребованными в демократической России, руководство которой бредило вечным мирным сосуществованием с бывшими противниками. Вспомнили о них только через два года.
В марте 1992-го, в связи с отказом украинского КБ «Южное» от участия в этом проекте, Минобороны приняло решение о создании новой полностью российской межконтинентальной ракеты. К тому времени работы по второму менее перспективному шасси МАЗ-7923 уже были прекращены, и единственной надеждой на создание нового комплекса осталась машина МАЗ-7922. Ее срочно доставили в подмосковные Бронницы и продемонстрировали высшему военному руководству на полигоне 21 НИИИ.
Потом автомобиль поступил на государственные испытания, но лишь через много лет превратился в надежную мобильную основу отечественного подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) «Тополь-М».
Испытания машины МАЗ-7922 на полигоне 21 НИИИ с весовым имитатором ракетной установки