1 155 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отцепить полуприцеп от тягача

Сцепка и расцепка тягача с полуприцепом

Перед сцепкой необхо­димо убедиться в том, что седельное устройство и его крепление исправны, плита седельного устрой­ства не загрязнена и на ней нет посторонних пред­метов. Полуприцеп должен быть надежно заторможен расположенным на по­луприцепе стояночным тормозом и установлен на опор­ном устройстве так, чтобы накатная плита полуприцепа была ниже плиты седельного устройства тягача. Соеди­нительный шланг и электропровода должны быть подве­шены на тягач и не мешать сцепке.

Сцепку надо производить в следующем порядке.

1. Отведя в сторону предохранитель саморасцепки на седле, поставить рычаг управления расцепкой в перед­нее крайнее положение.

2. Подать тягач задним ходом на малой скорости так, чтобы шкворень полуприцепа вошел в замок седельного устройства до упора; при этом сцепка должна произойти автоматически, т. е. рычаг управления расцепкой должен автоматически занять крайнее положение.

3. Затормозить тягач стояночным тормозом.

4. Убедиться, что рычаг управления сцепкой нахо­дится в заднем крайнем положении, а предохранитель саморасцепки — в рабочем положении (шток перекрыт предохранителем).

5. Поднять опорное устройство полуприцепа в крайнее верхнее положение и надежно закрепить его.

6. В том случае, если полуприцеп оборудован однопроводной системой привода тормозов, то для сцепки его с тягачом необходимо открыть крышку соединительной головки на полуприцепе, отсоединить соответствующую головку (черного цвета) со шлангом от кронштейна на колесо держателе тягача, соединить головки, открыть раз­общительный кран на тягаче у основания присоединен­ного шланга, поставив рукоятку крана параллельно его оси, и проверить, чтобы кран растормаживания на воз­духораспределителе полуприцепа находился в положении «Заторможено» (кнопка крана должна находиться в край­нем верхнем «утопленном» положении).

7. В случае, если полуприцеп оборудован комбиниро­ванной системой (однопроводной и двухпроводной) тор­мозного привода или только двухпроводной, то для сцепки его с тягачом необходимо открыть крышки соединитель­ных головок (красного и голубого цветов) типа «Палм» на полуприцепе, отсоединить соответствующие головки со шлангами от кронштейнов на колесодержателе тягача, соединить головки (красную с красной, голубую с голу­бой), открыть разобщительные краны на тягаче у основа­ния присоединительных шлангов, поставив рукоятки кранов параллельно осям кранов, и проверить, чтобы кран растормаживания на воздухораспределителе полуприцепа находился в положении «Заторможено» (кнопка крана должна находиться в крайнем «утопленном» положении).

8. Отпустить стояночный тормоз полуприцепа.

Расцепку тягача с полуприцепом следует производить в следующей последовательности:

1. Затормозить полуприцеп стояночным тормозом.

2. Опустить опорное устройство полуприцепа до упора в поверхность дороги.

3. Закрыть разобщительные краны пневмосистемы на тягаче, поставив их рукоятки перпендикулярно продоль­ной оси кранов, разъединить соединительные головки пневматической системы и присоединить головки к кронш­тейнам на колесодержателе. Закрыть защитные крышки головок.

4. Вынуть вилку электрооборудования полуприцепа из штепсельной розетки тягача.

5. Отведя в сторону предохранитель саморасцепки, перевести рычаг управления расцепкой в переднее крайнее положение.

6. Включить первую передачу коробки передач и на малой скорости подать тягач вперед до полной расцепки с полуприцепом. Расцепка должна произойти автомати­чески.

Читать еще:  Как сделать лебедку на мтз

Как прицепить полуприцеп

Полуприцеп – одна из вариаций грузового прицепа, передней своей частью опираемая на тягач. Для соединения используется специальная платформа, а сама процедура хоть и не отличается особой сложностью, но имеет ряд нюансов, следование которым является обязательным. При их игнорировании возможно возникновение разного рода неприятных и форс-мажорных ситуаций на дороге. О том, как зацепить полуприцеп правильно и что следует учитывать при этом, мы и поговорим с вами сегодня.

Порядок сцепки и особенности процедуры

В первую очередь следует удостовериться в том, что грузовые автозапчасти для сцепки исправны, как на полуприцепе, так и непосредственно на самом тягаче. На них также должны отсутствовать какие бы то ни было посторонние предметы. Полуприцеп следует надёжно застопорить посредством стояночного тормоза, а его накатная плита должна по высоте быть чуть ниже той, которую имеет седельная плита на тягаче. Проводку и соединительные шланги желательно подвесить к тягачу – так они нисколько не будут мешать проведению сцепки.

Сама же процедура проводится в такой очерёдности:

  • Предохранитель саморасцепки отводят в сторону и выставляют переключатель, отвечающий за расцепку в переднюю крайнюю позицию;
  • Тягач подают задним ходом до входа шкворня в замковое соединение на седельном механизме до самого упора. Сцепка в такой ситуации проходит в авторежиме, при этом управляющий рычаг переходит в крайнюю позицию без участия водителя;
  • Тягач застопаривают посредством стояночного тормоза;
  • Убеждаются, что отвечающий за саморасцепку предохранитель пребывает в рабочей позиции – он полностью перекрывает шток, а обеспечивающий сцепку рычаг перешёл в заднюю крайнюю позицию;
  • Приподнимают опорный механизм вплоть до упора вверх и надёжно его фиксируют.

Если грузовой компонент обладает однопроводным тормозным комплексом, открывают крышку на соединительном блоке и отсоединяют шланг, переводя кран в позицию, параллельную оси. Сама кран выставлен в режим «Заторможено».

Если имеет место комбинированная система торможения, открывают крышки на нескольких соединительных блоках и отключают последовательно все шланги, после чего соединяют головки исходя из цветных обозначений. Кран выставляют параллельно оси и снимают полуприцеп со стояночного тормоза.

Как видите, никаких особых проблем со сцепкой нет. Главное, чтобы запчасти для полуприцепов пребывали в исправном состоянии и не имели даже незначительных дефектов. Если сцепка проведена верно, проблем с обратным разъединением элементов системы не будет. Для этого следует затормозить тягач, опустить опорный механизм до требуемого уровня и перекрыть краны, выставив рукояти перпендикулярно осям. Рассоединяют головки и соединяют кронштейны, отключая оборудование и слегка подавая тягач вперёд – расцепка пройдёт автоматически. Вот и всё, ничего сложного, важно лишь соблюдать верную очередность действий.

Выполнение сцепки и расцепки тягача с полуприцепом

При перевозке грузов необходимо не только обеспечить их сохранность, но и безопасность движения всей фуры. Неважно, планируется ли дальняя поездка или передвижение по городу, сцепка и расцепка тягача с полуприцепом должна быть выполнена правильно.

Следование требованиям безопасности гарантированно убережет водителей от потери грузов, дорожных происшествий, продлит сроки эксплуатации машин.

Общие рекомендации

Цеплять тяжелую технику водитель должен только после получения подробного инструктажа на рабочем месте. Кроме того, новичку нужно иметь представления о требованиях СНИП, изучить фото устройств и видео, пройти практическое обучение.

Чтобы избежать происшествий, нужно максимально сконцентрироваться, устранить все отвлекающие факторы, соблюдать следующие правила безопасной работы:

  1. Следить за тем, чтобы техника была надежно закреплена с помощью стояночного тормоза. Для дополнительной фиксации положения полуприцепа опускаются опорные устройства. Особенно важно контролировать устойчивость конструкции на морозе.
  2. Не стоять между тягачом с работающим двигателем и полуприцепом во время сцепки.
  3. Не пользоваться при буксире посторонними предметами.
  4. Запрещается применять метод толкания техники, чтобы зацепить полуприцеп к стоящему тягачу.
Читать еще:  Как управлять мини погрузчиком

Пошаговые инструкции

Независимо от производителя, будь то европейские тягачи (Магнум, Ман, Даф, Мерседес или Вольво), американские (Фредлайнер) или российские (Зил, Маз или Камаз) сцепление с полуприцепами проводится в одинаковом порядке:

  1. Подготовка транспортных средств.
  2. Полуприцеп устанавливается на стояночный тормоз, после этого можно спускать и закреплять опорные устройства.
  3. Сцепка.
  4. Присоединение шлангов и электропроводки.
  5. Поднятие опорных устройств, снятие прицепа с тормоза.
  6. Проверка надежности сцепки.

Подготовительный этап

Прицеплять можно только исправную технику, поэтому перед проведением любых манипуляций проверяется работа механизмов: шкворня (деталь поворотных узлов на прицепе в форме металлического стержня) и сцепного устройства (стальная плита полукруглой формы на раме тягача).

В первую очередь оценивается состояние седельной части – основного узла и элементов для крепления. Седло тягача тщательно очищается от загрязнений, с поверхности убираются посторонние предметы.

Следующий шаг – закрыть борта прицепа, установить его в устойчивое состояние с помощью стояночных тормозов. Зацеплять и отцеплять технику нужно на ровной горизонтальной поверхности. Для надежной фиксации полуприцепа используются опорные механизмы. Накатная плита прицепа выравнивается на уровне или чуть ниже седла тягача.

Шланги, провода для безопасности подвешиваются к тягачу.

Сцепка

Процесс осуществляется по определенному алгоритму, который включает в себя несколько шагов:

  1. Рычаг управления устанавливается в крайнее переднее положение, а предохранитель расцепки отводится в сторону.
  2. Потихоньку тягач передвигается назад до полного вхождения полуприцепного шкворня в седло тягача. Сцепка проводится автоматически. Как только это произошло, прицеп сразу останавливается стояночным тормозом.
  3. Проверяется надежность сцепки автопоезда: рычаг управления сцепкой должен быть отведен назад до упора, а предохранитель самопроизвольной расцепки установлен в рабочее положение (перекрывает шток).
  4. Присоединить электрические провода и шланги воздуха пневматического привода, проверить работоспособность систем.
  5. После завершения сцепки транспорт растормаживается, поднимаются и закрепляются опорные устройства, отпускается стояночный тормоз полуприцепа.

Последний этап – проверка крепления, работы тормозов и приборов.

Расцепка

Чтобы отсоединить полуприцеп от тягача, используется следующий порядок действий:

  1. Транспортные средства поставить на стояночный тормоз.
  2. Максимально опустить опорные устройства на прицепе.
  3. Отсоединить кабель электропроводки, а головки пневматического привода тормозов по очереди: сначала питающую, затем – управляющую магистраль, закрыть крышками. Шланг закрепляется на тягаче.
  4. Поднять предохранитель расцепки, а ручку управления потянуть на себя до фиксации. При этом сильная запорная задвижка откроет запорный крюк.
  5. Медленно отцепить полуприцеп от тягача, на первой передачи отъезжая до полной расцепки.

Проблемы и способы их решения

В процессе сцепки тягача и полуприцепа у неопытных водителей могут возникнуть сложности. Большинство проблем связаны с технической неисправностью элементов, например, износа тормозных колодок или пружин, нарушение герметичности соединений. Если при диагностике выявлены такие факты, детали нужно заменить.

В некоторых моделях сцепных устройств производители предусматривают дополнительные элементы конструкции, снижающие ее износ:

  1. Резиновые накладки между опорной плитой и кронштейнами. Изношенные элементы можно заменять новыми.
  2. На седельных тягачах, используемых для транспортировки цистерн или самосвальных прицепов, устанавливаются резиновые втулки на седле. Это позволяет расцеплять технику, снижая риск деформации рамы.

Наиболее подверженными износу элементами седельно-сцепной системы считаются шкворень, плита, подшипники опорных кронштейнов.

Устранить люфт, возникший из-за зазора и изнашивания механизмов, можно несколькими способами:

  1. Купить и заменить изношенное полукольцо на плите.
  2. В некоторых моделях сцепных устройств запорные клинья поджимаются ручным способом к шкворню.
  3. Опорную плиту защитить от износа можно нанесением на ее поверхность пластичной смазки. Еще один способ – поставить на нее накладки антифрикционные, заменять их по мере износа.
Читать еще:  Что такое кран балка

При заклинке разжимного кулака используется смазка.

Где можно научиться

Самый простой вариант научиться подцеплять тягач и полуприцеп – найти опытного дальнобоя и временно прикрепить к нему новичка. Этот процесс только на первый взгляд кажется сложным. По мере накопления опыта действия водителя проводятся на автомате, быстро и качественно.

Обычно в автошколе нет нужной техники. Можно на время обучения сцепки с тягачами взять недорогие полуприцепы в аренду. А когда новичок освоится в полной мере, запланировать выкуп, рассрочку или обмен подходящего по мощности и грузоподъемности транспорта. Важно понимать, что автошкола только помогает получить базовые навыки, изучить теорию, а все остальное приобретается с опытом.

Детальная информация видна на видео:

Сцепка тягача с полуприцепом — порядок, как отцепить

Правильная и надежная сцепка тягача с полуприцепом обеспечит целостное состояние грузов, а также безопасное движение. Кроме того, она повышает эффективность работы машины, что является важным условием для служб, которые занимаются грузоперевозками ежедневно.

Общие указания

До начала проведения сцепки, стоит проверить исправность седельного тягача и его крепления. Все механизмы должны работать, а лишние детали отсутствовать. Все предметы, посредством которых создается укрепление, должны быть исправны.

Условием сцепления является состояние чистой области седельной плиты, с отсутствием лишних деталей. Сцепка разрешается лишь в приторможенном виде с применением стояночного тормоза. Также торможение можно подстраховать седельно-сцепными устройствами.

Еще необходимо постоянно наблюдать за расположением резиновых труб и электрических проводов, так как из-за них происходит аварийная ситуация. Для обеспечения безопасности, провод можно повесить на опорный механизм.

Порядок проведения сцепки

Для начала убедиться в отсутствии посторонних деталей. При наличии, их стоит убрать. Потом стоит обездвижить трал. Шкворень для сцепки закрепить на полуприцепе между верхней стенкой и штоком.

Затем установить рычаг, который управляет расцепкой, в переднее место, а предохранитель (защитное устройство) отвести на противоположную часть.

Требуется осуществить подачу опорного устройства в конец. Это нужно, чтобы шкворень смог войти в седельное отверстие. И в конце отвести его в крайнее верхнее положение, а шток и защиту зафиксировать в рабочее положение.

Для того чтобы избежать проблем со сцеплением, нужно вовремя осматривать все узлы прицепа и опорного устройства. И также уделять внимание тормозным системам. Для предотвращения самопроизвольной расцепки, нужно установить не больше шести замковых устройств, которые действуют самостоятельно (не зависят друг от друга), одно из них должно быть с ручным управлением.

Порядок расцепки

Если требуется отцепить полуприцеп от механизма тягача, то используя механизмы фиксированной части, нужно остановить, как весь агрегат, так и детали опорного устройства. Затем стоит облегчить напряжение на опорный механизм и освободить его конечные рессоры.

После этого отключить электропитание от трала. И, наконец, выдвинуть рычаг вперед и открыть замок. Таким способом удастся отцепить полуприцеп.

Цена на седельные тягачи

Стоимость зависит от года выпуска, пройденных километров и модели тягача. Так, например, финансовый тягач обойдется в 150 000 руб., дорогой – до 6 281 333 руб. Большинство машин можно приобрести за 2 500 000 руб. – 3 500 000 руб.

Распространенными моделями являются MAN TGS, Scania, Mercedes-Benz и КамАз. Соответственно, механизм сцепки тягача с полуприцепом будет немного отличаться.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector