Как отрегулировать сцепление на т 40
Содержание
- 1 Как отрегулировать сцепление на т 40
- 1.1 Как на Т-40 отрегулировать сцепление
- 1.2 Схема корзины сцепления и принцип ее работы
- 1.3 Рекомендации по эксплуатации
- 1.4 Регулировка сцепления
- 1.5 Заключение
- 1.6 Муфта (корзина) сцепления трактора Т-40: схема и регулировка
- 1.7 Муфта сцепления Т-40
- 1.8 Рекомендации по эксплуатации
- 1.9 Регулировка муфты сцепления Т-40
- 1.10 Техническое обслуживание муфты сцепления тракторов Т-40 и Т-40А
- 1.11 Как отрегулировать сцепление трактора Т-40: устройство и способы регулировки
- 1.12 Устройство сцепления
- 1.13 Инструкции по регулировке сцепления
- 1.14 Техническое обслуживание
- 1.15 Рекомендации по эксплуатации
Как на Т-40 отрегулировать сцепление
Сцепление — один из ключевых узлов любого транспортного средства. От его исправности зависит правильное переключение передач и, следовательно, движение трактора. Плавность хода, удобство управления, оптимальное распределение нагрузки между двигателем, ходовой и валом отбора мощности тоже зависят от работоспособности этого важного узла. Своевременная регулировка сцепления Т 40 обеспечит комфортное управление трактором и послужит надежной профилактикой поломок. Трактор Т-40 – наследие советского автопрома. Среди приоритетов при разработке узлов и агрегатов была возможность выполнить обслуживание и ремонт в буквальном смысле в полевых условиях. Это одна из причин, по которой эти тракторы по-прежнему востребованы: все необходимые работы можно выполнять своими руками, в гараже, сокращая расходы на профессиональное обслуживание. Регулировка сцепления – одна из тех операций, которые легко освоить.
Схема корзины сцепления и принцип ее работы
Корзина или муфта сцепления предназначена для того, чтобы разъединять мотор и КПП. Это обеспечивает прерывание подачи крутящего момента от двигателя к коробке передач, а также обеспечивает быстрое и безопасное переключение передач и позволяет плавно начать движение.
Основные составляющие корзины — две муфты: главного сцепления трактора и сцепления вала отбора мощности (ВОМ). Тип муфт — сухие (т. е. несмазываемые маслом) однодисковые. Управление — раздельное, постоянно замкнутое. Корзина установлена на маховике двигателя.
Принцип действия следующий. Конструкция корзины включает в себя три диска: ведомый, нажимной и ведущий. Нажимные пружины обеспечивают постоянное поджимание ведомого диска ведущему и к маховику мотора. Когда водитель нажимает на педаль сцепления в кабине, перемещается отводка с подшипником, рычаг и ВОМ отключается.
Рекомендации по эксплуатации
Необходимо следовать следующим рекомендациям:
- Не стоит лишний раз выжимать сцепление.
- Нельзя держать ногу на сцеплении постоянно во время движения, это приводит к повышенному износу дисков.
- Выжимать и отпускать педали нужно быстро, плавно и до полного упора. Важно не задерживать педаль в промежуточном положении.
- Важно своевременно регулировать свободный ход педалей.
При соблюдении этих несложных правил механизм будет работать правильно и без поломок долгое время.
Корзина сцепления — достаточно простой и надежный в работе механизм, однако требует периодического обслуживания. Оно сводится к смазке трущихся деталей, проверке резьбовых соединений и их подтяжке, если в этом есть необходимость. Для смазки используется солидол и штоковый шприц, которым смазка вводится через пресс-масленку, находящейся с той же стороны, что и корзина. Так смазка попадет на трущиеся поверхности кронштейна и отводки, а также в подшипник отводки главной муфты. Сами муфты не смазывают, так как они сделаны по сухому типу. Процедуру проводят через каждые 240 моточасов работы трактора.
Со временем уменьшается ход педали и его требуется периодически регулировать. Свободный ход должен равняться 35—50 мм, а рабочий — 85—90 мм.
Регулировка сцепления
По мере эксплуатации накладки ведомых дисков подвергаются трению и изнашиваются. В результате уменьшается зазор между концами отжимных рычагов (лапок) и упорным подшипником. Своевременная регулировка лапок сцепления Т 40 восстанавливает зазор и уменьшает трение.
Нормальный зазор должен быть 4 мм. При уменьшении этого показателя концы рычагов начнут соприкасаться с подшипником, сцепление начнет пробуксовывать, что в свою очередь приведет к увеличению трения и обе детали быстрее износятся.
Вопрос, как отрегулировать сцепление на тракторе Т 40, встает после того, как ход педалей уменьшается до 2,5 см. Вымерять перед регулировкой миллиметры и ждать точного значения не нужно: при уменьшении хода педали выжимать сцепление становится труднее, оно «тугое». Регулировку можно выполнить двумя методами: с помощью тяги или болтов. Перед тем как приступать к работе, стоит посмотреть пару видео роликов, чтобы снять возможные вопросы.
Регулировка тягой
Порядок действий:
- Сначала открываем верхний люк корпуса корзины сцепления. Под ним находится ось вилки тяги, зафиксированная шплинтом.
- Ось расшплинтовываем, вилку снимаем с рычага.
- Свинчивая и навинчивая вилку, подбираем правильную длину тяги, одновременно замеряя зазор между концами рычагов и выжимным подшипником. Он должен быть равен 4 мм.
- Выставив правильную длину тяги, ставим на место ось вилки и зашплинтовываем.
- Устанавливаем крышку люка.
Регулировка путем изменения длины тяги достаточно проста, доступна начинающему механику и не занимает много времени. Однако в ряде случаев этот способ не подходит. В таком случае используется настройка при помощи регулировочных болтов.
Регулировка болтами
Порядок действий:
- Открываем верхний люк корзины и находим гайку, фиксирующую болты.
- Расшплинтовываем эту гайку.
- Если раньше регулировка производилась с изменением длины тяги, необходимо вернуть её в первоначальное положение.
- Отворачиваем гайку. Это обеспечит смещение концов рычагов муфты в сторону мотора. Достаточно перемещения на 5—8 мм, чтобы соединить рычаг и вилку тяги;
- Зашплинтовываем ось вилки.
- Проверяем зазор между концом отжимного рычага и выжимного упора подшипника отводки щупом. Зазор должен составлять не более 4 мм.
Проводя ремонт корзины сцепления, важно правильно установить пружины сервоустройства — это специальный механизм, облегчающий выжимание педали. Пружины устанавливают точно в отверстие кронштейна, предварительно переместив педаль в верхнее положение.
Заключение
В помощь начинающему механику — подробные инструкции и видеоролики, где подробно показаны все этапы ремонта. Отсрочка ремонта неизбежно приведет к тому, что потребуется крупный ремонт или замена сцепления, а это неизбежные расходы на запчасти и убытки от простоев. Регулярное и правильное обслуживание трактора — залог его долгой и стабильной работы.
Муфта (корзина) сцепления трактора Т-40: схема и регулировка
Без переключения передач движение трактора просто будет невозможным, а для этого необходимо использовать механизм сцепления. В этой статье мы рассмотрим принцип работы, схему и правильность регулировки муфты сцепления трактора Т-40, а также приведем несколько дельных советов, которые помогут продлить её срок службы в целом.
Муфта сцепления Т-40
Главное назначение данного механизма – разъединение цепи, с помощью которое передаться мощность от двигателя к коробке передач, а также для её кратковременного разъединения, чтобы обеспечить возможность быстрого и безударного переключения передачи и плавного начала движения трактора.
Схема корзины сцепления Т-40 и принцип её работы
Сам механизм муфты состоит из муфты главного сцепления трактора и муфты сцепления ВОМ, каждая из которых сделано по типу сухой однодисковой с постоянно замкнутым раздельным управлением.
Ниже приведем схему муфты (корзины) сцепления для трактора Т-40 и рассмотрим её принцип работы.
Данный механизм позволяет передать вращение и сам крутящий момент от двигателя на два разных потока движения и на привод рабочих органов. Что обеспечивает переключение передач трактора без его остановки и выключения ВОМа.
Монтаж муфты сцепления Т-40 осуществлен на маховике двигателя и состоит и ведомого диска (17, 18), нажимного (9, 16) и ведущего (8). При помощи нажимных пружин (6) ведомый диск постоянно поджимается к ведущему и самому маховику. При нажатии на педаль сцепления в кабине происходит перемещение отводки с подшипником (24).
При этом подшипник нажимает на рычаг (21), тем самым отключая муфту сцепления.
Нажимая на педаль сцепления вала отбора мощности происходит перемещении втулки с подшипником (15), он нажимает на рычаг (23), и происходит отключение сцепления вала отбора мощности.
Рекомендации по эксплуатации
Для того чтобы продлить срок службы и уберечь механизм от преждевременного износа выполняйте данные не сложные указания:
• Без надобности не выключайте муфту и не держите её долго отключенной при работающему двигателе;
• Держать ногу на педали вовремя движения не нужно;
• Отключение необходимо производить быстро, нажимая педаль до полного упора;
• Включение нужно осуществлять плавно и без каких-либо задержек в промежуточном положении;
• Необходимо своевременно проводить регулировочные работы педалей.
Регулировка муфты сцепления Т-40
Со временем накладки ведомых дисков изнашиваются и концы рычагов подходят близко к подшипнику, уменьшая зазор. Когда зазор будет минимальным то лапы рычагов начнут касаться обоймы подшипника, и это произведет к повышения трения и увлечению износа.
Нормальный параметр зазора между отжимным рычагом и упорным подшипником отвода должен быть 4 мм.
Регулировку муфты необходимо проводить при уменьшении хода педалей до 2,5см, и их можно делать двумя методами: с помощью тяги или болтов.
Регулировка тягой
Четко следуйте нашей инструкции:
• Сначала открываем верхний люк корпуса;
• Расшплинтовать ось вилки тяги;
• Снять вилку рычага;
• Свинчивая вилку, устанавливаем такую длину, чтобы в момент соединения вилки с рычагом зазор стал номинальным – 4 м
• Ставим ось вилки на место и зашплинтовываем её;
• Ставим на место крышкой люка.
Регулировка болтами
Если изменить длину тяги нельзя, то регулировку муфты сцепления трактора необходимо проводить регулировочными болтами, для этого:
• Открываем верхний люк;
• Расшплинтовываем гайку (22) болтов;
• Поскольку обычно регулировку делает с помощью длины тяги, то необходимо вернуть её на первоначальное положение, если так регулировка не производилась, то пропускайте этот пункт;
• Отвертывая гайку (22), перемещаем конце каждого рычага муфты к направления к двигателю на 5-8 мм, чтобы соединить рычаг муфты и вилку тяги;
• Далее зашплинтовываем ось вилки;
• Окончательный процесс регулировки проводим с помощью зазорного щупа между концом отжимного рычага и выжимного упора подшипника отводки до 4 мм
Разница зазоров не должна быть более 0,4мм.
Смотрите схему управления муфтами главного сцепления и сцепления вала отбора мощности.
Помните, в момент разборки привода нужно правильно установить пружины сервоустройства, которые снижают усилия на педаль. Пружину ставят в отверствии кронштейна, чтобы педаль была в верхнем положении.
Основные показатели для регулировки
Пружину устанавливают в одно из отверстий кронштейна так, чтобы педаль удерживалась в крайнем верхнем положении, а при нажатии на нее снижала уси¬лие на педали.
Техническое обслуживание муфты сцепления тракторов Т-40 и Т-40А
Необходимо периодическое проведение смазки муфты сцепления, её регулировки, а также своевременная подтяжка резьбовых соединений.
Рис. 50. Устройство муфты сцепления трактора Т-40 и Т-40А.
а) – Главная муфта сцепления выключена, муфта сцепления независимого привода ВОМ включена;
б) — Главная муфта сцепления включена, муфта сцепления независимого привода ВОМ выключена;
1) – Ось педали муфты ВОМ;
2) – Пружина педали муфты ВОМ;
3) – Педаль муфты ВОМ;
4) – Регулировочная тяга;
5) – Вал муфты сцепления ВОМ;
7) – Стакан подшипника;
8) — Каркасный сальник;
9) — Вал главной муфты сцепления;
10) – Кронштейн отводки;
11) – Нажимной болт;
12) – Пружина отжимного рычага;
13) – Трубка подвода смазки к отводам;
14) – Упор нажимного болта;
15) – Отжимной рычаг муфты ВОМ;
17) – Рычаг муфты ВОМ;
18) – Стакан пружины;
19) – Нажимная пружина;
20) – Нажимной диск муфты ВОМ;
21) – Прокладка пружины;
22) — Нажимной диск главной муфты;
23) – Маховик двигателя;
25) — Ведущий диск муфты ВОМ;
26) – Отводка выключения главной муфты;
27) – Упорный подшипник отводки главной муфты;
28) – Отводка выключения муфты ВОМ;
29) — Упорный подшипник отводки муфты ВОМ;
30) – Ступица ведомого диска муфты ВОМ;
33) – Каркасные сальники;
34) – Коленчатый вал двигателя;
35) – Ступица ведомого диска главной муфты;
36) – Ведомый диск муфты ВОМ;
37) — Ведомый диск главной муфты;
38) – Отжимной рычаг главной муфты;
39) – Регулировочный болт;
40) – Сферическая шайба;
41) – Корончатая гайка;
42) – Валик вилки выключения главной муфты;
43) – Корпус муфты;
44) – Рычаг главной муфты;
45) – Педаль главной муфты;
46) – Регулировочная тяга;
47) – Рычаг управления задним валом отбора мощности;
48) – Шестерня независимого привода ВОМ;
49) – Шестерня синхронного привода ВОМ;
50) – Блокировочная тяга;
51) — Вал педалей;
52) – Валик блокировки коробки передач.
Через каждые 240 часов работы трактора необходимо через маслёнку (16), которая расположена на стенке корпуса муфты с левой стороны, смазать солидолом поверхности сопряжения отводок с кронштейном (произвести 5-8 нагнетаний ручного шприца).
Упорные подшипники (27) и (29) отводок в процессе эксплуатации не требуют смазки, потому что при изготовлении в них закладывается смазка на весь срок службы. Также не нуждаются в смазке при проведении технического обслуживания роликоподшипник (32) и передний подшипник (31) вала главной муфты. В них закладывается солидол только при сборке муфты.
Валики вилок выключения и педали управления муфтой устанавливаются на капроновых втулках, которым смазка не требуется.
Таким образом, применение подшипников с заложенной на весь срок эксплуатации смазкой и несмазываемых капроновых втулок позволяет минимизировать количество точек смазки и сократить время проведения технического обслуживания.
По мере износа фрикционных накладок ведомых дисков главной муфты и муфты ВОМ уменьшается зазор между концами отжимных рычагов и упорными подшипниками – это влечёт за собой неполное выключение муфты и, как следствие, пробуксовку и повышенный износ накладок. Крайне важно проводить периодический контроль данного зазора и при уменьшении его от нормального размера 4 мм до 2,5-3 мм следует проводить регулировку.
Нормальный свободный ход педалей главной муфты и муфты ВОМ составляет 35-50 мм, рабочий ход составляет 85-90 мм, а полный ход составляет 120-130 мм. При уменьшении свободного хода до величины 25 мм муфту следует регулировать, изменяя длину тяг, которые соединяют педали с механизмом муфты.
При проведении регулировки главной муфты путём изменения длины тяги педали нужно расшплинтовать ось вилки (16) [рис. 55] тяги 11, вынуть ось и отвести вилку от педали (15).
Рис. 55. Механизм блокировки коробки передач трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Валик блокировки;
2) – Валик переключения передач;
3) – Корпус трансмиссии;
4) – Рычаг блокировки;
6) – Пружина фиксатора;
7) – Рычаг блокировки;
8) – Установочный винт;
10) – Тяга блокировки;
12) – Рычаг валика вилки выключения главной муфты;
13) – Корпус муфты сцепления;
15) – Педаль главной муфты сцепления;
17) – Ось рычага блокировки.
Путём свинчивания/навинчивания вилки следует установить требуемую длину тяги (11), при которой зазор между подшипником и отжимными рычагами будет равен 4 мм.
Проверяется зазор через люк в верхней части корпуса муфты щупом (он входит в комплект инструментов, прикладываемых к трактору). Если зазор соответствует требуемому размеру, следует закрыть крышку люка и зашплинтовать ось вилки. Аналогично регулируется зазор и в муфте ВОМ.
Следует помнить, что при значительном износе прокладок провести регулировку зазора путём изменения длины тяги педали не удаётся. В таком случае нормальный зазор между упорным подшипником и отжимными рычагами в главной муфте сцепления восстанавливается регулировочными болтами (39) [рис. 50]. Для этого нужно снять крышку люка и расшплинтовать корончатую гайку (41) регулировочного болта (39).
Необходимо свинтить гайку (41) и отвести конец рычага вперёд от упорного подшипника. Затем нужно провернуть рукояткой коленчатый вал двигателя и таким же способом отвести концы других рычагов. Так как до этого муфту регулировали только тягой педали и весь возможный ход назад отводки вместе с подшипником выбран, то следует концы рычагов отводить от подшипника на расстояние больше требуемого для установки нормального зазора. Это позволит тягой педали переместить отводку вперёд и создать, таким образом, запас хода для дальнейшей регулировки только тягой педали.
Для регулировки зазора между отжимными рычагами и отводкой муфты ВОМ нажимными болтами, через люк нужно ослабить контргайку и отвёрткой ввернуть в рычаг нажимной болт (11) до установки зазора 4 мм. После этого нужно завернуть контргайку. Провернув коленчатый вал двигателя, аналогичным способом регулируют остальные рычаги.
После отведения рычагов регулировкой длины тяги педали, следует по щупу установить зазор 4 мм между концами рычагов и подшипником отводки.
При проведении регулировки необходимо следить за тем, чтобы разница зазоров между рычагами и подшипником не превышала 0,4 мм, так как в противном случае при нажатии на педаль ход рычагов будет неодинаковым (это повлияет на плавность выключения муфты).
Так как корончатые гайки регулировочных болтов отвёртывают через люк в корпусе муфты, в комплект инструментов входит специальный ключ для удобства проведения данной операции.
В процессе эксплуатации следует соблюдать следующие правила управления муфтой:
1) – При работе на тракторе выключать муфту нужно плавно, но быстро, нажимая на педаль до отказа;
2) – Не следует держать долго включённой муфту при работающем двигателе;
3) – Выключать муфту следует без рывков и остановок в промежуточном положении;
4) – Нельзя держать ногу на педали муфты при движении трактора.
Как отрегулировать сцепление трактора Т-40: устройство и способы регулировки
Задача сцепления в современной сельскохозяйственной техники — обеспечить возможность быстро размыкать и смыкать контакт на участке цепи между двигателем и КПП, а также управляемым оборудованием. Для эффективной регулировки сцепления воспользуйтесь подробной инструкцией, детальным описанием устройства и принципов его работы.
Для модели Т-40 схема устройства, приведенная далее, подробно показывает расположение всех компонентов, благодаря чему Вы самостоятельно сможете разобраться в обслуживании механизма. Информация также актуальна для модели Т-40А, имеющей 238 1601130 диск сцепления ЯМЗ ведомый и другое сходное оборудование.
Итогом работы станет мягкое переключение передач, при котором техника плавно трогается с места и не производит рывков во время движения, а также бесперебойная передача вращения от мотора к вспомогательным механизмам.
Устройство сцепления
Состоящая из 2 частей муфта сцепления ЯМЗ 238 или корзина, закрепленная на маховике мотора, объединяет в себе два замкнутых механизма, управляемых по отдельности:
- Главная муфта — приводит в движение машину
- Сцепление ВОМ — через вал отбора мощности активирует оборудование
Перенос крутящего момента производится в 2 потока — переключение передач и остановка трактора производятся независимо от работы ВОМ, не требуя его остановки.
Схема муфты
В отличие от аналогов, использующих промежуточный диск сцепления ЯМЗ 236, агрегат оснащен нажимными и ведомыми дисками, прижатыми к ведущему пружинами. Используя педали, водитель запускает процессы выключения муфт для операций с КПП или оборудованием. Отвод или втулка с подшипником перемещает рычаги, размыкающие цепь переноса энергии вращения.
Инструкции по регулировке сцепления
Основная задача, которую решает регулировка сцепления трактора — поддержание оптимального зазора в 4 мм между концами отжимных рычагов и упорными подшипниками отводки. Усиленный износ, который также испытывают запчасти МТЗ и 40а модели, возникает при отсутствии необходимого промежутка между деталями и непосредственного контакта поверхностей.
Признак возникновения проблемы — система начала пробуксовывать. Кроме того, сократится свободный ход педали, составляя до 25 мм. В нормальном состоянии этот параметр составляет 35-50 мм, а рабочий ход — 70-90 мм (показано на схеме ниже). Решение возможно двумя способами, описанными далее, и подходит для регулировки муфт сцепления обоих типов.
Пружины сервоустройства при сборке привода важно правильно установить в предусмотренную полость на кронштейне. Они поддерживают педаль в крайнем верхнем положении и снижают усилие при нажатии.
Настройка тягой
- Откройте крышку, расположенную в верхней части агрегата
- Снимите тяговую вилку — освободите от шплинта и извлеките ось
- Выставьте расстояние в 4 мм — свинчивая вилку, измените длину тяги
- Возвращаем, шплинт и ставим ось, а затем закрываем крышку
Настройка при помощи болтов
- Открыв крышку, освободите гайки регулировочных болтов (на схеме 22)
- Верните исходную длину тяги, если ранее производили калибровку 1 способом
- Передвиньте концы рычагов к двигателю на 7-8 мм, отворачивая при этом гайки
- Совместите рычаг корзины с вилкой тяги, поставьте и зашплинтуйте осевую часть
- Воспользуйтесь щупом, чтобы завершить корректировку зазора — не более 0,4 см
- Измерьте зазоры между рычагами — максимально допустимая разница 0,4 мм
Техническое обслуживание
Всего 3 основных задачи по обслуживанию 40 модели поддержат агрегат в безупречном рабочем состоянии:
- Своевременная подтяжка болтов
- Смазка деталей, подверженных трению
- Контроль исправности соединений с резьбой
Сократить время на техобслуживание позволяет конструкция роликоподшипника (12), переднего подшипника, установленного на коленчатый вал главной муфты, а также упорных подшипников (на схеме 15 и 24). Они не требуют ухода, так как заводская смазка рассчитана на весь срок эксплуатации.
Проработав 230 часов, смажьте соприкасающиеся поверхности отводки и кронштейна через масленку, размещенную на корпусе слева
Добавляйте смазку в подшипник, расположенный в механизме отводки
Используйте солидол, наносить который удобно через штоковый шприц
Обратите внимание, что в смазке также не нуждаются капроновые втулки, на которых установлены педали управления и валики вилок.
Рекомендации по эксплуатации
Износ компонентов возможно сократить, продлевая эксплуатационный ресурс устройства соблюдением простых указаний:
- Выключайте муфту только для операций с КПП или оборудованием
- Избегайте продолжительного отключения с заведенным мотором
- Жмите на педаль до полной остановки ее хода, быстро переключая передачу
- Снимайте ногу с педали сразу после совершения операции
- Регулярно проверяйте и калибруйте движение педалей
- Остановки в незавершенной позиции увеличат износ
- Возвращайте педаль в исходную позицию нерезко
Откорректировав зазор механизма, не забывайте менять накладки ведомых дисков, толщина которых уменьшается по мере эксплуатации.