Башенные краны технические характеристики таблица
Содержание
- 1 Башенные краны технические характеристики таблица
- 1.1 Башенный кран на рельсовом ходу КБ-403
- 1.2 Сфера применения
- 1.3 Основные технические характеристики
- 1.4 Устройство КБ-403
- 1.5 Характеристики основных составляющих
- 1.6 Модификации
- 1.7 Башенные краны технические характеристики таблица
- 1.8 Описание конструкции и параметров башенных кранов
- 1.9 Технические характеристики
- 1.10 Устройство и способы передвижения
- 1.11 Модели оборудования
- 1.12 Сфера применения и установка
- 1.13 Общие сведения о назначении и классификации башенных кранов
- 1.14 Из чего состоит и как работает
- 1.15 Классификация
- 1.16 Как выбрать
Башенный кран на рельсовом ходу КБ-403
Сфера применения КБ-403 разнообразна. Его часто можно увидеть при строительстве жилых комплексов, административных зданий, торгово-развлекательных центров. Кран башенный КБ-403 хорошо зарекомендовал себя на крупных промышленных предприятиях и электростанциях. В строительстве и монтаже конструкций применение КБ-403 значительно облегчает перемещение грузов на необходимую высоту и существенно сокращает время работы.
Башенный кран используется для подачи тяжелого материала, конструкций и бетонных плит в любую точку строительной площадки. Индекс «4» обозначает размерную группу (грузоподъемность 8 тонн). А обозначение «03» говорит о том, что кран имеет поворотную башню.
Сфера применения
С помощью КБ-403 (альтернативное обозначение Кбк-160.2) все монтажные и строительные работы стали механизированы.
Также КБ-403 используют на зерновых элеваторах и промышленных предприятиях, заводах и электростанциях.
Высота подъема тяжеловесов до 8 тонн = 57,5м. Кран выполняет на рабочей площадке все вертикальные и горизонтальные передвижения строительных конструкций и материалов на нужное место.
Основные технические характеристики
Модернизация балочных кранов 4-й размерной группы производилась на Нязепетровском ЗСМ и на Московском «ПО Строймаш». Изменения в конструкции затронули ряд важных узлов, и технические характеристики кранов КБ-403 приняли сегодняшний вид.
Таблица технических характеристик башенного агрегата:
Конструктивные особенности башенного крана кб 403
Устройство КБ-403
- Башня — решетчатая поворотная, имеет регулируемую высоту. Состоит из выдвижных секций, головная секция — разборная.
- Подращивание башни КБ-403 производится снизу.
- Стрела — решетчатая одноподвесная балочная секционная, представляет собой трехгранную ферму, по которой двигается тележка.
- Грузоваятележка закреплена шарнирами и тросами, предназначена для транспортировки материалов, деталей.
- Поворотнаяплатформа представляет из себя плоское устройство, на которое монтируется портал. Сверху спереди — проушины опорного шарнира. Сбоку расположены шкафы с контроллерами и пускателями. Сзади к поперечной балке приварены тяги, на которые крепится стреловой полиспаст. На поперечные балки укладываются плиты балласта весом 30 т.
На платформе размещаются главные устройства крана: механизм поворота, лебёдки (грузовая и стреловая). По обе стороны стальными шпильками закрепляются 2 блока противовеса.
Опорой для поворотной платформы является ходовая рама, соединяются они при помощи ОПУ. Поворотный механизм на КБ-403 представляет из себя роликовый круг (в 1 ряд), диаметр = 2,5м.
- Портал монтируется на поворотной платформе, открыт сверху и снизу для прохода секций башни.
- Канатнаясистема оснащена полиспастами.
- Механизмом можно управлять из кабины и с земли.
Характеристики основных составляющих
Башня КБ-403 поворотная, что делает кран удобным в использовании на любой строительной площадке. Решетчатая конструкция башни максимально облегчает его общий вес. В отличие от предшествующих моделей, головная секция башни здесь является разборной.
Башня крана КБ-403
Стрела башенного крана – балочная, имеет классическую трехгранную ферму, состоит из секций, которые крепятся друг к другу фланцевыми соединениями. Вылет стрелы можно менять с помощью ее наклона или перемещением грузовой тележки.
Стрела КБ 403
Грузовая тележка передвигается вдоль всей длины стрелы и применяется для подъема и перемещения грузов на строительной площадке. Для этого конструкция тележки снабжена тросами.
Грузовая тележка КБ-403
Поворотная платформа также имеет некоторые отличия от старых моделей. Механизм поворота башни КБ-403 представляет собой роликовый круг диаметром в 2,5 метра. На плоскость поворотной платформы монтируется портал. Сзади поперечная балка оснащена тягами, к которым крепится система блоков стрелового полиспаста. На поперечных балках размещаются плиты-противовесы массой в 30 тонн. Сбоку находятся шкафы с пускателем и контролерами. В качестве опоры поворотной платформы используют ходовую раму.
Портал необходим для наращивания секций башни. Устройство крана КБ-403 предусматривает наращивание инвентарных секций в количестве от двух до пяти единиц, что позволяет поднять стрелу на максимальную высоту уровня шестнадцатиэтажного дома. Портал может быть открыт для приема секций как сверху, так и снизу.
Канатная система башенного агрегата оснащена системами блоков (полиспастами).
Особенность кабины
Кабина – основной пункт управления башенным краном. Здесь расположены контролеры, рычаги и переключатели, отвечающие за подъем-опускание стрелы, движение тележки, операции с крюком и другие функции. Отлично остекленная кабина КБ-403 позволяет машинисту без помех наблюдать за работой и контролировать ситуацию. Для комфортной работы внутренняя обшивка кабины снижает вибрацию крана и блокирует внешние шумы.
В наружной части кабины используется антикоррозийный защитный слой, благодаря которому модуль не боится капризов природы. Для работы в холодное время года кабина башенного крана снабжается системой обогрева.
Система безопасности
Устройство безопасности не даст произойти аварии. Кран башенный КБ-403 снабжен всеми необходимыми датчиками и другими измерительными приборами, которые вовремя среагируют на недопустимый вес поднимаемого груза и предупредят машиниста об этом с помощью звукового сигнала. Система самостоятельно заблокирует дальнейший подъем стрелы или крюковой обоймы во избежание опасной ситуации.
Модификации
На данный момент существует несколько модификаций базовой модели башенного крана КБ-403, это:
- КБ-403А, который отличается подъемом до 16-ого этажа, более удобным и легким управлением из конструктивно улучшенной кабины, повышенными скоростями подъема и движения погрузочной тележки, а также большей устойчивостью при повышенном грузовом моменте.
- КБ-403Б, предназначенный для подъема грузов на постройках до 17-ти этажей. Имеет больший вылет стрелы и выполняется в 4-х вариантах с разным грузовым моментом (от 120-ти до 132-х), общей высотой, вылетом стрелы и т.п. Отличается надежностью конструкции и простотой обслуживания.
- КБ-403Б.4 используется в подъеме грузов до 35,4 м. Имеет увеличенный вылет стрелы и грузовой момент.
Сравнительные характеристики моделей:
Башенные краны технические характеристики таблица
Башенный кран КБ-303 ( КБК -100.1) выполнен на базе узлов основной модели этого класса — Крана КБ-100.1. Кран полноповоротный самоходный, с трубчатой поворотной (разгруженной) башней, балочной стрелой. Он комплектуется стрелами длиной 20 и 25 м и работает при их установке в горизонтальное или наклонное положение. В последнем случае каретка может передвигаться при наклоне стрелы до 12°30’. Если наклон каретки больше, то она закрепляется неподвижно в конце стрелы, и кран работает как с обычной маневровой стрелой.
Лестница для подъема крановщика в кабину помещена внутри башни, а сама кабина прикреплена к кронштейнам в верхней ее части.
На корневой части стрелы, имеющей треугольное сечение, установлена лебедка передвижения грузовой каретки, там же крепятся канаты стрелового расчала и конечные выключатели ограничения вылета стрелы и хода каретки. Противовес крана состоит из десяти железобетонных плит, уложенных внизу на поворотной части крана.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
В кране применены унифицированные механизмы:, стреловая лебедка Л-450-Ш, грузовая — Л-3.2-И, механизм поворота, четыре двухколесные ходовые тележки и кабина.
Кран монтируется и демонтируется при помощи собственных механизмов и автомобильных кранов грузоподъемностью не менее 7 т (АК-75, КС-3561, КС-3562). Транспортироваться между объектами кран может в собранном виде на прицепе к автомобилям типа МАЗ -210 на подкатной тележке.
Рис. 1. Кран КБ-303 ( КБК -100.1):
Б — барабан лебедки передвижения грузовой каретки
Рис. 2. Высотные характеристики крана КБ-303 ( КБК -100.1):
1 — для стрелы длиной 20 м; 2 — то же, 25 м
Башенный кран КБ-306 (С-981) предназначен для строительства объектов высотой до 50 м. Он. представляет собой ( рис. 3) полноповоротную самоходную машину, снабженную многодвигательным электроприводом с питанием от сети переменного тока напряжением 220/380 В. Ограничитель грузового момента крана позволяет получать две грузовые характеристики (рис. 4). Переход с одной на другую производится изменением кратности запасовки грузового полиспаста.
Рис. 3. Кран КБ-306 (С-981)
Рис. 4. Грузовысотные характеристики крана КБ-303:
1 — грузоподъемность при двухкратной запасовке грузового полиспаста; 2 — то же, при четырехкратной запасовке грузового полиспаста (груз массой более 5 т поднимают только при этой запасовке); 3 — высотаподъема крюка при основной сборке; 4 — то же; при сборке I (две секции и-25 м стрела); 5 — то же, при сборке II (три секции и 20 м стрела); 5 —то же, при сборке- III (две секции и 20 м стрела); 7 — то же, при сборке IV (три секции и 15 м стрела); 8 — то же, при сборке V (две секции и 15 м стрела)
Таблица 1
Техническая характеристика башенного крана КБ-303
Конструкция крана позволяет получить пять дополнительных сборок, отличающихся высотой башни и длиной стрелы.
Кран состоит из ходовой рамы, поворотной платформы, башни, стрелы, крюковой подвески, полиспастов, противовеса и балласта, опоры стрелы, унифицированных механизмов, приборов безопасности и электрооборудования Стрела и башня прямоугольной ре шетчатой конструкции сварены из уголков. Секции стыкуются откидными болтами. Противовес и размещенный в центре балласт состоят из железобетонных плит, изготовляемых заказчиком по прилагаемым к крану чертежам. К унифицированным механизмам и узлам относятся стреловая лебедка типа Л-450-111, грузовая лебедка типа Л-500-1, механизм поворота З-П-П, шариковый поворотный круг, четыре двухколесные ходовые тележки (в том числе две ведущие) и кабина машиниста.
Рис. 6. Грузовые характеристики крана С-981Б:
а — при горизонтальной стреле; б — при маневровой стреле и закрепленной грузовой каретке; 1 — при, двухкратной запасовке грузового каната; 2 — то же, четырехкратной
На кране установленьГограничители: грузового момента типа ОГП -1, высоты подъема крюка, вращения и передвижения крана, крайних положений стрелы, а также указатель вылета, анемометр типа М-95 и молниеприемник.
Кран транспортируется по железной дороге или на подкатной тележке на прицепе к тягачу КрАЗ-221.
Башенный рельсовый кран С-981Б (рис. 5; 6; табл. 3) — это модификация крана КБ-306, в отличие от которого имеет балочную стрелу с грузовой кареткой. Ограничитель грузового момента позволяет получить две грузовые характеристики. Их переключение осуществляется изменением кратности запасовки грузового полиспаста. Грузоподъемность крана может быть изменена при закреплении каретки и работе как с маневровой стрелой. Стрела выполнена из уголков и имеет треугольное сечение. По нижним ее поясам перемещается грузовая каретка.
Таблица 2.
Техническая характеристика башенного крана КБ-306 (С-981)
Башенный кран на рельсовом ходу КБ-401 (КБ-1602) предназначен для механизации строительства объектов высотой до 60 м и представляет собой полноповоротную самоходную модель (рис. 7; 8; табл. 4), снабженную маневровой стрелой без каретки. Система запасовки грузового каната выполнена так, что траектория движения крюка у этого крана при изменении вылета остается близкой к горизонтали. Башня крана подращивается снизу отдельными секциями по мере возведения сооружения. Башня и стрела крана решетчатые, прямоугольного сечения выполнены из горячекатаных и холоднотянутых труб.
К унифицированным механизмам и узлам относятся стреловая лебедка типа Л-500 и грузовая типа Л-600, механизм поворота крана, опорно-поворотный круг № 7, четыре двухколесные ходовые тележки и кабина машиниста.
Кран транспортируется по железной дороге отдельными узлами, которые вписываются в габарит очертания погрузки, или в собранном виде по автомобильным дорогам на двух специальных подкатных тележках на прицепе к тягачу КрАЗ-221.
В северном исполнении применена вся кабельная продукция и резинотехнические изделия. Кабина машиниста теплоизолирована, в ней установлены нагреватели. Техническая характеристика крана в исполнении ХЛ не отличается от характеристики основной модификации, за исключением величины наибольшей высоты подъема крана (40,5 — 55 м).
К кранам той же мощности, но имеющим более удобную в эксплуатационном отношении балочную стрелу с грузовой кареткой, относится башенный самоходный, полноповоротный рельсовый кран КБ-403 (КБк-160.2), приведенный на рис. 9; 10 и табл. 5. Кран имеет различные грузовые характеристики различные грузовые характеристики в зависимости от количества промежуточных секций башни, длины стрелы и угла наклона стрелы к горизонту при работе с закрепленной грузовой кареткой. Башня крана решетчатая, прямоугольного сечения.
Рис. 7. Кран КБ-401 (КБ-160.2)
Рис. 8. Высотные характеристики крана КБ-401 при различных количествах промежуточных секций башни и высоте от головки рельса до шарнира подвеса стрелы
Таблица 3
Техническая характеристика башенного крана С-981Б
Таблица 4
Техническая характеристика башенного крана КБ-401 (КБ-160.2)
Рис. 9. Кран КБК -160.2 (КБ-403) и схема расположения лебедок:
1 — грузовая лебедка; 2 — тележечная лебедка
Рис. 10. Грузовые характеристики:
1 — 1=20 м; Яо=21,2, 26,8 и 32,4 м; 2 — 1=20 м, Яо=38 и 43,6 м; 3 — 1=25 м, Яо=21,2 и 26,8 м; 4—1=25 м, Яо=38 м; 5 — 1=25 м, Яо=43,6 м; 6 — L=30 м, Яо=’ =21,2; 26,8 и 32,4 м; 7 —L=30 м, Яо=38 и 43,6 м. h — вылет крюка; Но — высота от головки рельса до шарнира подвеса стрелы
Таблица 5
Техническая характеристика башенного крана КБ-403 ( КБК -160.2)
Стрела выполнена в виде четырех-секционной фермы треугольного сечения. Нижний пояс, по которому перемещается грузовая каретка, — из уголкового профиля. При необходимости стрела может быть переоборудована из балочной в маневровую длиной 20 и 25 м, устанавливаемую под углом 35 и 50° к горизонтали. При этом грузовая каретка закрепляется к головной секции стрелы.
Стреловая лебедка типа Л-500, грузовая типа Л-600, механизм поворота крана, опорно-поворотный круг №7, четыре двухколесные ходовые тележки, кабина машиниста относятся к унифицированным узлам и механизмам.
Рис. 11. Кран КБ-674
Кран транспортируется по железной дороге отдельными узлами, которые вписываются в габарит очертания погрузки, или в собранном виде по автомобильным дорогам на двух специальных подкатных тележках на прицепе к тягачу КрАЗ-221.
Для строительства высоких опор и монтажа различных строительных элементов весом до 25 т на высоте до 70 м рекомендуется применять унифицированные башенные краны КБ-674 (рис. 11) — самоходные, полноповоротные на рельсовом ходу, с ходовой рамой, неповоротной башней и балочной стрелой с грузовой кареткой. Конструктивная схема позволила освоить на базе основной модели КБ-674 унифицированный ряд башенных кранов от КБ-674-1 до КБ-674-5 (табл. 6).
Неповоротная башня крана решетчатая квадратного сечения состоит из отдельных секций. С помощью специального подъемника осуществляется подъем людей на высоту 74 м за 2,5 мин. Его конструкция выполнена с использованием узлов и деталей серийно выпускаемых лифтов.
Стрела крана треугольного сечения. По ее нижним поясам перемещается грузовая тележка. На кране имеются два электропривода с тиристорными преобразователями — грузовой лебедки и механизма поворота.
Таблица 6
Техническая характеристика унифицированного ряда башенных кранов КБ-674
Описание конструкции и параметров башенных кранов
На строительных площадках при возведении многоэтажных сооружений башенный кран перемещает грузы, конструкционные элементы и тяжелые материалы в необходимую зону строительной площадки.
Технические характеристики
От производительности и мощности техники зависит скорость выполнения работ. Цикл работы механизма состоит из следующих операций:
- захват материала;
- перемещение в нужную точку;
- выгрузка;
- возврат в исходное положение.
Кран может иметь поворотную и неповоротную башню. Последний вид также подразделяется на телескопический, наращиваемый и подращиваемый подвиды.
Подъемная строительная техника башенного типа обладает такими характеристиками:
- вылет рабочего органа – до сорока метров;
- высота подъема груза – до 150;
- скорость подъема материалов в минуту – от 10 до 100 м;
- количество оборотов крановой конструкции в минуту – от 0,2 до 1;
- скорость передвижения за минуту – от 10 до 30 метров;
- грузоподъемность при максимальном вылете стреловой конструкции – от 2 до 10 т.
В зависимости от разновидностей техники, представленных на отечественном рынке в большом разнообразии, параметры могут варьироваться. Производительность будет зависеть от уровня выдержки ветровой нагрузки, грузового момента, количества секций башни.
Устройство и способы передвижения
Конструкция башенного крана включает такие элементы:
- опорная база;
- кабина машиниста;
- опорно-поворотный механизм;
- неповоротная или поворотная башня;
- стрела;
- ходовая рама;
- поворотная платформа, лестница, площадка;
- устройство для транспортировки по кривым.
Перемещение башенного крана по строительной площадке реализуется рельсовыми путями. По ним оборудование двигается вперед и назад, поднимая и перемещая материалы.
Приставные башенные краны опираются на внешнюю стенку возводимого здания. Все грузоподъемные конструкции башенного типа перевозятся в разобранном состоянии и монтируются при помощи автомобильного грузоподъемника.
Модели оборудования
На отечественном рынке представлено больше двадцати моделей оборудования. Разделенные по сериям, они обладают схожими характеристиками.
КБ-403
Существует два подтипа техники модели КБ-403 – модификации А и Б. Они отличаются длиной стрелы и увеличенной массой с противовесами. КБ-403А обладает такими характеристиками:
- наибольший поднимаемый вес – 8 т;
- грузовой момент – 120 тм;
- длина стреловой конструкции – 26,3 метров;
- поднимание при поднятой стреле – 52 метра;
- глубина опускания – 3 метра;
- противововес общий – 80 т.
В КБ-403 передвижение тележки с грузом по наклонной невозможно. Для повышения скорость вертикального перемещения используется лебедка У59.
В модификации Б грузовой момент увеличен до 132 тм, высота подъема – до 54,7, а глубина опускания – до 5 м. Максимальная длина рабочего устройства – 30 м.
КБ-408
Данная модель башенного крана имеет такие характеристики:
- грузовой момент – 160 кНм;
- грузоподъемность – 8-10 т;
- на максимальном вылете – 2-6 т;
- наибольший и наименьший вылет – 25-35 и 6 м;
- высота подъема – 41-46,6 при горизонтальной стреле;
- глубина опускания – 500 см;
- вертикальное перемещение предметов в минуту – 67 м.
Две модификации КБ-408 из пяти имеющихся не поднимают груз на наклонном рабочем органе. Плавная посадка материалов производится со скорость 4,8 метров в минуту. Кран относится к полноповоротной передвижной разновидности.
КБ-100
Оборудование этой модели используется для возведения зданий от 5 до 9 этажей. Двигается в рамках рабочей зоны по рельсовым путям. КБ-100 имеет наклонную подъемную конструкцию и поворотную башню с высотой подъема грузов до 33 метров. Темп перемещения по вертикали составляет 43 метра в минуту.
КБ-515
Модель КБ-515 производится в пяти модификациях Кохомским заводом. Максимальный груз, поднимаемый оборудованием на максимальном вылете, составляет от 3 до 10 т. Грузовой момент в ряду моделей варьируется от 150 до 300 тоннометров. Глубина опускания груза – 5 м. Грузоподъемность на наименьшем вылете в 35 м – десять тонн, уровень подъема крюка – от 82,6 до 95,2 м.
Сфера применения и установка
Сборка башенного крана КБ начинается с установки подкранового рельсового пути. Для этого используют рельсы Р50/Р43. После установки ходовой части башня приводится в вертикальное положение. Для этого используют краны среднего класса грузоподъемности. Сборку заканчивают монтированием стрелы, выдвижением башенной части и настройкой узлов.
Видео по теме: Башенный кран КБ-674А — обзор
Общие сведения о назначении и классификации башенных кранов
Начало изготовления грузоподъемных кранов датируется 1936 г., когда СССР стал выпускать первую технику для строительства. До 1941 г. численность таких машин не превышала 200 единиц. С целью быстрого послевоенного восстановления народного хозяйства выпуск продукции вырос до 4 тыс.
До 1960 г. башенный кран разрабатывался неспециализированными заводами, что повлияло на их разнотипность. На протяжении последующих лет на основании передовых технологий ВНИИ Стройдормаша вместо 8 типоразмеров были созданы 80 разных видов машин. В процессе унификации надежность подъемных манипуляторов увеличилась до 50%, стоимость снизилась на 1/4, также были сокращены сроки изготовления, проектирования и освоения, внедрен агрегатный способ проведения технического обслуживания.
После развала СССР производство приостановилось: одна часть механизмов свозилась к пунктам хранения, другая была законсервирована, третья отправлена на металлолом.
За последнее время возрос импорт техники из-за рубежа. В 2005 г. зарубежных кранов насчитывалось около 40% общего количества. Большая часть, почти 70%, выпущена в КНР. Китайские машины в 2-3 раза дешевле европейских аналогов, на границе они быстрее проходят таможенное оформление, доставка не вызывает трудностей.
Самый большой и тяжелый китайский манипулятор, работающий в России, — модель ST80/60 китайской компании YONGMAO, грузоподъемность которого составляет 40 т. В 2013-2015 гг. были разработаны китайцы YONGMAO ST8000 и ST10000, грузоподъемностью до 200 т, с высотой подъема крюка 117 м.
Самым высоким и мощным в мире является самоходный на рельсовом ходу К-10000 с 2 башнями производства Kroll Kranes (Дания), грузоподъемностью до 360 т и максимальным вылетом стрелы 84 м. Высота крана — 210 м.
Для погрузочно-разгрузочных работ в ограниченных местах применяют мини башенные краны, рассчитанные на 1-3 т.
Из чего состоит и как работает
Грузоподъемные краны — это мощные и мобильные строительные устройства.
Главное назначение техники — механизация процессов при возведении высотных и многоэтажных объектов, перемещение материалов и частей конструкций в пункты складирования или на строительные площадки.
В машиностроении под башенно-стреловым краном подразумевают конструкцию с поворотной башней и длинной стрелой, которая закреплена сверху шарнирами.
Устройство башенного крана выглядит так:
- башня;
- портальные рамы;
- опорно-поворотное устройство (ОПУ);
- поворотная платформа;
- стрела;
- оголовок, или шарнирные стойки;
- грузовая и тележечная лебедки;
- ходовая тележка;
- грузозахватное устройство;
- противовесные консоли и распорки;
- кабина.
Основные процессы, выполняемые манипулятором:
- перемещение груза на нужную высоту;
- уменьшение или увеличение вылета стрелового механизма с грузозахватной подвеской;
- полный оборот стрелы на 360°;
- передвижение по площадке самоходной машины.
Они комплектуются многодвигательным приводом с планетарным механизмом на переменном токе с напряжением 220/380 В.
Подъемные краны устроены следующим образом.
Главной частью конструкции является башня — остов для удержания стрелового элемента на необходимой высоте и передачи горизонтальных и вертикальных нагрузок на ходовой портал с колесами и крановые рельсовые пути. Устойчивость и противодействие ветровым нагрузкам проверяются расчетами при проектировании металлоконструкции и обеспечиваются жестким креплением к портальной раме или установкой диагональных раскосов к поворотной платформе для шарнирного вращения. При изготовлении башни применяют стальные уголки и трубы.
Стрела из стальных профилей больших размеров монтируется к верхней части башенного крана.
Ходовая рама — важный элемент, который воспринимает действующие нагрузки и передает их на крановые пути.
К поворотной платформе крепится сборочный узел для передачи грузового момента и осуществления вращательно-поступательных операций. Сверху башни имеется оголовок, жестко соединенный с ОПУ. С противоположной стороны балки расположены противовесные консоли и лебедки.
Для захвата груза манипулятор оборудован крюковой подвеской.
Стальные канаты — тяговые соединители грузов с блочными и барабанными устройствами, полиспастами повышенной прочности. С их помощью механизмы поворачиваются, башня и грузовая тележка перемещаются по консолям, осуществляется монтаж крана.
Кабина встраивается внутрь башни или выносится за пределы, подвешивается за верхнюю часть или опирается на площадку портала. Лобовые и боковые окна открываются. Мягкое, удобное сиденье движется по направляющим вдоль помещения, поворачивается, опускается и поднимается.
На внутренней панели расположена контрольно-измерительная аппаратура:
- контроллеры команд;
- ограничитель вылета;
- контроллер тоннажности;
- электронный анемометр;
- аварийный выключатель;
- сигнальные приборы.
В кабине предусмотрены места для хранения вещей, аптечки, инструментов и технического журнала, вентиляционная система и обогреватель, прикреплены осветительные щитки и огнетушитель.
Классификация
Типы и виды башенных кранов, описание их и классификация приведены в СТ СЭВ 723-77.
Грузоподъемные манипуляторы классифицируют по методам передвижения на строительных объектах, разновидностям несущих установок, конструктивным особенностям стрел и башен, а также механизмам поворота и климатическому исполнению.
По назначению
Грузоподъемные механизмы бывают таких видов:
- строительно-монтажные;
- промышленные общего применения;
- специальные.
По возможности перемещения
По способам перемещения на строительных объектах машины башенного типа подразделяют на:
Стационарные краны устанавливают на неподвижную основу или фундамент. При монтаже к возводимой конструкции их называют приставными.
Самоподъемные машины крепятся к многоэтажному или высотному строению, после чего они самостоятельно передвигаются вверх с помощью собственного привода.
Передвижные устройства перемещаются по специальной площадке. При работе на собственном приводе они относятся к самоходным, а транспортируемые тягачом на колесном или гусеничном ходу — к прицепным.
По типу ходового устройства
Существуют следующие ходовые порталы:
- площадки на рельсовом ходу;
- автомобильные шасси;
- шасси на пневматических колесах;
- платформы с гусеничными лентами;
- шагающие рамы.
Грузоподъемное оборудование
- малой мощности с грузоподъемностью до 5 т;
- средней мощности, 6-25 т;
- большой мощности, 26-100 т и более.
Типы кранов
По механизму поворота различают 2 типа манипуляторов:
В кранах с неповоротной башней порталы П-образные или в форме закрытого шатра. ОПУ располагается сверху башни.
В машинах поворотно-башенного типа узел передачи момента находится снизу ходовой части.
Башни по своим конструкционным особенностям классифицируются на такие:
- постоянной длины;
- телескопические;
- наращиваемые;
- складывающиеся.
В телескопических и наращиваемых башнях высота регулируется выдвижными секциями. Существуют башни, соединяющиеся монтажным грузовым полиспастом в боковом направлении.
По типу конструкции консоли краны бывают с подъемной и балочной стрелами.
В промышленном строительстве широкое распространение получили подъемные стрелы. Они отличаются малым весом и небольшими габаритами. Монтаж и доставка их не затруднительны.
По климатическому исполнению:
- используемые в районах с умеренным климатом;
- в холодных погодных условиях (до -65°С);
- в регионах с тропическими климатическими условиями (до +55°С);
- во влажных тропиках.
Как выбрать
Выбор агрегата зависит от марки и рабочих показателей модели. При подборе башенного крана обращают внимание на его индексацию.
Условное обозначение выглядит следующим образом: КБ1-234.567, где
- КБ — кран башенный, КЕМ — кран башенный модульный, КБР — кран башенный для технических работ, КБГ — кран башенный для гидротехнического строительства;
- 1 — функциональные особенности Г, Р, М;
- 2 — размерная группа от 0 до 9 с грузовым моментом, в т*м;
- 3, 4 — порядковый номер базовой комплектации (01…69 — с башней поворотного типа, 71…99 — с неповоротной частью);
- 5 — модернизация А, Б, В;
- 6 — климатическое исполнение.
Согласно статье 358 Налогового кодекса России, краны подпадают под понятие транспортного средства, поэтому облагаются транспортным налогом.
Технические характеристики
Основные параметры и характеристики башенных кранов базовых моделей представлены в таблице.