Зил 431510 технические характеристики
Содержание
- 1 Зил 431510 технические характеристики
- 1.1 ЗИЛ-431410
- 1.2 История создания
- 1.3 Модификации и аналоги
- 1.4 Технические характеристики
- 1.5 Двигатель
- 1.6 Устройство
- 1.7 Ремонтопригодность и обслуживание
- 1.8 ЗИЛ-431410 – доработанная легенда советского автопрома
- 1.9 История появления автомобиля ЗИЛ-431410
- 1.10 Для каких целей был предназначен новый грузовой ЗИЛ
- 1.11 Модификации автомобиля ЗИЛ-431410
- 1.12 Модификации ЗИЛ-431410 с кунгом
- 1.13 Технические характеристики автомобиля ЗИЛ-431410
- 1.14 Трансмиссия и ходовая часть ЗИЛ-431410
- 1.15 Особенности двигателя ЗИЛ-431410
- 1.16 Особенности ЗИЛ-431410 и его эксплуатация
- 1.17 ЗИЛ 4314
- 1.18 Модификации
- 1.19 Варианты надстроек
- 1.20 Внешний вид
- 1.21 Кабина
- 1.22 Грузовая платформа
- 1.23 Видео
- 1.24 Технические характеристики
- 1.25 Ходовая часть
- 1.26 Тормозная система
- 1.27 Особенности
- 1.28 Особенности и технические характеристики автомобиля ЗИЛ-431410
- 1.29 Сфера применения
- 1.30 Технические параметры
- 1.31 Характеристики двигателя
- 1.32 Параметры трансмиссии
- 1.33 Ходовая часть
- 1.34 Тормозная система
- 1.35 Система электрооборудования
- 1.36 Устройство кабины
ЗИЛ-431410
ЗИЛ-431410 – бортовой грузовик, выпускаемый Московским автомобильным заводом имени Лихачева свыше 40 лет. Для автомобиля характерна повышенная проходимость, что позволяет использовать его на бездорожье и труднопроходимой местности. Конструкция машины сочетает в себе лучшие качества грузовиков того времени и опыт иностранных производителей. Неслучайно именно ЗИЛ-431410 выбран в качестве прототипа ЗИЛ-130.
Спрос на автомобиль сохраняется и в настоящее время. Обуславливается это неприхотливостью в обслуживании, простотой конструкции и дешевизной владения ЗИЛ-431410. По уровню комфорта, характеристикам и экономичности модель уступает современным аналогам, но свои функции выполняет отлично. При этом в современном городском потоке модель уже неуместна.
Изначально ЗИЛ-431410 рассматривался в качестве грузовой машины для народного хозяйства и армии. Военные версии получили кабины хаки и использовались для транспортировки личного состава и специальных грузов. На шасси монтировались цистерны для топлива, воды, КУНГИ и различное вооружение. ЗИЛ-431410 нашел применение и в народном хозяйстве. Специальные версии были задействованы для перемещения грузов сельского хозяйства, самосвалы – для транспортировки сыпучих грузов. Дополнительное оборудование позволяло использовать грузовик коммунальными, городскими и экстренными службами. Выпускались версии для работы в жарком и северном климате. На базе модели также производились машины для военных аэродромов и аэропортов.
История создания
ЗИЛ-431410 по праву считается одним из главных продуктов завода имени Лихачева. Модель стала основой семейства ЗИЛ-130. О создании нового грузовика начали думать в середине 1950-х годов. Несмотря на проблемы в экономике, опытный образец удалось разработать в кратчайшие сроки. Отдельные технические решения была позаимствованы у модели ЗИЛ-128, к тому времени прошедшей серию испытаний. В 1956 году на заводе собрали первый образец ЗИЛ-431410.
Дебютные экземпляры получили 6-цилиндровый мотор ЗИЛ. Испытания проходили в течение 3 лет, в результате эксплуатационные характеристики машины подтвердились. Автомобиль был готов к серийному производству, но его запуск несколько затянулся. В этот период модель получила 8-цилиндровый двигатель. С появление первой партии конструкцию ЗИЛ-431410 доработали. Вскоре открылись массовые поставки машины в советскую армию. На шасси устанавливались специальные надстройки, позволявшие выполнять специфические задачи. Параллельно появились версии для использования в хозяйстве.
Для начала 1960-х годов автомобиль стал революционным. Современный дизайн и мощный агрегат позволял справляться с задачами повышенной сложности. В настоящее время производство серии ЗИЛ-431410 остановлено, но машину продолжают использовать в сельском хозяйстве и отдельных направлениях городского хозяйства.
Примечательно, что в 1986 году модели ЗИЛ-130 присвоили индекс ЗИЛ-431410, добавив ряд конструктивных изменений. В итоге автомобилю удалось пережить предприятие-производитель, где его выпуск прекратился в 1994 году. На Урале выпуск серии закончился только в 2014 году.
Модификации и аналоги
ЗИЛ-431410 стал основой для огромного количества модификаций, которые условно делились на несколько групп:
- шасси и грузовики с длинной базой: ЗИЛ-431510, ЗИЛ-431511, ЗИЛ-431512, ЗИЛ-431513;
- самосвальные версии: ММЗ-45021, ММЗ-4505, ММЗ-450506, ММЗ-450507, ММЗ-555;
- шасси: ЗИЛ-495810, ЗИЛ-495816, ЗИЛ-495817, ЗИЛ-495710;
- седельные тягачи: ЗИЛ-441510, ЗИЛ-441610, ЗИЛ-441516, ЗИЛ-441517;
- шасси и автомобили с экранированным электрооборудованием: ЗИЛ-431917, ЗИЛ-431919, ЗИЛ-432317;
- экспортные машины для эксплуатации в тропическом и умеренном климате: ЗИЛ-431416, ЗИЛ-431417, ЗИЛ-431418, ЗИЛ-431516, ЗИЛ-431517, ЗИЛ-431518 и другие;
- модификации для районов Крайнего Севера: ЗИЛ-431411, ЗИЛ-4314121, ЗИЛ-495711;
- шасси для специальных надстроек: ЗИЛ-431412;
- газобаллонные версии: ЗИЛ-431610, ЗИЛ-431612, ЗИЛ-431613, ЗИЛ-431710 и другие.
К аналогам модели можно отнести автомобили:
Технические характеристики
Габаритные размеры:
- длина – 6675 мм;
- высота – 2400 мм;
- ширина – 1800 мм;
- радиус поворота – 9000 мм.
Снаряженная масса автомобиля равняется 4175 кг, общая масса – 11500 кг. Грузоподъемность техники составляет 6000 кг, предельная масса буксируемого прицепа – 8000 кг. Автомобиль способен разгоняться до 90 км/час, в составе автопоезда – до 80 км/час. Скорость 60 км/час машина набирает за 37 секунд.
Тормозной путь равняется 25 м, в составе автопоезда – 26,5 м. Модель может преодолевать уклоны в 31%.
В базовой комплектации используются колеса 260R508.
Двигатель
На ЗИЛ-431410 устанавливается модернизированный агрегат ЗИЛ-508.10 с новыми винтовыми впускными каналами, головкой блока цилиндров и уменьшенным размером камер сгорания. В качестве горючего используется бензин марки А-76. Двигатель отличается надежностью и неприхотливостью, неслучайно при создании более совершенных ЗИЛ-4331 и ЗИЛ-130 данный элемент остался прежним.
Мотор имеет комбинированную систему смазки с подачей вещества под давлением или разбрызгиванием. В конструкции используются 2 фильтра: тонкой и грубой очистки. Фильтры располагаются в одном корпусе. Система очистки функционирует по принципу центрифуги. В ЗИЛ-508 применяется вентиляционная система принудительного типа. Для отработанных газов используется выпускной трубопровод, установленный в моторе. Выхлопные газы выбрасываются в воздух через него.
Охлаждение агрегата выполняется при помощи тосола. Бочок для жидкости имеет емкость 8,5 л. Масло при постоянной эксплуатации рекомендуется менять ежегодно (для районов с температурой не ниже 30 градусов). Для холодных областей используется специальное масло.
Характеристики двигателя ЗИЛ-508.10:
- рабочий объем – 6 л;
- мощность – 150 л.с.;
- максимальный крутящий момент – 401,8 Нм;
- степень сжатия – 6,5;
- количество цилиндров – 8 (V-образное расположение);
- удельный расход топлива – 26-29 л/100 км;
- емкость топливного бака – 170 л.
Устройство
В основе кузова ЗИЛ-431410 лежит деревянная платформа, прочность которой увеличена за счет поперечных металлических балок. Для бортовых версий используется тент, защищающий от осадков и ветра. Борта автомобиля (за исключением переднего) открываются наружу. Машина имеет капотную компоновку.
Передняя подвеска состоит из 2 полуэллиптических рессор, дополненных амортизаторами. Задняя подвеска выполнена по принципиально иной схеме. Специально для нее в конструкцию добавлены различные рессоры, разделенные на группы: главные и дополнительные. На оси устанавливаются колеса с 8 шпильками, сделанными по дисковому принципу.
Для управления машиной используется механическая 5-ступенчатая трансмиссия с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 скоростях (5 передач вперед, 1 передача назад). В конструкции используется однодисковое фрикционное сцепление, оборудованное периферийными пружинами и механическим приводом выключения. В качестве главной передачи применяется двойная передача с прямозубой и косозубой парой или одинарная гипоидная передача. В конструкции карданной передачи имеется промежуточная опора.
На автомобиле установлены тормозные механизмы 2 типов: колодочные и барабанные. Для остановки на склоне применяется стояночный тормоз, функционирующий от пневматического привода. В состав тормозной системы также входит пружинный энергоаккумулятор. Кроме 3 основных тормозов, используется запасной тормоз (задействуется при поломке первостепенных устройств).
Электрическая система ЗИЛ-431410 рассчитана на 12 В. Источником электроэнергии служит аккумулятор 6СТ-90ЭМ. В системе также присутствуют коммутатор типа ТК102-А и стартер СТ230-К1.
Автомобиль комплектуется металлической кабиной с отопительным оборудованием. Большое лобовое стекло разрезного типа гарантирует неплохую обзорность дороги, хотя объемные крылья и массивный капот ее несколько затрудняют. Для его очищения используют дворники и омыватели. Салон рассчитан на водителя и 2 пассажиров. Водительское кресло настраивается в 3 позициях (высота, длина, наклон спинки), позволяя подобрать оптимальное положение. Для пассажиров устанавливается совмещенный диван, который нельзя регулировать. В потолке имеются вентиляционные отверстия. Для повышения комфорта управления присутствует гидроусилитель, облегчающий поворот руля.
В интерьере кабины царят элементы 20 века. Пластмассы здесь практически нет, все выполнено из металла. Однако отделка сделана качественно, а рабочее место является довольно комфортным.
Для работы в темное время используются фары ФГ2-А2, работающие на ближнем или дальнем свете. В состав осветительного оборудования входят поворотники, задние фары и габариты. На задней раме установлена розетка, используемая для работы приборов освещения прицепа. Для работы с прицепом используется современное седельное устройство.
Ремонтопригодность и обслуживание
ЗИЛ-431410 отличается надежностью, что подтверждается многочисленными положительными отзывами. Даже подержанные варианты данной техники быстро окупают себя. Конструкция машины достаточно простая, выполнить ремонт большинства узлов можно в полевых условиях.
ЗИЛ-431410 – доработанная легенда советского автопрома
Завод имени Лихачёва был основан в 1916 году. Тогда это были обычные ремонтные мастерские, в которых собирали грузовики марки «Фиат». После революции завод продолжал заниматься ремонтом иностранных грузовиков, но уже в 1924 году появился первый советский грузовой автомобиль АМО. В результате усовершенствования производства после ВОВ завод смог наладить производство легендарного грузовика ЗИЛ-130, который после реконструкции 1986 года получил индекс ЗИЛ-431410.
История появления автомобиля ЗИЛ-431410
Первые серийные автомобили ЗИЛ-130 сошли с конвейера в 1964 году. При этом разработка и испытания грузовиков подобного класса велась с 1956 года, в котором появился первый прототип машины. После непродолжительной доводки грузовик был представлен на выставке, которая проходила в 1959 году.
Через два года проектное задание на грузовик было утверждено окончательно, и в 1962 году была готова первая ограниченная партия, состоящая из пяти грузовиков. Так как автомобиль планировалось эксплуатировать во всех уголках Советского Союза, эту партию отправили на длительный пробег в северные районы страны.
Задача, которая стояла перед конструкторами ЗИЛ-130, было достаточно трудной – нужно было создать новый грузовик, который был бы не хуже, чем американские автомобили тех лет выпуска. ЗИЛ-164, который выпускался до 1964 года, был изначально несовершенной моделью особенно в плане дизайна. Взяв за основу грузовики марки «Форд», инженеры-конструкторы создали современный автомобиль, отвечающий стандартам тех лет.
Несмотря на совершенно новый дизайн, двигатель ЗИЛ-130 получил от своего предшественника. Он был чрезвычайно простым в ремонте, но не отличался экономичностью. Базовая комплектация нового грузовика была достаточно богатой:
- Пятиступенчатая коробка передач;
- Гидроусилитель руля;
- Кабина из металла, покрашенная в характерный бело-голубой цвет, который для многих стал символом грузовика, сделанного в СССР.
Так как бензина в Советском Союзе было много, никого не волновал большой расход топлива автомобиля. Впрочем, через 10 лет завод Лихачёва решил разработать дизельную версию машины, но эта попытка не увенчалась успехом.
ЗИЛ-130 выпускался вплоть до 1986. За это время было выпущено около 3,500 000 единиц автомобилей, которые использовались во всех отраслях народного хозяйства СССР.
Кроме того, на шасси грузовика изготавливалось множество специальных модификаций. За годы производства ЗИЛ-130 прошёл несколько значительных модификаций, после чего его технические характеристики значительно улучшились. В 1986 году машину переименовали в ЗИЛ-431410, но его история на этом не закончилась.
Для каких целей был предназначен новый грузовой ЗИЛ
Автомобиль ЗИЛ-431410 (бывший 130) был разработан в качестве универсального грузовика, пригодного для использования как в армии, так и в сельском хозяйстве. Если армейские машины имели кабины цвета хаки, то гражданские модификации красили в голубой цвет с белыми вставками. В армию поставлялись бортовые ЗИЛ-431410 и шасси с кунгами и различным специальным оборудованием. Но больше всего ЗИЛ-130 и его предшественников 431410 было в различных гражданских организациях:
- Самым высоким спросом пользовались самосвалы и бортовые автомобили. Они использовались на различных стройках и в колхозах;
- Модификация «Сельхозник» специально разрабатывалась для сельской местности;
- Машины для коммунальных служб;
- Специальные автомобили для эксплуатации в аэропортах.
Кроме того, выпускались специальные версии для эксплуатации в жарких странах, и утеплённые модели для северных районов. Устройство автомобиля было чрезвычайно простым, а его карданная передача при своевременном обслуживании отличалась высокой надёжностью. Что касается подвески машины, то она легко выдерживала даже значительные перегрузки.
Модификации автомобиля ЗИЛ-431410
При выпуске ЗИЛ-130 инженеры-конструкторы завода имени Лихачёва планировали выпускать машину в шести модификациях. Но уже в первые годы эксплуатации грузовик показал себя настолько надёжным, что общее количество серийных и мелкосерийных моделей превысило это количество в десять раз. Когда появился ЗИЛ-431410, на его шасси стали изготавливать огромное количество различных модификаций. Основными моделями стали:
- ЗИЛ-431410 — базовая модификация;
- ЗИЛ-431510 – отличается удлинённой базой и кузовом;
- ЗИЛ-441510 – седельный тягач. Машина с короткой базой, оснащённая двумя баками для горючего объёмом в 250 литров;
- Несколько модификаций ЗИЛ, которые работают на газу. Такие модификации выпускались на заводе, и пользовались огромным спросом на вторичном рынке в 1990-х годах. Заводская газовая установка позволяла экономить на топливе в три раза.
Большинство модификаций получило простой карбюраторный двигатель, но с 1987 года в линейке автомобилей появились и дизельные модификации. Это был ЗИЛ-4331, который оснащался как дизелем собственного производства ЗИЛ-645, так и минским дизелем Д-245.
Очень интересной является северная модификация ЗИЛ-431411. Она получила следующие отличия от базовой модели:
- Утепление кабины;
- Лебедку;
- Подогрев аккумулятора;
- Стёкла с двойным остеклением;
- Специальный прожектор.
Все машины красились в оранжевый или красный цвет, а резиновые детали были выполнены из морозоустойчивых материалов.
Ещё на этапе разработки ЗИЛ-130 в конструкцию были заложены возможности глубокой модернизации, поэтому ЗИЛ-431410 выпускался вплоть до 1998 года, только с 1992 года его выпускали на автомобильном заводе «Амур».
Модификации ЗИЛ-431410 с кунгом
В настоящее время небольшим, но устойчивым спросом пользуются военные модификации ЗИЛ-431410, оснащённые кунгом. Их покупают охотники, рыбаки, различные коммунальные службы, использующие их в качестве грузовиков для перевозки своих рабочих. Несмотря на то, что кунг выглядит очень массивно, его масса не превышает 1 000 кг.
Каркас кунга обшит листами металла повышенной прочности, а в качестве утеплителя используется пенопласт. Именно по этой причине кунги пользуются устойчивым спросом в качестве передвижной бытовки. Наличие штатной печки позволяет поддерживать комфортную температуру даже в зимние месяцы. Системы вентиляции и освещения также создают дополнительные удобства для пассажиров.
Единственной проблемой автомобиля с кунгом может стать высокий расход топлива, так как «парусность» надстройки очень велика. Расход топлива может составлять около 40 литров, но некоторые владельцы решают данную проблему установкой дизельного двигателя. Как правило, это минский дизель Д-245 или ЯМЗ. При установке дизеля коробка передач остаётся родная, но часто приходится ставить различные типы переходников от двигателя к КПП.
Технические характеристики автомобиля ЗИЛ-431410
Стандартная модель ЗИЛ-431410 представляет собой двухосный грузовик с формулой 4х2, которая оснащена деревянным кузовом, с усиливающими элементами из металла. Имеется возможность установки специальных дуг для установки тента. Также можно поднять борта за счёт установки специальных досок. Как правило борта поднимают при использовании автомобиля в сельской местности, где приходится перевозить условно лёгкий, но габаритный груз, например, дрова навалом.
Кабина ЗИЛ-431410 имеет три места, хотя комфортными эти места назвать очень сложно. Пассажир, сидящий посередине, мешает водителю управлять машиной, так как подпирает его плечом справа. Основные ТТХ грузовика выглядят следующим образом:
- Длина машины – 6675 мм;
- Ширина -1 800 мм;
- Высота – 2 400 мм;
- Грузоподъёмность автомобиля составляет 6 тонн, общая масса груженого автомобиля – 10,4 тонны;
- Автомобиль может буксировать прицеп массой до 8 тонн;
- Максимальная скорость – 90 км/ч, если автомобиль движется с прицепом, то 80 км/ч;
- Средний расход топлива составляет около 30 литров бензина.
Тормоза машины в своё время обладали достаточно приемлемыми характеристиками, но в настоящее время тормозной путь в 25 метров на скорости 60 км/ч – это очень много.
Трансмиссия и ходовая часть ЗИЛ-431410
Грузовик оборудован механической коробкой передач, которая имеет синхронизаторы. Коробка пятиступенчатая, достаточно простая в ремонте. Карданная передача имеет два вала, промежуточную опору и три шарнира. Сцепление однодисковое, оснащённое периферийными пружинами.
Передняя подвеска автомобиля представляет собой полуэллиптические рессоры, которые работают в паре с амортизаторами гидравлического типа. Задняя подвеска, на которую приходится основная нагрузка, состоит из основных и усиленных рессор. Некоторые современные владельцы при ремонте автомобилей ЗИЛ усиливают подвеску, устанавливая дополнительные листы рессор, что даёт возможность перевозить грузы массой более 6 тонн.
Тормозная система автомобиля имеет барабанную систему на все колёса. Стояночный тормоз оснащён пневматическим приводом. Для надёжности имеется запасной тормоз, два пружинных энергоаккумулятора и противооткатный предохранитель, работающий на спирту.
Особенности двигателя ЗИЛ-431410
Стандартным двигателем, который устанавливался на большинство моделей ЗИЛ-431410, является бензиновый мотор ЗИЛ-508.10. Это четырёхтактный простой мотор, имеющий систему водяного охлаждения. Хотя считается, что данный двигатель не отличается надёжностью, это происходит из-за использования некачественных масел. Некоторые владельцы, которые в целях опыта использовали качественные импортные масла, отмечают, что с ними двигатель долгое время не нуждается в капитальном ремонте.
Основные ТТХ двигателя выглядят следующим образом:
- Это V-образный 8-цилиндровый мотор;
- Он имеет 16 клапанов, которые расположены сверху;
- Рабочий объём составляет 6 литров;
- Мощность небольшая, всего 150 л.с, но зато тяга при этом высокая;
- Двигатель был рассчитан на использование 76 бензина.
Выпускались заводские модификации, оснащённые дизельными двигателями как отечественными, так и зарубежными, но они выпускались небольшими партиями.
Особенности ЗИЛ-431410 и его эксплуатация
Наиболее распространённой модификацией грузовика ЗИЛ является бортовой тягач. Чаще всего их можно встретить в сельской местности. Кабина автомобиля сделана цельнометаллической, но её главная проблема – это коррозия. При покупке автомобиля нужно обращать внимание на общее состояние кабины, самое главное в грузовике – это рама. Если она в отличном состоянии, то неважно, как выглядит кабина, так как её можно подварить.
Лобовое стекло в машине панорамного типа. Для его очистки используется встроенный омыватель, который работает в паре с двумя стеклоочистителями, оснащёнными электроприводом. Гидроусилитель руля облегчает управление тяжёлой машиной. Сиденье водителя имеет возможность регулировки в трёх положениях, что является редкостью для советских грузовиков.
В задней части машины под грузовой платформой установлен специальный ящик для инструментов, которые обязательно должны быть в арсенале каждого водителя отечественного грузовика. Щиток приборов ЗИЛ-431410 более совершенен по сравнению с ЗИЛ-130. В задней части машины имеется специальная розетка, предназначенная для подключения электрооборудования прицепа.
ЗИЛ-431410, как и большинство отечественных автомобилей, представляет собой настоящий конструктор для людей, увлечённых модернизацией. Если приобрести нужную модификацию не удастся, всегда можно сделать её на базе стандартного бортового грузовика. Правда поставить на учёт такую самоделку будет достаточно сложно, но если исполнение будет безукоризненным, это возможно.
ЗИЛ-130 и его преемник ЗИЛ-431410 был популярен не только на просторах СССР, но и во многих зарубежных странах. В настоящее время эти машины можно встретить на Кубе, в Афганистане, Индии и еще в ряде стран третьего мира.
ЗИЛ 4314
В 1986 году самому массовому грузовику Лихачевского завода ЗИЛ 130 было присвоено новое наименование – ЗИЛ 4314.
Помимо нового индекса автомобиль также получил множество доработок в конструкции, что было сделано с целью закрепить позицию удачной, но стремительно устаревшей модели.
Завод имени Лихачева выпускал данную модель до 1994 года, после чего производство автомобиля перешло на Уральский завод, где продлилось до 2014 года. Однако здесь ЗИЛ 4314 выпускался с измененным внешним видом. Он получил оперение и всю переднюю часть от не менее популярного ЗИЛ 131.
Модификации
Кроме стандартной версии выпускались также и различные модифицированные. Этот список включает в себя следующее:
- Модификация ЗИЛ-431411. Представляет собой специальное исполнение стандартного грузовика, предназначенного для эксплуатации в суровых температурных условиях. Модель способна выдержать температуру до минус 60 градусов;
- Модификация ЗИЛ-431416. Является экспортной модификацией, предназначенной для эксплуатации в условиях умеренного климата;
- Модификация ЗИЛ-432317. Данная модель имеет экранированное электрооборудование. Предназначена для эксплуатации в условиях тропического и умеренного климата;
- Модификация ЗИЛ-431917. Такая версия также имеет экранированное электрооборудование. Предназначена для эксплуатации в условиях тропического и умеренного климата;
- Модификация ЗИЛ-431417. Является экспортной версией стандартного грузовика, предназначенной для эксплуатации в условиях тропического климата;
- Модификация ЗИЛ-431710. Модель обладает газобаллонным оборудованием. Двигатель такой модификации может работать как на бензине, так и на сжатом природном газе;
- Модификация ЗИЛ-431610. Модель обладает газобаллонным оборудованием. Двигатель такой модификации может работать как на бензине, так и на сжатом природном газе;
- Модификация ЗИЛ-431810. Представляет собой версию, оснащенную газобаллонным оборудованием. В отличие от двух предыдущих модификаций данная работает только на сжиженном газе.
Широкое распространение получили и другие модифицированные версии, среди которых:
- Модификация ЗИЛ-431510. Модель использует удлиненную колесную базу;
- Модификация ЗИЛ-431511. Модель использует удлиненную колесную базу;
- Модификация ЗИЛ-431512. Модель использует удлиненную колесную базу;
- Модификация ЗИЛ-431513. Модель использует удлиненную колесную базу;
- Модификация ММЗ-555. Является самосвальным грузовиком;
- Модификация ММЗ-45021. Является самосвальным грузовиком;
- Модификация ММЗ-4505. Является самосвальным грузовиком;
- Модификация ММЗ-450506. Является самосвальным грузовиком;
- Модификация ММЗ-450507. Является самосвальным грузовиком;
- Модификация ЗИЛ-495810. Представляет собой шасси, предназначенное для установки каких-либо надстроек;
- Модификация ЗИЛ-495816. Представляет собой шасси, предназначенное для установки каких-либо надстроек;
- Модификация ЗИЛ-495817. Представляет собой шасси, предназначенное для установки каких-либо надстроек;
- Модификация ЗИЛ-495710. Представляет собой шасси, предназначенное для установки каких-либо надстроек;
- Модификация ЗИЛ-441510. Является седельным тягачом;
- Модификация ЗИЛ-441610. Является седельным тягачом;
- Модификация ЗИЛ-441516. Является седельным тягачом;
- Модификация ЗИЛ-441517. Является седельным тягачом.
Варианты надстроек
В зависимости от рабочих требований грузовик может оснащаться разнообразными вариантами надстроек. Среди таких следует выделить следующие:
- Стандартная бортовая грузовая платформа;
- Стандартная бортовая грузовая платформа с тентом;
- Промтоварный фургон;
- Хлебный фургон;
- Автомобильная цистерна;
- Самосвальный кузов;
- Гидравлический кран;
- Коммунальное оборудование.
Внешний вид
Когда ЗИЛ 4314 выпускался на Заводе имени Лихачева он имел внешний вид 130-й модели. Причем между собой они никак не отличались. В 1994 году производство продолжил Уральский завод, специализирующийся ранее в основном на грузовиках военного назначения. Модели, выпускаемые здесь, получили множество изменений в дизайне, в результате чего они стали полной копией автомобиля ЗИЛ 131.
Кабина
Грузовой автомобиль ЗИЛ 4314 оснащался знакомой всем кабиной, унаследованной от 130-го. Она представлена цельнометаллической конструкцией, имеющей три посадочных места.
Внутри установлена весьма эффективная отопительная система. Водительское сидение здесь отдельное, оно имеет несколько регулировок. Для пассажиров же был установлен двухместный диван.
Интерьер, как и в других автомобилях тех лет, не имеет пластиковых элементов. Практически все в кабине металлическое. Однако на комфортности это не особо сказывается, поскольку рабочее место вышло достаточно комфортным для работы. Основными преимуществами этой кабины является высокая посадка и эргономичное расположение всех органов управления грузовиком и его системами.
Что касается обзорности с рабочего места, то она средняя. Полной видимости препятствует наличие высокого массивного капота и объемных крыльев.
Грузовая платформа
В стандартном исполнении ЗИЛ 4314 комплектовался деревянной грузовой платформой с тремя откидными бортами и металлическими поперечными брусьями. Помимо этого кузов мог быть снабжен каркасом с тентом или же надставными бортами.
В длиннобазных модификациях стандартная грузовая платформа оснащена двумя бортами на каждой стороне.
Доступ к двигателю
Доступ к силовой установке обеспечивает откидной назад капот, что является стандартным решением практически для всех грузовых автомобилей отечественного производства. Капот поднимается на достаточно большой угол, что позволяет без каких-либо затруднений добраться до всех основных элементов двигателя и некоторых других узлов, расположенных в моторном отсеке.
Видео
Технические характеристики
Двигатель
Основным вариантом для ЗИЛ 4314 стал бензиновый двигатель марки ЗИЛ-508.10. Он представляет собой восьмицилиндровую силовую установку с V-образной компоновкой цилиндров. Такой двигатель имеет жидкостное охлаждение и карбюраторную топливную систему.
Характеристики ЗИЛ-508.10:
- Рабочий объем – 5.97 л;
- Максимальная мощность – 150 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 100 мм;
- Ход поршня – 95 мм;
- Степень сжатия в камере сгорания – 7.1;
- Наибольший крутящий момент – 402 Нм (при 1800-2000 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Расход топлива
Средний расход топлива у данного грузового автомобиля составляет около 32 литров на 100 километров пробега при скорости передвижения в 80 километров в час. На скорости в 60 километров в час двигатель расходует около 25 литров топлива на каждые 100 километров пробега.
В случае работы грузовика с прицепом, расход топлива увеличивается до 43 (при скорости в 80 километров в час) и 33 литров (при скорости в 60 километров в час).
Модель снабжена топливным баком вместимостью в 170 литров.
ЗИЛ 4314 оснащен пятиступенчатой механической коробкой передач, имеющей синхронизаторы на второй, третьей, четвертой и пятой передаче.
Она функционирует с двигателем посредством фрикционного однодискового сцепления, имеющего периферийные пружины и механический привод выключения.
Ходовая часть
Спереди грузовик ЗИЛ 4314 использует зависимую конструкцию подвески, содержащую в себе продольно расположенные полуэллиптические рессоры с задними скользящими концами и гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия.
Сзади была применена также рессорная подвеска, имеющая пару основных и пару дополнительных полуэллиптических рессор с задними скользящими концами.
Тормозная система
Данный грузовой автомобиль использует двухконтурную пневматическую систему, укомплектованную барабанными тормозными механизмами на всех колесах. Помимо этого здесь присутствует регулятор тормозных усилий и специальный спиртовой предохранитель, предотвращающий замерзание конденсата.
Немалая часть автомобилей получила и обычную одноконтурную тормозную систему. Причем индекс таких грузовиков остался прежним.
Габаритные размеры
- Полная длина – 6675 мм;
- Полная ширина – 2500 мм;
- Полная высота – 2400 мм;
- Длина колесной базы – 3800 мм;
- Дорожный просвет – 275 мм;
- Наименьший радиус разворота – 8900 мм;
- Ширина передней колеи – 1800 мм;
- Ширина задней колеи – 1790 мм.
Особенности
Грузовик может использоваться в паре с прицепом. Для этого на задней части его рамы предусмотрено специальное сцепное устройство. Версии седельных тягачей также оборудованы особым сцепным устройством, рассчитанным на довольно большие нагрузки.
Стандартные версии автомобиля имеют 170-литровый топливный бак, установленный слева. С правой стороны к раме установлен специальный кронштейн для запасного колеса. Под грузовой платформой на задней части рамы имеется ящик, предназначенный для хранения различных инструментов.
В конструкции грузовика уже с завода предусмотрено несколько резервных мест, служащих для дальнейшей установки каких-либо дополнительных элементов.
Во время серийного производства, данная модель имела довольно большую популярность. Причем не только на отечественном рынке, но также и на некоторых иностранных. В первую очередь это обусловлено такими качествами, как надежность, ремонтопригодность, ну и дешевизна. Однако позже спрос на модель начал падать, поскольку на рынок вышли более современные и технологичные грузовики.
Хоть ЗИЛ 4314 и обладает архаичностью, он все же окупает себя достаточно быстро. Как отмечают владельцы, нередко на это уходил всего один рабочий сезон.
Стандартный двигатель вышел вполне удачным, как по надежности, так и по мощностным характеристикам. Но некоторые владельцы устанавливали в него дизельные силовые агрегаты марок ММЗ Д-245 и ЯМЗ-236. Однако стоит отметить, что в случае с дизельной силовой установкой, уровень комфорта в кабине ощутимо падает, поскольку внутри появляется дополнительная вибрация и шум.
Данный грузовик обладает высокой надежностью и выносливостью, что неоднократно подтверждалось при работе в достаточно суровых условиях. Кстати, модель способна исправно работать при температуре от минус 50 до плюс 50 градусов, что позволяет применять его в холодных регионах. Конструкция автомобиля без проблем выдерживает перегруз, но в пределах разумного. На бездорожье ЗИЛ 4314 также показывает себя очень хорошо.
Но для современного городского потока данная модель уже не подходит, поскольку в связи с низкой скоростью передвижения она может создавать помехи для других автомобилей.
В настоящее время можно приобрести только подержанный ЗИЛ 4314. Стоимость моделей первых лет выпуска варьируется в пределах от 50 до 250 тысяч рублей. За грузовики, выпущенные в период с 1990 по 1994 год, зачастую просят в пределах от 350 до 450 тысяч рублей. Если же рассматривать модели 2000-х годов выпуска, то такие доступны на вторичном рынке по цене от 500 тысяч до 600 тысяч.
Основными факторами, влияющими на стоимость техники, является год выпуска, наличие дополнительного оборудования, тип установленной надстройки, а также техническое состояние и пробег.
Особенности и технические характеристики автомобиля ЗИЛ-431410
ЗИЛ-431410 — грузовой автомобиль среднего тоннажа (грузоподъемность 6 тонн), производство которого было начато в 60-х годах в СССР. Благодаря оптимально подобранным техническим характеристикам ЗИЛ-431410 производился до 2014 года.
Эта машина являлась прототипом грузовика ЗИЛ-130, но долго выпускалась как самостоятельная модель.
Сфера применения
Грузовик-тягач ЗИЛ 431410, обладающий колесной формулой 4*2, изначально находился в разработке как универсальный гражданский и военный транспорт. На него устанавливались различные типы грузовых отсеков, в том числе:
- КУНГИ;
- отсеки для перевозки личного состава;
- самосвальные кузова для грузов любых типов;
- цистерны для воды или других жидкостей и сжиженных газов;
- оборудование для коммунальных работ, превращавшее ЗИЛ в прототип комбинированной дорожной машины.
На военные ЗИЛ-431410, отличавшиеся кабиной, окрашенной в «защитный» цвет хаки, монтировались некоторые виды вооружения. На его базе изготавливались машины с особыми техническими характеристиками, специального назначения для военных нужд, к примеру, транспорт аэродромного обслуживания.
Автомобиль ЗИЛ-431410 выпускался в различных типах климатического исполнения — для субтропиков и умеренного климата и для Крайнего Севера.
Технические параметры
Основные технические характеристики ЗИЛ-431410:
- длина между центрами передних и задних колес — 3800 мм;
- полная длина — 6675 мм;
- максимальная ширина (равная ширине кузова) — 2500 мм;
- высота — 2400 мм;
- грузоподъемность — 6 т;
- полная масса — 10,4 т;
- максимальная скорость — 90 км/ч;
- предельный угол подъема — 31 градус;
- минимальная зона разворота — 8,9 м.
Характеристики двигателя
Технические характеристики двигателя ЗИЛ-431410 следующие:
- тип мотора — бензиновый карбюраторный (поздние версии — с электронной системой впрыска);
- число цилиндров — 8;
- расположение — классическое для советского машиностроения V-образное, взаимный угол — 90 градусов;
- количество клапанов — 16;
- охлаждение — жидкостное;
- рабочий объем — 6 л;
- максимальная мощность — 150 л. с.;
- обороты, на которых развивается предел мощности — 3200 об./мин;
- максимальный крутящий момент — 401,8 Нм, достигается при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин;
- применяемый бензин — неэтилированный, с октановым числом 76.
Двигатель комплектуется экономайзером. Поздние версии мотора, производившиеся с конца 80-х годов, получили усовершенствованный воздушный фильтр ВМ-21 с бумажным и керамическим фильтрующими элементами.
Основной способ смазки — разбрызгиванием и под давлением.
В ограниченных масштабах (на правах действующих прототипов) производились ЗИЛы с дизельными двигателями, но в серийное производство их не запустили.
Грузовик-тягач ЗИЛ-431410 имеет бензобак объемом 170 л. При этом топливо расходуется в режиме 32 л/100 км при скорости движения 80 км/ч, 26 л/100 км — при скорости 60 км/ч. Данная скорость — «крейсерская».
Выпускались модификации со встроенным газобаллонным оборудованием.
Параметры трансмиссии
Технические характеристики трансмиссии:
- Коробка передач, которой снабжен ЗИЛ-431410 — механическая, на стандартные 5 ступеней вперед и 1 назад. Все ступени, кроме первой, снабжены синхронизаторами.
- Сцепление — однодисковое, фрикционное, с механическим приводом выключения. Ведущий мост — задний, карданных валов 2.
- Конструкция главной передачи в разных модификациях отличается — она либо одинарная, гипоидной конструкции, либо двойная, с прямозубой и косозубой парой.
Ходовая часть
Передняя подвеска автомобиля выполнена на двух полуэллиптических рессорах с двумя амортизаторами, работающими по гидравлическому принципу. Задняя часть имеет 2 основных и два дополнительных рессоры без амортизаторов.
Типоразмер колес — 260R508.
Тормозная система
Грузовики ЗИЛ-431410 выпускались в двух вариантах: с одноконтурной и с 1986 года с многоконтурной тормозной системой. Разницы в индексации машин не было. Одну модификацию от другой можно отличить по приборному щитку в водительской кабине — у версии с многоконтурными тормозами он усовершенствованный (выведен ряд дополнительных датчиков и сигнализаторов). Технические характеристики многоконтурной схемы в целом подобны более простой версии.
Основные тормоза — барабанные, стояночный тормоз — с пневмоприводом. В состав тормозных систем обоих типов входят пружинные энергоаккумуляторы и противоконденсатный предохранитель на спирту. Суппорт задних тормозов — усиленный.
Система электрооборудования
В состав электросистемы ЗИЛ-431410 стандартно входит стартер, генератор и аккумулятор. Рабочее напряжение аккумуляторной батареи — 12, а не 24 В, как на других грузовиках.
Система лобового освещения состоит из двух ходовых фар (в каждой — по 2 нити накаливания, для дальнего и ближнего света), двух поворотников и двух подфарников, расширяющих конус освещения.
Система электрооборудования претерпевала с течением времени наибольшие изменения, чем другие подсистемы этого грузовика. Появлялись новые электронные компоненты, например, система регулирования впрыска, электронная подсистема управления экономайзером, электронный ограничитель максимальной частоты оборотов и т. п.
Устройство кабины
Кабина ЗИЛ-431410 — цельнометаллическая, трехместная. По всем конструктивным характеристикам совпадает с кабиной от ЗИЛ-130.
Сиденье водителя — регулируемое в трех позициях. Сдвоенные сиденья для пассажиров — нерегулируемые.
В стандартную комплектацию входит печка, омыватель лобового стекла и стеклоочиститель с двумя дворниками каркасного типа. Руль имеет гидроусилитель.
Посадка водителя — высокая. Кресло отличается высоким (для грузовика) уровнем комфорта.
В отделке кабины отсутствуют пластик и иные, кроме металла, материалы. Приборы — аналоговые, «стрелочного» типа. Окошки большинства приборов, кроме спидометра, маленькие.
Подушки безопасности отсутствуют. В правой части кабины смонтирована горизонтальная металлическая ручка для пассажиров. Между ручкой и рулевым колесом находится «перчаточный ящик».
В ранних модификациях данного грузовика присутствовал технический вентиляционный люк на крыше. Позднее его сочли малоэффективным и убрали, но штамповка на крыше сохранилась.