Как подключить тракторный генератор
Содержание
- 1 Как подключить тракторный генератор
- 1.1 Устройство генераторов для МТЗ, схема подключения и ремонт
- 1.2 Устройство и принцип работы
- 1.3 Подключение и схема
- 1.4 Неполадки в работе и ремонт
- 1.5 Модели тракторных генераторов МТЗ
- 1.6 Генератор МТЗ-80: Схема подключения и профилактика неисправностей
- 1.7 Принцип работы этого устройства в тракторной технике
- 1.8 Профилактический осмотр генератора
- 1.9 Признаки неисправности обмотки статора
- 1.10 Генератор 46.3701 Имеет ли значение соблюдения начала и конца обмотки возбуждения при подключении?
- 1.11 Какие генераторы устанавливали на МТЗ раньше и что изменилось сейчас
- 1.12 Основные элементы конструкции
- 1.13 Подключение и принцип работы
Устройство генераторов для МТЗ, схема подключения и ремонт
Генератор трактора преобразовывает механическую вращательную в электрическую энергию и обеспечивает питанием электрооборудование машины, включая подзарядку пусковых аккумуляторных батарей с напряжением 12 или 24 вольт. Трактора МТЗ 80(82) ранних модификаций укомплектовывались самовозбуждаемыми трёхфазными генераторами переменного тока Г304, Г305 и Г306 советского производства с выдаваемым напряжением 14 вольта мощностью 400 Вт. Дополнительные буквы в аббревиатуре модификаций, вышеуказанных генераторов, означают различие обмоточных данных статора и имеют аналогичную унифицированную конструкцию с одинаковыми техническими характеристиками. Г 304 и Г305 в своём составе имели две неподвижные обмотки возбуждения для генерации энергии при левом и правом вращении, Г 306 с одной обмоткой возбуждения только для правого вращения. Более современная версия тракторных генераторов имеет аналогичную конструкцию с маркировкой 46.3701.
Устройство и принцип работы
Конструкция тракторных генераторов отличается высокой надёжностью, простотой конструкции и обслуживанием. Узел не имеет щёток и токосъёмных колец. Ротор 1 состоит из постоянных магнитов без обмотки. Неподвижная обмотка возбуждения 4 размещена в отдельном цилиндрическом корпусе, прикреплённом с внутренней стороны крышки узла. Электрическое поле возбуждения взаимодействует с магнитами ротора через металлическую втулку 5. Обмотка статора 2 имеет трёх, четырёх или пяти фазную конструкцию, исходя из мощности узла. Преобразование переменного тока в постоянный осуществляет диодный выпрямительный блок 19, смонтированный на внутренней стороне крышки узла. Транзисторный реле-регулятор 13 обеспечивает регулировку напряжения в пределах 14 или 28 вольт в зависимости от характеристик генератора и соответствующего напряжения сети машины. Блок регулятора размещён под внешней пластиковой задней крышкой 18. Ось ротора 1 вращается на двух шарикоподшипниках. Узел заключён металлический цилиндрический корпус и стянут винтами. Рабочий процесс генератора охлаждается крыльчаткой 7 размещённой на оси ротора.
В МТЗ 80 (82) узел размещён с правой стороны машины. Привод осуществляется одновременно с водяным насосом двигателя от шкива коленчатого вала через клиноременную передачу. Поворотом кронштейнов на оси креплений генератора осуществляют натяжение привода.
Нормальное натяжение проверяют усилием 40 Н на ветвь привода «шкив водяного насоса – шкив генератора». Прогиб ремня должен соответствовать 6-10 мм. Проскальзывание при недостаточном натяжении ремня снижает производительность генератора, чрезмерное натяжение — создаёт дополнительную нагрузку на опорных подшипниках осей узлов и провоцирует преждевременный износ.
Подключение и схема
Электрическая схема генераторной установки состоит из трёх частей: цепи обмоток статора и катушки возбуждения, выпрямительного диодного моста, и подключённого к генератору регулятора с посезонным переключателем напряжения.
Концы фаз статора подключены к диодным парам выпрямителя. Плюс выпрямительного блока выведен контактным болтом наружу, контакт минус подключён к корпусу узла. Дополнительные диоды выпрямителя запитывают обмотку возбуждения генератора. Плюс выпрямителя возбуждающей обмотки соединён с катушкой возбуждения и выводом узла Д. Плюсовой вывод от диодного моста выпрямителя Б соединяется одноимённым выводом регулятора . Выводом Б подключают нагрузочную сеть машины и плюсовую клемму АКБ. Минусовые выводы выпрямительного блока и регулятора соединены с корпусом генератора на массу машины. Выводы Д генератора и регулятора соединены и предназначен для подключения реле блокировки стартера. Если трактор запускается без стартера от пускового двигателя вывод Д изолируется колпачком. Вывод регулятора Ш соединён с концом обмотки возбуждения. Вывод С регулятора подключён посезонному переключателю. Для правильного подключения регулятора на узел, при установке или замене, ориентируются на выступ корпуса.
Неполадки в работе и ремонт
Работу генератора проверяют под нагрузкой, замеряя напряжение в сети. Включая электроприборы, прослеживают динамику изменения напряжения. При максимальной нагрузке значение не должно падать ниже 12,5 В.
Падение зарядного тока в сети при номинальных оборотах двигателя возникает при проскальзывании ремня привода, окислении контактов сети или их обрыве. В случае пробоя выпрямителя или межвиткового замыкания возникает разрядный ток. Большой зарядный ток свидетельствует о выходе из строя АКБ.
Генераторы описанного типа обладают высокой надёжностью и работают в условиях запылённости и повышенной вибрации. Основной причиной выхода из строя электрической части узла является износ подшипников и их посадочных мест на оси ротора. Увеличенные зазоры на опорах вращения приводят к короткому замыканию узла. При разрушении обойм подшипников металлические обломки механически повреждают обмотку возбуждения или статора, выводя узел из строя. Поэтому при эксплуатации нужно обращать внимание на состояние подшипников узла. Люфт в опорах ротора или появившийся шум при вращении сигнализирует о необходимости срочной замены подшипников. А также загрязнённость нефтепродуктами и пылью может привести к замыканию и выходу из строя диодного выпрямителя тока.
Плановую очистку генератора производят при ТО2 через каждые 500 часов работы машины.
Для осуществления диагностики цепей генератора демонтируют регулятор и заднюю крышку, отсоединяют выводы обмоток. Наличие короткого замыкания на корпус проверяют контрольной лампой. Целостность цепей обмоток статора и возбуждения, а также состояние выпрямителя и регулятора проверяют контрольной лампой или прозванивают прибором.
Модели тракторных генераторов МТЗ
Эволюция моделей тракторов МТЗ и увеличение оснащённости машин электрооборудованием привела к использованию генераторов аналогичной конструкции с более высокой мощностью и соответствующими техническими характеристиками. Современные машины МТЗ с напряжением в сети 12 вольт комплектуются узлами следующих серий: Г46.3701 с мощностью 700 Вт; Г96.3701 с выдаваемой мощностью 1000-1150 Вт и Г 97.3701 с мощностью 1400 Вт. Для машин МТЗ с напряжением в сети 24 вольта устанавливаются узлы серии Г99.3701 мощностью 1000-1150 Вт и 98.3701 мощностью 1500 Вт. Модификации узлов отличаются конструкцией и размером привода.
Генератор МТЗ-80: Схема подключения и профилактика неисправностей
Главные правила осмотра генератора МТЗ-80. Схема подключения генератора.
Практически в любом транспортном или рабочем средстве на колёсах существует два источника питания — аккумулятор и генератор. Автомобили нас не интересуют, а вот генератор МТЗ очень даже интересен, и именно его мы подробно рассмотрим.
Как абсолютно любой генератор, тракторный строго придерживается тех же целей — преобразование одного вида энергии в другой. Конкретно, механической в электрическую, что успешно выполняет от вращения коленвала, как и на другой технике.
Принцип работы этого устройства в тракторной технике
Если говорить откровенно, то он вообще ничем не отличается, кроме внешнего вида, габаритов (размеров), способов подключения и ещё несколькими нюансами.
Генератор МТЗ — 80 — это всегда трёхфазное устройство с односторонним возбуждением электромагнита, которое называется Г306 — Д (прочие модификации: Г — 306А, Г — 304А).
Для адекватной работы генератору Г306 — Д требуется постоянный ток, именно поэтому в самом генераторе ток проходит через трёхфазный выпрямитель, превращаясь в постоянный из переменного. Основные детали Г306 — Д, устанавливаемых на белорусских тракторах марки МТЗ — 80, 82 и аналогичных моделях — это статическое устройство и роторное (статор и ротор).
Статор этой модели изготавливается из нескольких электротехнических стальных листов, а трёхфазная катушка с обмоткой крепится изнутри к выступу. Ротор выполнен по аналогичной технологии и выглядит, как звезда с шестью углами, напрессованная на вал, где и крепится.
Подробную детальную схему генератора Г306 — Д вы можете увидеть на рисунке:
1 — Крышка регулирующего устройства; 2 — Винт; 3 — Шайба; 4 — Шайба; 5 — Гайка; 6- Шайба; 7 — Шайба; 8 — Гайка; 9 — Шайба; 10 — Шайба; 11 — Шайба изоляционная; 12 — Изолятор; 13 — Крышка задняя; 14 — Панель выводов; 15 — Болт М6х53; 16 — Выпрямитель; 17 — Втулка распорная; 18 — Болт М4х27,5; 19 — Изолятор фазный; 20 — Втулка разрезная; 21 — Катушка возбуждения; 22 — Болт стяжной; 23 — Шарикоподшипник; 24 — Винт; 25 — Гайка; 26 — Шайба; 27 — Шкив (одноручьевой); 28 — Вентилятор; 29 — Винт; 30 — Крышка подшипника; 31 — Шарикоподшипник; 32 — Болт; 33 — Крышка передняя; 34 — Щиток; 35 — Болт; 36 — Шайба; 37 — Втулка ротора; 38 — Гайка; 39 — Шайба; 40 — Шайба; 41 — Болт; 42 — Гайка; 43 — Болт; 44 — Кронштейн генератора; 45 — Растяжка; 46 — Ротор; 47 — Гайка; 48 — Статор; 49 — Планка; 50 — Болт; 51 — Шайба упорная; 52 — Винт М8х28; 53 — Регулирующее устройство.
Схема подключения электроцепи трактора МТЗ — 80, 82 и его модификаций:
Профилактический осмотр генератора
Основным условием правильной и надёжной работы этого устройства всегда остаётся внимательный осмотр и генератор МТЗ здесь не исключение. Необходимо постоянно следить за качественным креплением проводов и самого генератора, натяжением ремня и даже банальной чистотой деталей.
Иными словами, требуется чистить от грязи и пыли корпус, если таковые обнаружены на нём. Смотреть за приборным щитком, где присутствует световой индикатор (лампочка). Перед пуском двигателя лампочка, естественно, должна загораться. При появлении неисправностей замыкание массы ничего не даст, ибо лампочка индикатора либо совсем не будет гореть, либо загорится в пол силы (индикация и яркость зависит от конкретной модели трактора).
На исправность генератор МТЗ проверяется исключительно при заглушённом и остывшем моторе трактора, предварительно отключив от него все провода и клеммы. Проверка осуществляется лампой на 12 вольт и аккумуляторной батареей.
Признаки неисправности обмотки статора
Для начала, неплохо бы узнать, какие подключения применяются у этого устройства. Дело это простое: минусовой провод аккумуляторной батареи крепится к клемме «М» генератора, а плюсовой через контрольную лампу к клемме «Ш».
- Как уже говорилось выше, при неисправной обмотке лампочка индикатора на приборной панели гореть не будет, либо будет гореть очень слабо. К тому же, сила тока не превысит 3-3.5 ампера.
- Если лампочка совсем не горит (независимо от модификации двигателя трактора), значит обмотка просто разорвана, сгнила, окислилась (нужно подчеркнуть).
- Меняем подключение. Клемму «минус» АКБ кидаем на любую клемму генератора, а клемму «плюс» снова через лампочку индикатора к клемме «В» генератора.
Загораться при таком подключении лампа не будет, но… Если она умудрилась включиться, значит:
- коротнул один диод или сразу несколько;
- между теплопроводом и выпрямителем пробило изоляцию;
- на корпусе генератора замкнуло провод «плюс».
Рекомендации
Как говорится, не уверен — не обгоняй. Если вы не можете гарантировать свои познания в электротехнике, то браться за проверку (а тем паче, за ремонт) не следует.
Ни в коем случае (даже на одну секунду, в виде проверки искры) не соединяйте клеммы «Ш» и «В» с регулятором массы — возможен окончательный сбой и поломка.
Генератор 46.3701 Имеет ли значение соблюдения начала и конца обмотки возбуждения при подключении?
Приветствую, уважаемые форумчане!
Имеется генератор 46.3701. В нем покопались шаловливые ручки, любящие всенародно признанный метод «тыка», и отсоединили провода обмотки возбуждения со своих штатных мест (клемма «Д» и клемма «Ш»), соединили их вместе, и посадили «благополучно» на клемму «Ш».
Проблема заключается в том, что оба конца обмотки выполнены проводом одного цвета (оранжевый). Собственно вопрос: имеет ли значение соблюдения начала и конца обмотки возбуждения при подключении? Или можно этим пренебречь, и подключить наугад? На одной из веток читал, что у человека начало было обозначено красным, конец синим проводом, и ему подсказали, что красный на «Д», синий на «Ш». А у меня одинаковый цвет.
Еще один вопрос: как проверить работоспособность реле Я112Б без установки на генератор? В данный момент нет возможности установить генератор на трактор, т.к. он находится в 100 км от меня.
Буду благодарен всем откликнувшимся!
имеет значение если перепутаеш он не будет работать(не будет самовозбуждения) посмотри схему поймеш определить цежкой просто
кони ушли в бой ))))))))
Спасибо за ответ, но вы не внимательно прочитали тип генератора. У меня 46.3701, и его тип и схема совсем другая
У него обмотка возбуждения не на якоре, а рядом со статорными, в статоре.
Поэтому и созрел вопрос. Если бы это был обычный коллекторный генератор, я бы разобрался. Образование техника-электрика, как ни как.
Этот генератор может работать без АКБ.
Спасибо за ответ, но вы не внимательно прочитали тип генератора. У меня 46.3701, и его тип и схема совсем другая
[изображение]
У него обмотка возбуждения не на якоре, а рядом со статорными, в статоре.
Поэтому и созрел вопрос. Если бы это был обычный коллекторный генератор, я бы разобрался. Образование техника-электрика, как ни как.
Этот генератор может работать без АКБ.
Спасибо за ответ, но вы не внимательно прочитали тип генератора. У меня 46.3701, и его тип и схема совсем другая
[изображение]
У него обмотка возбуждения не на якоре, а рядом со статорными, в статоре.
Поэтому и созрел вопрос. Если бы это был обычный коллекторный генератор, я бы разобрался. Образование техника-электрика, как ни как.
Этот генератор может работать без АКБ.
Это генератор продольного поля и направление этого поля зависит от полярности, поэтому подключение начала и конца обмотки имеет значение. Можно попробовать методом тыка, покрутив генератор дрелью. Снять шкивок и соединить куском резинового шланга (в какую сторону вращать не имеет знатения). Бывает, эти генераторы размагничиваются и не самовозбуждаются после длительного бездействия.Чтобы он возбудился достаточно кратковременно на него подать напряжение.
Для проверки реле понадобятся: лампочка 12в 21св и регулируемый источник постоянного тока 10- 15в 2А. если это есть,нарисую схему проверки.
А генератор будет работать независимо от подключения концов обмотки возбуждения.
Анатолий, спасибо за ответ! Я уже стал догадываться, что дело в «севших» магнитах ротора, вот он и не возбуждается. При вращении дрелью выдает всего 0,6 вольта. Сейчас разобрал его для профилактики, соберу, и буду пробовать подать 12 вольт от АКБ, чтоб он возбудился.
Если всё получится, тогда мне нужно менять ротор на новый? Старый, как я понимаю, не оживет? Или после длительной работы с АКБ он снова намагнитится?
Для проверки реле понадобятся: лампочка 12в 21св и регулируемый источник постоянного тока 10- 15в 2А. если это есть,нарисую схему проверки.
А генератор будет работать независимо от подключения концов обмотки возбуждения.
Да, реле я уже проверил. Было без признаков жизни, поставил новое. Но, как писал выше, не самовозбуждается. Покупать новый ротор? Или есть варианты?
Выводы ротора подключи напрямую к 12 В АКБ. ток должен быть 4-5А. проверь.Если генератор собран,одновременно покрутить за шкив- сопротивление вращению должно возрасти.
Мостик и прочее проверял?
Да, мостик проверил, всё нормально
Самые распространенные неисправности- мостик и реле. остальные крайне редки.
обычно достаточно разобрать и перетянуть все соединения и годами лежавший под крыльцом нерабочий генератор исправно работает.обмотку возбуждения и статора проверить на обрыв и замыкание,выводы фазные-на надёжность соединения на диодном мосту,исправность блока дополнительных диодов-три маленьких параллельно «подкове».для проверки реле из магазина обычно работают одно из трёх-четырёх.
Еще один вопрос: как проверить работоспособность реле Я112Б без установки на генератор?
глаза боятся а руки делают
Приветствую!
Ситуация не изменилась. Собрал в кучу генератор. Перед сборкой были проверены все диоды в мосту (основные, дополнительные), проверено реле регулятор, прозвонил обмотки статора, проверил обмотку возбуждения — всё в норме. Подал отдельно на обмотку возбуждения 12 вольт — ротор притормаживается, ток потребления обмотки 3 ампера.
Стал вращать ротор генератора с помощью дрели. На выходе ничего нету.
Затем подал питание с аккумулятора: «+» на выход генератора, «-» на массу. Вращаю. Напряжение как было 12,5 вольт, так и осталось.
Перекинул «+» аккума на клемму «Д» (запитал обмотку возбуждения напрямую от аккума). Ротор стал вращаться с усилием.
Напряжение на выходе генератора 10,5 вольт. Раскрутил дрелью. Напряжение выросло до 11,6 вольт.
Подсоединил вместо вольтметра лампочку 4 ватта, раскрутил гену дрелью — лампа горит.
Подсоединил лампу 21 ватт — не горит.
Получается что под нагрузкой генератор не выдает напряжения.
Что делать, куда копать? Что с моим «геной» не так? Ведь запитка обмотки возбуждения напрямую от аккума не является штатной схемой, и при включении генератора по схеме — он скорее мертв, чем жив.
Какие генераторы устанавливали на МТЗ раньше и что изменилось сейчас
Генератор на тракторах, как и на других самоходных машинах, предназначен для преобразования механической энергии от вращения коленчатого вала двигателя в электрическую энергию для питания бортовой сети трактора и для зарядки аккумуляторной батареи. На тракторы МТЗ устанавливали несколько видов генераторов, в зависимости от комплектации и года выпуска, но по конструкции все они схожи. Это трехфазные электромеханические машины переменного тока.
Электрическая бортовая сеть и аккумулятор трактора работают на постоянном токе, поэтому совместно с генератором устанавливается выпрямитель, преобразующий переменный ток в постоянный, а также реле-регулятор – устройство, которое удерживает напряжение, выдаваемое генератором, в пределах 14 – 15 вольт при 12-и вольтовой бортовой сети, или в пределах 28-и вольт, если бортовая сеть на 24 вольта, независимо от скорости вращения и количества одновременно включенных приборов.
Ток возникает в генераторе за счет взаимодействия электрических магнитных полей вращающегося ротора и неподвижного статора. Начальный момент возникновения магнитного поля называется «возбуждение». В генераторах, которые устанавливались на тракторы МТЗ разных годов выпуска, имеется отдельная обмотка возбуждения, на которую подается питание от аккумулятора при включении массы или зажигания. Однако старые модели тракторов не во всех комплектациях имели стартер и аккумулятор. Запуск дизеля производился с помощью пускового двигателя, который, в свою очередь, запускался механизатором вручную. На таком тракторе необязательным было наличие аккумуляторной батареи. В таких комплектациях проблема возбуждения решалась использованием генераторов на постоянных магнитах вместо обмотки возбуждения, которым не требовался ток от батареи для образования электромагнитного поля. Примером является получивший широкое распространение в то время Г 46.3701. Современные трактора всегда комплектуются стартерами и аккумуляторными батареями, поэтому потребность установки самовозбуждающихся моделей отпала.
Мощность генераторов, устанавливаемых на тракторы МТЗ, варьируется от 700 до 1500 Ватт, и подбирается исходя из условий работы и оснащения трактора электрическими приборами.
История Минского Тракторного Завода начинается с 1946 года. Ранние модели тракторов не имели богатого оснащения электрическими приборами, современная техника имеет множество электрических систем и сложных элементов, таких как бортовые компьютеры, системы кондиционирования воздуха, множественные системы контроля, соответственно возросли требования к мощности и надежности генераторов.
Более 30-и лет поставщиком генераторов для тракторов МТЗ является Гродненский завод «Радиоволна», который производит весь модельный ряд, устанавливаемый на технику Минского Тракторного Завода.
Основные элементы конструкции
Генераторы, установленные на двигатели внутреннего сгорания, имеют в большинстве случаев схожую конструкцию. В состав любого устройства входят такие элементы, как:
- Статор. По сути, статор является корпусом. Помимо несущей функции, на внутренних стенках статора расположены обмотки. Статор собирается из тонких стальных пластин. Обмотка статора является трехфазной, каждая фаза состоит из трех медных обмоток, которые соединяются между собой последовательно. Сами фазы соединяются по схеме «треугольник». Концы фаз присоединяются к выпрямителю тока, который часто называют «диодный мост».
- Ротор. Вращающаяся деталь. Выполнен в виде стального вала, на котором набраны тонкие пластины из электротехнической стали. В генераторах тракторов МТЗ форма пластин образует шестиконечную звезду. Вал размещен внутри статора, закреплен на подшипниках в передней и задней крышках. На передней части вала закреплен шкив под приводной ремень. Именно за счет вращения ротора в статоре возникает электромагнитное поле, которое создает энергию для питания потребителей и зарядки аккумуляторной батареи.
- Выпрямитель тока. Предназначен для преобразования переменного тока, который возникает от взаимодействия электромагнитных полей статора и ротора, в постоянный ток, которым питаются все потребители бортовой системы, и который необходим аккумулятору для зарядки. Выпрямитель выполнен в виде корпуса и пластины, в зависимости от модели, один из этих элементов является теплоотводом. На этих элементах размещаются диоды, которые последовательно соединяются с обмотками статора и выводят напряжение на клемму «+» или «В».
- Реле-регулятор. Предназначено для поддержания постоянного напряжения. В более ранних электрических схемах тракторов реле-регулятор было выполнено в виде отдельного блока, подключенного к клеммам и к массе. В современных моделях встречается реле-регулятор транзисторного типа, совмещенное со щеточным узлом и установленное непосредственно на генератор. Некоторые модификации регуляторов напряжения имеют возможность сезонной регулировки напряжения, изменяя диапазон тока в пределах 0,8-1,2 Вольт.
- Передняя и задняя крышки. Являются опорой ротора, который установлен на подшипниках, запрессованных в отливки крышек. Также на передней или задней крышке, в зависимости от модели установлен блок выпрямителя тока. На крышках отлиты монтажные проушины для крепления генератора к двигателю и регулировки натяжения приводного ремня. Как правило, крышки имеют отверстия для отвода тепла из генератора.
Подключение и принцип работы
Рассмотрим подключение на примере генератора Г-306 Д, который устанавливался на трактор МТЗ-82 на протяжении длительного периода времени.
Плюсовой провод с аккумулятора присоединен к клемме «В» или «+». Параллельно с этой клеммы идет подключение к одноименной клемме регулятора напряжения. На клемму «+» или «В» внутри генератора выводится вырабатываемое напряжение с обмоток статора через диодный выпрямитель. Параллельно с этой клеммой, через реле, подключена контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.
При исправной работе генератора контрольная лампа загорается при включении зажигания и гаснет при запущенном двигателе. Дополнительно в некоторых моделях тракторов МТЗ устанавливается амперметр, который показывает силу тока в Амперах, или вольтметр, который показывает напряжение в Вольтах. Эти устройства позволяют механизатору оперативно получать информацию о работе генератора и состоянии бортовой сети во время работы трактора.
Клемма «Ш» соединена с аналогичной клеммой реле-регулятора. Через неё подается напряжение на катушки возбуждения.
Клемма «М» (масса) присоединяется к корпусу (минус) трактора, и параллельно – к клемме «М» реле-регулятора. Клемма «М» регулятора также подключена к корпусу трактора. В цепь между клеммой «Ш» и «М» регулятора напряжения может быть включен вольтметр, установленный на щитке приборов трактора для контроля за напряжением в бортовой сети.
В некоторых моделях дополнительно имеется клемма «Д», к которой подключается реле стартера, для блокировки включения стартера при работающем двигателе.
На неработающем двигателе ток от АКБ подается на клемму «Ш» которая присоединена к обмотке возбуждения, создающей начальное электромагнитное поле. При запуске двигателя трактора, вращение от коленчатого вала передается через клиновой ремень на шкив генератора, жестко закрепленный на валу ротора. При вращении ротор вращает электромагнитное поле шунтируемых обмоток возбуждения, которое, взаимодействуя с обмотками статора, создает на них переменный электрический ток. Ток имеет пиковые значения в момент прохождения выступающих частей ротора мимо обмоток статора. Чтобы выровнять импульсы, вырабатываемый ток со статора проходит через выпрямитель, преобразуясь в постоянный. Выходы диодов выпрямителя присоединены к клемме «+» или «В» генератора, с которой снимается выходное напряжение для зарядки АКБ и питания электроприборов трактора.
Одновременно реле-регулятором ток удерживается в пределах 14 – 15 вольт, для корректной работы приборов и исключения перезаряда аккумуляторной батареи.
При достижении двигателем высоких оборотов, генератор вырабатывает ток, превышающий номинальное значение. Проходя через обмотку реле регулятора (в старом исполнении), или через транзисторы (в современном исполнении), ток, при превышении значений, попадает на блок сопротивлений, которые снижают силу электромагнитного поля возбуждения, вследствие чего снижается ток.