Пример расчета расхода топлива тягача с прицепом
Содержание
- 1 Пример расчета расхода топлива тягача с прицепом
- 1.1 Пример расчета расхода топлива тягача с прицепом
- 1.2 Расчет нормируемого расхода топлива для седельных тягачей
- 1.3 Нормативное значение расхода топлива. Тягачи отечественные и стран СНГ
- 1.4 Автотранспорт — правила, нормы, положения
- 1.5 эксплуатация автомобильного транспорта
- 1.6 22. Расход топлива тягачей
Пример расчета расхода топлива тягача с прицепом
Водитель на автомобиле-самосвале МАЗ-5334 (двигатель ЯМЗ-236, линейная норма расхода дизельного топлива 28,0 л на 100 км согласно позиции 145 1 таблицы 3 «Нормы расхода топлива на самосвалы» норм расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование, установленных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.01.2012 № 3) доставил песок массой 6 т из карьера на строительный объект в г. Минске, а с указанного объекта — строительный мусор массой 4 т на место его захоронения. После этого порожний самосвал вернулся в карьер, чтобы совершить следующий рейс.
Грузоподъемность автомобиля — 10 т. Температура окружающего воздуха при выезде автомобиля зафиксирована равной +25°C.
В каждом таком рейсе пробег самосвала составляет:
— 3 км — по грунтовым, внутрикарьерным дорогам;
— 15 км — по загородным дорогам с асфальтобетонным покрытием;
— 7 км — по г. Минску;
• со строительным мусором:
— 7 км — по г. Минску;
— 15 км — по загородным дорогам с асфальтобетонным покрытием;
— 2 км — по грунтовым дорогам;
• порожняком по грунтовым, внутрикарьерным дорогам — 2 км.
Рассчитаем расход топлива автомобиля-самосвала при совершении одного рейса, обрисованного в ситуации.
При эксплуатации автотранспортных средств расход топлива следует рассчитывать в соответствии с Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее — Инструкция № 141).
С учетом положений Инструкции № 141 расход топлива для любой поездки может быть рассчитан по формуле:
Рт = 0,01 x ЛН x (П1 x (1 + К1) + П2 x (1 + К2) + П3 x (1 + К3) + …) + Рт доп ,
где 0,01 — коэффициент, применяемый в связи с тем, что линейная норма расхода топлива установлена в литрах на 100 км;
ЛН — установленная линейная норма расхода топлива (в литрах на 100 км);
П1, П2, П3 и т. д. — пробег автомобиля (в км) на отрезках дороги с неизменными условиями эксплуатации;
К1, К2, К3 и т. д. — результирующий коэффициент корректировки линейной нормы расхода топлива, применяемый для отдельно взятого пробега, совершаемого в неизменных условиях эксплуатации автомобиля. Результирующий коэффициент корректировки рассчитывается с учетом всех повышений и понижений линейной нормы расхода топлива, применяемых для отдельно взятого пробега, на основании пп.10-15 Инструкции № 141;
Рт доп — дополнительный расход топлива (в литрах), рассчитываемый в случаях, обозначенных в пп.16, 18-22 Инструкции № 141.
При расчете расхода топлива для изложенной выше ситуации используются следующие коэффициенты корректировки линейной нормы расхода топлива (на основании утвержденного руководителем организации положения о применении повышающих (понижающих) коэффициентов):
• плюс 0,15, так как при пробеге автомобиля по г. Минску, где численность населения составляет 1,9 млн человек, применяется повышение не более 15 % (подп.10.2 п.10 Инструкции № 141);
• плюс 0,20, так как при движении автомобиля по пересеченной местности, грунтовым, внутрикарьерным или отвальным дорогам применяется повышение не более 20 % (подп.10.4 п.10 Инструкции № 141);
• плюс 0,07, так как в связи с работой в автомобиле кондиционера применяется повышение не более 7 % (подп.10.13 п.10 Инструкции № 141);
• минус 0,15, так как в связи с эксплуатацией автомобиля на загородных дорогах с асфальтобетонным покрытием применяется понижение не более 15 % (п.12 Инструкции № 141).
При необходимости применения одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности (п.15 Инструкции № 141).
В рассматриваемой ситуации есть три участка пробега с относительно неизменными условиями эксплуатации:
1) пробег по грунтовым, внутрикарьерным дорогам;
2) пробег по загородным дорогам с асфальтобетонным покрытием;
3) пробег по г. Минску.
Для пробега по грунтовым, внутрикарьерным дорогам результирующий коэффициент корректировки линейной нормы составляет 0,27 (0,20 + 0,07).
Для пробега по загородным дорогам с асфальтобетонным покрытием результирующий коэффициент корректировки линейной нормы составляет -0,08 (0,07 — 0,15).
Для пробега по г. Минску результирующий коэффициент корректировки линейной нормы составляет 0,22 (0,15 + 0,07).
При расчете дополнительного расхода топлива для самосвалов следует учитывать положения пп.19-22 Инструкции № 141.
Расчет нормируемого расхода топлива для седельных тягачей
Нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично грузовым бортовым автомобилям.
маршрут следования: Киров-Москва-груз 100%, Москва-Минск-
— базовая норма расхода дизельного топлива для седельного тягача автомобиля (МАЗ-54324) составляет = 25,9 л/100 км;
— норма расхода дизельного топлива на перевозку полезного груза составляет
-норма расхода дизельного топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа =1,3 л/100 т,
— пробег автомобиля S=3366 км,
— надбавку за работу в зимнее время принимаем 10%,
— масса перевозимого груза 7 т.
Нормируемый расход топлива составляет:
.
объем транспортных работ
а) Период работы летний:
нормируемый расход топлива составляет:
б) Период работы зимний:
нормируемый расход топлива составляет:
Расчет нормируемого расхода смазочных материалов и специальных жидкостей.
Примем сроки эксплуатации автомобилей 3-8 лет
где Qн— объем израсходованного топлива,
X-временная норма расхода масел в литрах (смазок в кг) на 100л общего нормируемого расхода топлива,
Qс-количество израсходованных смазок.
2.2.1 Автомобиль ГАЗ-31105 (с двигателем ЗМЗ-4062.10) при движении по заданному маршруту расходует топлива: а) в летнее время 329 л, б) в зимнее время 358 л.
а)
б)
Трансмиссионные и гидравлические масла
а)
б)
Специальные масла и жидкости
а)
б)
а)
б)
2.2.2 ПАЗ-32053R (Д-245.7) при движении по заданному маршруту расходует топлива: а) летом- 38 л, б) зимой- 50 л.
а)
б)
Трансмиссионные и гидравлические масла
а)
б)
Специальные масла и жидкости
а)
б)
а) )
б)
2.2.3 КамАЗ-5320 при движении по заданному маршруту расходует топлива: а) летом – 1121 л, б) зимой — 1221 л.
а) 2,1=23,541 л
б)
Трансмиссионные и гидравлические масла
а)
б)
Специальные масла и жидкости
а)
б)
а)
б)
2.2.4 МАЗ-54324 при движении по заданному маршруту расходует топлива: а) летом – 1118 л, б) зимой – 1218 л.
а)
б)
Трансмиссионные и гидравлические масла
а)
б)
Специальные масла и жидкости
а)
б)
а)
б)
Литература
1. Васильева Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учеб. для вузов / Л.С. Васильева – М.: Наука-Пресс, 2003. – 421 с.
2. Лышко Г.П. Топливо и смазочные материалы. – М.: Агропромиздат, 1985. – 336 с., ил. – (Учебники и учеб.пособия для высш. с.х. учеб. заведений).
3. Неклюдов В.Б., Логинов В.В., Сидыганов Ю.Н. Износ и смазка в эксплуатации машинно-тракторного парка: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 1998. – 126 с.
4. Определение показателей качества автомобильных бензинов и дизельного топлива: лабораторный практикум / Г.М.Гаджиев, В.Б.Неклюдов, Е.М.Онучин[и др.]. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2010. – 76 с.
Приложение 2
Нормативное значение расхода топлива. Тягачи отечественные и стран СНГ
Расчет расхода топлива в соответствии с методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенными распоряжением Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р
Продолжаем создавать калькуляторы по запросу расчет расхода топлива на .
Сегодня в центре внимания — тягачи. Итак, что же говорят нам методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» про тягачи?
Для тягачей (равно как и для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов с прицепами и полуприцепами) расход топлива считается по следующей формуле:
где Qн — нормативное расход топлива, л
Нsan — норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза, л/100км.
S — пробег автомобиля или автопоезда, км
Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100тоннокилометров
W — объем транспортной работы, тоннокилометров
D — коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %
Норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза Нsan считается так:
где Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км. Эти нормы указаны в методических рекомендациях, и для использования в калькуляторе были занесены на сайт — смотри справочник Нормативное значение расхода топлива. Тягачи отечественные и стран СНГ.
Hg — норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 тоннокилометров. Эта норма тоже есть в методических рекомендациях, и определяется в зависимости от вида используемого топлива — смотри справочник Норма расхода топлива на тонно-километры.
Gtr — масса пустого прицепа или полуприцепа, в тоннах
Норма расхода топлива на транспортную работу Hw также определяется в зависимости от топлива, как и Hg
Объем транспортной работы W считается по формуле:
,
где G — масса груза, тонн
S — пробег с грузом, км.
Также к расходу прибавляется расход в случае простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы за час простоя. Например, в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова).
Про поправочный коэффициент D уже было в прошлой статье, повторяться не буду.
Как и в прошлом калькуляторе, для непонятных параметров при наведении на них мышью всплывает расшифровка, как, например, для параметра «Работа с пониженной средней скоростью».
Коэффициенты из рекомендаций берутся максимальные, ну и используются только те, которые, по моему разумению, можно применить к тягачам. Так что замечания и предложения приветствуются
Автотранспорт — правила, нормы, положения
эксплуатация автомобильного транспорта
22. Расход топлива тягачей
Расход топлива тягачей.
1. Расход топлива тягачей определяется по формуле
Q = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D),
где Q — расход топлива, л;
S — пробег автопоезда, км;
Hsan — норма расхода топлива на пробег автопоезда (седельного тягача с полуприцепом) в снаряженном состоянии без груза;
Hsan = Hs + Hg x Gпр, л/100 км,
где Hs — базовая норма расхода топлива на пробег одиночного тягача в снаряженном состоянии, л/100 км (это значение приведено в таблице);
Hg — норма расхода топлива на дополнительную массу полуприцепа, л/100 т.км ;
При работе седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлива (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы полуприцепов) в зависимости от вида топлива: дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного газа — до 2,64 л; природного газа — до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м — природного газа и до 0,25 л — дизельного топлива.
В нашем случае (все седельные тягачи в таблице дизельные) Hg будет равно 1,3л;
Gпр — собственная масса полуприцепа, т (сцепленного с конкретным тягачем);
Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм;
W — объем транспортной работы, т.км : W = Gгр x Sгр (где Gгр — масса груза, т;
Sгр — пробег с грузом, км);
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме
Пример.
Автопоезд в составе седельного тягача КамАЗ-65116-010-62 и полуприцепа МАЗ-938660-044. Общий пробег по путевому листу – 600 км, из них с грузом 300 км. Масса перевезенного груза – 20 тонн. Транспортная работа (W) равна 6ооо ткм. Перевозка в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.
Для одиночного седельного тягача КамАЗ-65116-010-62 базовая норма расхода дизельного топлива (Hs) будет равна 23,9 л на 100 км пробега (данные из таблицы).
Масса полуприцепа без груза – 6,7 т.
Норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т·км;
Норма расхода топлива на дополнительную массу полуприцепа Hg = 1,3 л/100 т·км;
Норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача КамАЗ-65116-010-62 с полуприцепом без груза составляет:
Hsan = Hs + Hg x Gпр = 23,9 + 1,3 х 6,7 = 32,6 л на 100 км пробега.
Расход топлива по путевому листу составит Q = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D) = 0,01 х (32.6 х 600) + (1,3 х 6000) = 273 литра.
Примеры определения расхода топлива автопоездом в составе грузового бортового автомобиля КАМАЗ-53212А и прицепа ГКБ-8352 с применением снижающих и повышающих надбавок к нормам расхода топлива, а также одиночных грузовых бортовых автомобилей без груза и с грузом приведены в этой статье.
2. Характеристики современных отечественных и стран СНГ седельных тягачей КАМАЗ, МАЗ и УРАЛ представлены в нижеуказанной таблице их модификациями, числом и расположением цилиндров двигателей, их мощностью и рабочим объемом, типом коробки перемены передач и базовой нормой расхода топлива.
3. Расход топлива тягачей является одним из основных технических показателей при выборе автомобиля для коммерческой деятельности.
Базовая норма расхода топлива седельных тягачей выпуска с 2008 года взята из методических рекомендаций Минтранса России «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Согласно этого документа базовая норма — это норма в литрах на 100 км пробега седельного тягача (без полуприцепа) в снаряженном состоянии, которая соответствует режиму движения автомобиля в пригородной зоне в летнее время.
Пригородная зона согласно статьи 49 Градостроительного кодекса РФ определяется как земли за пределами городской черты, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию.
Летнее время для Москвы и Московской области – с апреля по октябрь, для Кемеровской области – с мая по октябрь, для Калининградской области с 15 марта по 14 ноября, для Магаданской области с 1 мая по 14 октября и так далее по субъектам Российской Федерации (приведено в приложении 2 вышеуказанных методических рекомендаций Минтранса РФ).
В других условиях это будет уже эксплуатационная норма расхода топлива.
Она может быть ниже базовой в размере до 15% в случае движения автомобиля по дорогам общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности.
Норма расхода топлива седельного тягача будет выше базовой при движении в городах и других населенных пунктах, при эксплуатации автомобиля в зимних условиях, при эксплуатации автомобилей со сроком службы более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. и т.д.
Про надбавки к нормам расхода топлива автомобильного транспорта в России написано в этой статье.
Условные обозначения:
Число и расположение цилиндров (L — рядное, V-образное, 6 или 8 – число цилиндров); 240 — мощность двигателя, л.с; 10,85 — рабочий объем двигателя, л; 10M — количество передач (M – механическая коробка передач).
Тягачи отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года.