93 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зил 4102 технические характеристики

ЗИЛ-4102: технические характеристики, фото

Аббревиатура завода ЗИЛ (ЗИС) ассоциируется у большинства с грузовыми автомобилями или холодильниками, которые он также выпускал в больших количествах. Но еще одной сферой деятельности завода был выпуск представительских автомобилей для руководства СССР.

Представительский седан

В 1985 году в производственной программе завода появился новый лимузин ЗИЛ-41047. Появление новой машины практически совпало со сменой руководства страны – главой СССР стал М. Горбачёв. Машина базировалась на узлах своего предшественника модели 41045 и отличалась элементами отделки передней части, светотехникой и отсутствием форточек в передних дверях. Новое руководство страны положительно восприняло новую модель и использовало лимузин в течение некоторого времени.

Но ближе к концу 1986 года у М. Горбачёва возникло желание получить менее громоздкий представительский автомобиль. Спустя год это желание оформилось в техническое задание и поступило на ЗИЛ. Заказчиком машины стал кремлёвский ГОН. К этому времени конструкторы легкового подразделения ЗИЛ несколько лет вели работы над проектом нового лимузина, полностью отличавшегося от выпускаемых машин.

Проект обрел окончательные черты и предусматривал две версии машины – семиместный лимузин ЗИЛ-4101 с удлиненной базой и короткий пятиместный седан ЗИЛ-4102. Теоретически кузова машин могли иметь жесткий или мягкий верх.

Новые решения в конструкции кузова

Машина ЗИЛ-4102 с кузовом седан вполне соответствовала пожеланиям генерального секретаря. Но сроки для постройки первого образца были очень сжатыми – на все работы отводилось не более 6 месяцев. Из-за сжатых сроков отработка дизайнерских и конструктивных решений велась на полноразмерном макете седана.

В итоге конструкторский коллектив во главе с Е. Д. Гусевым сумел создать автомобиль с совершенно нехарактерными для продукции ЗИЛ решениями. Для облегчения конструкции кузов ЗИЛ-4102 выполнили по несущей схеме. В конструкции ряда кузовных деталей применили композитные материалы, что позволило повысить жесткость кузова и дополнительно снизило вес. В итоге снаряженная масса машины составила 3,25 тонны. С учетом габаритных размеров машины показатель веса очень неплохой.

Дополнительную прочность кузову придавали вклеенные в проемы лобовое и заднее стекла. Для соединения некоторых частей кузова использовались клеевые соединения. Описание ЗИЛ-4102 будет не полным без упоминания о высоком качестве звукоизоляции кузова. Двигатель и трансмиссия были закрыты специальным кожухом, уменьшавшим шумность и препятствовавшим попаданию пыли на узлы и агрегаты. Наружные панели кузова, склонные к вибрации, обклеивались звукозащитными материалами и снабжались усилителями конструкции.

Комфорт для водителя и пассажиров

В салоне имелось два ряда сидений. Сиденья имели обивку из велюра высокого качества. Кузов не имел перегородки между отделением водителя и задним рядом сидений.

Впервые в СССР машину оснастили бортовым компьютером с функцией голосовых оповещений. Систему разработали на одном из предприятий Западной Германии по заказу ЗИЛ.

Задний ряд состоял из двух индивидуальных сидений и подлокотника. Теоретически при сложенном подлокотнике там мог разместиться третий пассажир. Два кресла заднего ряда имели индивидуальные регулировки с электроприводами. На потолке в задней части кузова имелся пульт управления микроклиматом и освещением. На полу имелись откидные подставки для ног пассажиров. Интерьер салона ЗИЛ-4102 на фото ниже.

Подвеска и тормоза

Впервые для легковых автомобилей ЗИЛ внедрили независимую подвеску всех колес. В качестве амортизирующих элементов использовались пружины с функцией гашения «клевков» при разгоне и торможении. При разработке подвесок использовался опыт ведущих автомобилестроительных концернов мира. Узлы подвесок собирались на отдельных подрамниках. Рулевой механизм с редуктором типа «винт и зубчатый сектор» оснащался гидроусилителем.

Заднюю подвеску оснастили косыми продольными рычагами и стабилизатором. Передняя подвеска не имела в конструкции шкворней и также оснащалась стабилизатором.

Тяжелый и динамичный автомобиль нуждался в производительной тормозной системе. Все тормозные механизмы на ЗИЛ-4102 дисковые. Из-за выросшего диаметра тормозных дисков машина получила новые 17-дюймовые колеса. В прежних 16-дюймовых колесах новые тормозные механизмы попросту не помещались. В гидравлическом приводе тормозов было три усилителя – один вакуумный и два гидровакуумных.

Силовой агрегат и приводы

Силовой агрегат был намного более традиционной для машин ЗИЛ схемы. Для обеспечения заданных технических характеристик ЗИЛ-4102 оснастили мощным 315-сильным восьмицилиндровым мотором модели ЗИЛ-4104. Благодаря объему цилиндров около 8 литров он обладал достаточно высоким крутящим моментом (до 62 кгс/м). Для подачи топлива использовался четырехкамерный карбюратор К 259. Двигатель практически без изменений перешел с предыдущей модели. Основным отличием от мотора лимузина стала бесконтактная система зажигания.

Коробка передач — классический трехскоростной гидроавтомат модели 4105-01 — была идентична коробке ЗИЛ-41047. Благодаря мощному мотору динамические и технические характеристики ЗИЛ-4102 (фото ниже представляет общий вид силового агрегата) значительно повысились. В итоге они оказались выше, чем у лимузина предыдущего поколения.

Технические характеристики ЗИЛ-4102:

  • Максимальная скорость машины достигала 200 км/час.
  • Динамика разгона – 10,5 секунды до 100 км/час.
  • Расход топлива – в среднем 18 литров/100 км.

Поскольку автомобиль имел независимую заднюю подвеску, то для привода колес использовали ШРУС. Редуктор привода задних колес жестко крепился на подрамнике.

Первые и последние образцы

Первые два ходовых образца автомобиля собрали силами цеха №6 в мае 1988, уложившись в предписанные сроки. Одна из машин имела классический чёрный цвет, вторая была окрашена в металлик золотистого цвета. Некоторые элементы машины были заимствованными. Примером могут быть головные фары от прототипа «Вольво 850» (в тот момент заводы «Вольво» и ЗИЛ вели активную совместную работу). Во внешнем оформлении автомобилей использовалось намного меньше хрома, чем в предыдущем ЗИЛ-41047. Проведенные ходовые испытания прототипов прошли в целом успешно, показав жизнеспособность автомобиля.

Однако машины не совсем удовлетворили основного заказчика – М. Горбачёва. В традиционной для себя манере он не дал четкой оценки проекту, поэтому завод продолжил работы над проектом. Среди работников завода за машинами закрепились прозвища «Мишка» и «Райка».

Судьба прототипов

Доработки и испытания машин продолжались в лабораториях и на полигонах завода до 1991 года. В новых экономических условиях завод ЗИЛ лишился основного заказчика, а найти новых было нереально.

Читать еще:  Масса зил 130 самосвал

В итоге проект ЗИЛ-4102 закрыли, прототип черного цвета утилизировали, а золотистый сохранялся в музее ЗИЛ. В настоящее время он находится в одной из частных коллекций. От черного автомобиля сохранился ряд деталей, в том числе отпиленная передняя часть кузова в сборе с фарами, решеткой радиатора и бампером.

ЗИЛ-4102 — неудавшийся лимузин последнего президента СССР

В середине 80-х в Советском Союзе задул ветер перемен. Новый генеральный секретарь Михаил Горбачев повел страну новым курсом перестройки, ускорения и демократизации. Кроме всего прочего, с фигурой первого и последнего президента СССР связана и история советского представительского автомобиля нового поколения, который разрабатывался в 80-е годы, но так и не пошел в серию. Созданием этой машины занимались специалисты завода имени Лихачева, первый прототип был готов к 1988 году. Автомобиль получил обозначение ЗИЛ-4102.

По сравнению с тяжеловесными представителями линейки ЗИЛ-4104, новый лимузин был легче, компактнее, демократичнее. На базе автомобиля ЗИЛ-4102 планировали создать целое семейство представительских и специальных машин. Но не сбылось… Изделие зиловских конструкторов не понравилось генеральному секретарю, поэтому автомобиль в серию так и не попал. Увы, иногда результат многолетнего и кропотливого труда целого коллектива зависит от прихоти или самодурства одного человека, наделенного верховной властью.

Всего было изготовлено два прототипа нового автомобиля, заводчане дали им названия в честь генсека-реформатора и его первой леди. Причем сделали это в максимально фамильярной манере: лимузины получили имена «Мишка» и «Райка». Черный «Мишка» (№ 001) утрачен много лет назад, от него осталась только «морда» с бампером, радиаторной решеткой и фарами. Единственным сохранившимся образцом этого правительственного седана является светло-коричневая «Райка» (№ 002). Говорят, что она сегодня находится в одной из частных коллекций. В целом же, проект создания лимузина для последнего советского генсека можно назвать одной из самых малоизвестных страниц истории отечественного автопрома.

Все, что осталось от «Мишки» — автомобиля ЗИЛ-4102 №1

Как создавался лимузин для последнего советского генсека

В середине 80-х годов основным лимузином для советской партноменклатуры был ЗИЛ-4104 и его модификации – ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047. Это был действительно монументальный автомобиль – настоящий символ советской империи, максимально строгий и официальный. В момент своего принятия в эксплуатацию ЗИЛ-4104 был самым длинным серийным автомобилем в мире. Он не только возил верхушку страны, на базе этого лимузина было создано большое количество специальных модификаций, включая машину для охраны, вип-скорую помощь, автомобили спецсвязи. Однако уже в начале 80-х годов ЗИЛ-4104 начал постепенно устаревать.

В период создания автомобиля конструкторам пришлось создать множество макетов. Это один из них.

Бытует мнение, что указание на разработку ЗИЛ-4102 дал лично новый генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, но это не совсем так. Конструкторы завода имени Лихачева приступили к реализации этого проекта еще в 1982 году. Новым автомобилем планировали заменить пятиместный седан ЗИЛ-41041. Параллельно шли работы над удлиненной модификацией машины с кузовом лимузин, но в этом случае дело не дошло даже до создания прототипа. Проектом создания автомобиля руководил Е. Д. Гусев – главный конструктор завода.

Выработка концепции новой машины шла тяжело. Для изучения – или копирования – был приобретен британский лимузин Rolls-Royce Silver Spirit, черты которого можно легко рассмотреть в облике ЗИЛ-4102. В то же время советский лимузин чем-то неуловимо похож на Volvo 760 и на американский Cadillac Fleetwood Limousine.

В ходе реализации проекта было изготовлено большое количество макетов, на которых не только отрабатывался дизайн будущего авто, но и совершенствовалась его аэродинамическая форма. Окончательная концепция дизайна автомобиля была сформирована только к 1985 году.

В итоге заказ на изготовление двух опытных автомобилей был передан в шестой цех предприятия, который и занимался изготовлением продукции для советских вип-персон.

Крах советского «демократического» лимузина

В 1988 году проект наконец-то был воплощен в металле. Сотрудники ЗИЛа рассчитывали, что создание нового, более демократичного и скромного представительского авто отлично впишется в государственный дискурс борьбы с роскошью номенклатуры. Прототипы были продемонстрированы делегатам XIX партийной конференции и лично генсеку.

Однако Михаилу Сергеевичу новый автомобиль не понравился, после чего проект был моментально свернут и довольно быстро забыт. Возможно, что подобное решение было продиктовано не только субъективным мнением генерального секретаря, но и имело под собой другие, куда более важные причины. В конце 80-х годов советская экономика уже «дышала на ладан», поэтому, вероятно, на серийное производство нового легкового автомобиля просто не было денег.

Внутри салона ЗИЛ-4102. По сравнению с другими советскими лимузинами он действительно выглядит скромно и демократично.

А ведь планы на ЗИЛ-4102 были грандиозными. На базе этого автомобиля хотели создать целое семейство автомобилей: от базовой модификации, предназначенной для транспортировки региональной номенклатуры, до бронированных лимузинов для высших лиц государства. Более того, благодаря веяниям нового времени ЗИЛ-4102 вполне мог поступить и в свободную продажу. Конечно, обычный советский гражданин вряд ли смог его купить, но для известных артистов, спортсменов, писателей он был бы вполне по карману. На ЗИЛе под масштабный выпуск этой машины планировали кардинально переоснастить производство, закупить новые станки и увеличить штат. Таким образом планировалось довести количество изготовленных автомобилей до тысяч экземпляров.

ЗИЛ-4102 со временем планировали выпустить в свободную продажу

Есть неподтвержденная информация, что наработки, полученные во время создания ЗИЛ-4102, позже были использованы в проекте «Кортеж».

Дизайн и устройство салона автомобиля ЗИЛ-4102

ЗИЛ-4102 – это четырехдверный седан, с передним расположением двигателя и ведущими задними колесами. Хотя, автомобиль получился на 500 кг легче, чем ЗИЛ-41041, его размеры все равно были весьма внушительны: длина на полметра превосходила серийную «Волгу». Также можно добавить, что облик ЗИЛ-4102 сильно отличался от представительских машин, выпущенных на заводе им. Лихачева ранее.

Главными особенностями конструкции автомобиля является несущий кузов и отсутствие рамы, что привело к появлению высокого уровня вибраций. Конструкторы долго не могли решить эту проблему, но, в конце концов, добились победы, снизив колебания до приемлемых 25-28 Гц. Для уменьшения шума двигатель и кпп закрывались специальными кожухами.

Под капотом ЗИЛ-4102

Все детали кузова ЗИЛ-4102 изготавливались и подгонялись вручную, на каждую из них наносилось 10-15 слоев краски с непременной сушкой и полировкой каждого слоя. В конструкции ЗИЛ-4102 были широко использованы композитные материалы, что можно назвать новинкой для отечественного автопрома. Из стеклопластика изготавливались дно и панели крыши, бампера, капот и крышка багажника. Подобное решение позволило уменьшить общую массу автомобиля.

Заднее и лобовое стекло крепились при помощи специального клея, аналогичным образом устанавливалась и панель крыши.

Салон автомобиля был рассчитан на четырех человек, включая водителя и охранника, чье место находилось спереди. Откидные сидения для охраны, как на предыдущих машинах ЗИЛа, отсутствовали. Задние сидения были раздельными, их можно было регулировать с помощью электроприводов. От передних сидений они отделялись массивной напольной перегородкой с убирающимися упорами для ног.

Читать еще:  Зил 130в1 технические характеристики

Сзади на потолке салона находилась панель управления кондиционером и освещением. В состав же системы кондиционирования входили две независимые климатические установки.

Верхняя часть салона отделывалась велюром и кожей светлых тонов, нижняя – была покрыта темным ковролином.

Шильдик от ЗИЛ-4102

К услугам пассажиров были все мультимедийные системы, существовавшие на момент выпуска автомобиля. В салоне находились:

  • цифровой тюнер;
  • кассетный проигрыватель;
  • аудиосистема, состоящая из десяти динамиков.

Кроме того, ЗиЛ-4102 был оснащен бортовым компьютером с синтезатором голоса, который специально заказывали в Германии.

Лимузин имел трехслойные атермальные стекла, которые опускались и поднимались с помощью электрических подъемников.

Особенности конструкции автомобиля ЗИЛ-4102

ЗИЛ-4102 получил двигатель и трансмиссию, аналогичную тем, что были установлены на его предшественнике – ЗИЛ-4104. V-образный карбюраторный мотор имел восемь цилиндров и объем 7756 см³. Его мощность составляла 315 л. с. Уменьшенная масса позволяла автомобилю быстрее разгоняться до 100 км/ч – за 10,5 секунды. Снизился и расход топлива: теперь он составлял 18 литров на 100 км (при скорости 90 км/ч).

Еще можно отметить, что впервые в советском автостроении на ЗИЛ-4102 была установлена независимая подвеска для всех колес. В качестве амортизирующих элементов в ней были использованы пружины, гасящие колебания при торможении и разгоне. Каждый узел подвески собирался на отдельном подрамнике, в их конструкции были использованы самые передовые решения, существовавшие на тот момент.

ЗИЛ-4102 на выставке раритетных советских авто

ЗИЛ-4102 имел дисковые тормоза, причем из-за увеличения диаметра дисков машину пришлось оснастить новыми 17-дюймовыми колесами.

Автомобиль имел автоматическую трансмиссию с трехступенчатой кпп. Также следует отметить, что многие системы ЗИЛ-4102 были продублированы: подача топлива, зажигание, машина имела два аккумулятора.

ЗИЛ-4102. Ветер перемен

Подчас результат кропотливого труда целого коллектива профессионалов зависит от прихоти одного человека, облеченного властью. В данном случае речь о первом и последнем президенте СССР М. Горбачеве и о перспективной разработке ЗИЛа — правительственном лимузине с индексом 4102.

Бытует мнение, что ЗИЛ-4102 разрабатывался по непосредственному указанию Горбачева. Действительно, единственный президент СССР неоднократно высказывался о целесообразности проекта нового, демократичного, правительственного автомобиля. А впоследствии дал «стартовую отмашку» на изготовление опытных экземпляров.

Впрочем, альтернативу, морально устаревшему «членовозу» ЗИЛ-4104 в «зиловском» бюро по исследованию и доводке легковых автомобилей начали осмысливать еще в 1982 году. Процесс выработки концепции шел туго, и финальная ее версия была принята лишь три года спустя. После чего для изучения и вдохновения был приобретен образцовый Rolls-Royce Silver Spirit. Затем заказ на изготовление двух экземпляров был передан в шестой цех ЗИЛа, который занимался созданием правительственных автомобилей.

В 1988 году «4102» появился вживую. Принципиальным отличием нового автомобиля от предшественников был несущий кузов. Причем отсутствие рамы спровоцировало появление паразитных вибраций. Из-за отсутствия опыта создатели машины долго боролись с этим неприятным явлением и в конце концов победили его, доведя уровень колебаний кузова до «комфортных» собственных частот 25–28 Гц. Все кузовные детали изготавливались вручную. Затем тщательно подгонялись друг к другу, формируя кузов как единое целое.

Еще одним «ноу-хау» новинки было широкое использование стеклопластика, из которого были сделаны панели крыши и пола, крышка багажника, капот и бамперы. Это позволило существенно снизить вес автомобиля. Он был легче предшественника на целых полтонны, что положительно повлияло на ходовые характеристики.

Унаследовав силовой агрегат — V-образную «восьмерку» рабочим объемом 7,68 л и мощностью 315 л.с. — от «ноль четвертого», ЗИЛ-4102 стал темпераментнее при разгоне на 2,5 секунды. Для набора 100 км/ч ему требовалось 10,5 с.

Несмотря на снижение веса, автомобиль по-прежнему оставался довольно прожорливым. На скорости 90 км/ч он расходовал 18 литров бензина, а при 120 км/ч — больше 21 л. Питание двигателю обеспечивали два электрических бензонасоса и 4-камерный карбюратор. Система зажигания при этом была транзисторного типа. А в системе смазки использовалась пара масляных радиаторов.

В соответствии с традицией создания машин представительского класса некоторые узлы и электрические системы автомобиля были продублированы. Например, ЗИЛ-4102 имел два аккумулятора, два бензонасоса, дублирующую систему зажигания, а также тормозную систему, в которой использовались механизмы с автоматической регулировкой зазора и вентилируемые диски. Привод у тормозов был гидравлический, с одним вакуумным и двумя гидровакуумными усилителями. Система была снабжена двумя независимыми контурами, каждый из которых активизировал тормоза всех колес.

На автомобиле использовалась автоматическая коробка передач. Несмотря на то, что ступеней в трансмиссии было всего три, благодаря потенциалу двигателя тяга к задним ведущим колесам передавалась плавно, без явно ощутимых толчков. Плавность хода подчеркивала независимая подвеска. Спереди — на продольных торсионах, сзади — пружинная.

Салон ЗИЛ-4102 был рассчитан на четырех человек. Спереди подразумевалось присутствие водителя-охранника и просто охранника, а сзади находилась зона обитания двух вип-персон. Демократизм «ноль второго» подчеркивался отсутствием дополнительных откидных сидений — страпонтенов, характерных для автомобилей представительского класса. Задние сиденья, разнесенные по сторонам из-за широкого трансмиссионного тоннеля и регулируемые с помощью электроприводов, отделялись от фронтальной части машины мощными напольными перегородками с откидными упорами для ног пассажиров. В потолочной консоли была расположена панель управления кондиционером и осветительными плафонами. К слову, система кондиционирования воздуха состояла из двух независимых климатических установок. В целом салон был отделан светлыми велюром, кремовой кожей и деревянными лакированными панелями, а его нижняя часть «обшита» гранитовым ковролином.

Элементы дополнительного комфорта представляли собой полный электропакет, тюнер с цифровой настройкой частот, проигрыватель компакт-дисков и акустику, состоящую из десяти динамиков. Помимо этого автомобиль имел бортовой диагностический компьютер с речевым синтезатором и информационным дисплеем. Для удобства и безопасности пассажиров стекла всех окон были атермальными, трехслойными.

Несмотря на то, что особых откровений в дизайне и конструкции нового правительственного ЗИЛа не было, некоторыми решениями создатели машины очень гордились. Это, в частности, относится к «эргономичной» передней панели и особенно — к колесным дискам, оригинальный «орнамент» которых был защищен специальным патентом.

В перспективе новый ЗИЛ-4102 должен был обзавестись целой гаммой модификаций: от «базовой» версии для региональной номенклатуры до статусного бронированного лимузина для первых лиц государства. Более того, благодаря перестройке и связанному с ней ветру перемен новый седан даже мог поступить в продажу. Разумеется, не в широкую, но доступную для «персональных граждан»: известных деятелей культуры и искусства, выдающихся спортсменов, космонавтов, передовиков производства и т. д. Под выпуск новинки планировалось глобально переосмыслить производство, закупить новые линии, станки и оснастку, освоить новые технологические процессы и в результате довести количество произведенных машин с единиц до тысяч.

Читать еще:  Зил 5301ао технические характеристики

Новая разработка была воочию представлена делегатам XIX партийной конференции и непосредственно президенту. ЗИЛовцы думали, что выпуск «скромного» правительственного автомобиля впишется в тенденцию горбачевской борьбы с номенклатурной роскошью. Но Горбачев не одобрил проект. Возможно, ему банально не понравился натурный образец. Может быть, президента смутило слишком затратное внедрение в производство.

Поговаривают также и о гораздо более прозаической причине провала проекта. Дело в том, что двум опытным образцам автомобиля рабочие дали «народные» имена — «Мишка» и «Райка». Информация о вольном сленге дошла до первого лица. И, мягко выражаясь, не воодушевила его. Так или иначе, на реализацию проекта не нашлось средств, и работы по ЗИЛ-4102 были постепенно свернуты.

ЗиЛ-4102 автомобиль для последнего президента СССР

ЗиЛ-4102 — советский автомобиль представительского класса, который не вошёл в серийное производство по указу первого президента СССР. Машина разрабатывалась спецкомандой завода имени Лихачёва. Инженеры собрали два опытных образца, которые продемонстрировали первому лицу государства.

История создания ЗиЛ-4102

Когда Михаил Горбачёв пришёл к власти, ЗиЛ разработал новую модификацию 115-й модели. Президент принял ЗиЛ 41047, положительно отозвался о транспорте. В последующие несколько лет использовал авто для поездок по Москве и стране (управлял самостоятельно). К 1986 году лимузин устарел. Михаил Горбачёв выразил желание получить новый транспорт, который получит современный дизайн, станет быстрее, манёвреннее и динамичнее. В следующем году предприятия получило госзаказ на разработку нового лимузина для транспортировки важных политиков.

Спецподразделение завода работало постоянно: с 80-го года велось создание базы под новый автомобиль, разрабатывался новый, уникальный дизайн, отвечающий современным требованиям. Отличительной особенностью являлось отсутствие угловатых элементов, к которым привыкли люди за последние годы.

Концептуальный образец появился в 1985 году. Новое поколение планировали представить двумя моделями — 4101 (лимузин с колёсной базой 3 760 миллиметров) и 4102 (укороченный седан с колёсной базой 3 300 миллиметров). Позднее планировали разработать фаэтон на базе стандартной версии. Поступление государственного заказа заставило специалистов предприятия перейти от концептуальной модели к практическому воплощению проекта. Требовалась максимальная оперативность — первый опытный образец должен был быть готов через полгода.

Работать приходилось сутками без перерывов и выходных. Дизайнеры занимались доработкой внешнего вида и интерьера. Инженеры готовили техническую документацию на сборку первого экземпляра. Для упрощения работы специалисты собрали полноразмерный макет, на который «примеряли» архитектурные решения, проверяли на совместимость технические узлы и агрегаты. Проектом руководил главный конструктор ЗИЛа — Е.Д. Гусев.

Устройство и конструкция ЗиЛ-4102

Машина получила уникальный дизайн, который значительно отличался от предыдущих отечественных разработок премиум-класса. Появился несущий кузов. Инженеры не использовали платформу старого поколения, они разработали новую и уникальную. Это позволило избавиться от крупной конструкции, сделав машину компактнее и динамичнее.

Кузов стал легче и жёстче. Это стало возможным за счёт использования стеклопластика для изготовления панелей днища, крыши, капота и багажника. Заднее и переднее лобовые стёкла крепились в проёмы с помощью специального, сверхпрочного клея. Для крепления панелей крыши к раме использовали клей, применяемый в аэрокосмической отрасли.

Независимая пружинная подвеска всех колёс стала новацией для российского автомобилестроения. Конструкция подвески дополнялась несущими подрамниками с «антиклековым» эффектом. В основе передней подвески лежала двухрычажная технология. В устройство задней подвески легла кинетическая схема Mercedes. Для повышения качества заднего подрамника применены некоторые технологии Rolls-Royse. Увеличение тормозных механизмов привело к увеличению дисков на колёсах — они получили 17-дюймовый размер. Каждое колесо оснащалось дисковыми тормозами с плавающими скобами.

Силовой агрегат и гидромеханическая передача, по сравнению с последним поколением, изменений не получили. Мотор ЗиЛ-4104 обладает следующими характеристиками:

  • Объём — 7,7 литров;
  • Количество цилиндров — 8;
  • Расположение цилиндров — V-образное;
  • Тип двигателя — карбюраторный;
  • Карбюратор — четырёхкамерный;
  • Мощность — 315 лошадиных сил при 4,4-4,6 тысячах оборотах.

Последнее обновление 41047 получило бесконтактную систему зажигания. Инновационную разработку перенесли на новое поколение правительственного авто. Силовая установка давала облегчённому седану качества спортивного автомобиля. Шарниры равных угловых скоростей отвечали за привод на задние колёса. Задний мост сделан по разрезному типу — корпус редуктора неподвижно установили на отдельном подрамнике посредством упругих опор.

Дизайнеры упростили интерьер салона, но не сделали его менее представительским. Чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно, особое внимание уделили звуко- и термоизоляции. Для этого двигатель заключили в специальную капсулу, снижающую шум в салоне. После проведения многочисленных испытаний конструкторам удалось добиться полного устранения вибрации кузовных панелей. Автомобиль ЗиЛ-4102 лишился стеклянной перегородки. Вместо неё добавлена возможность электрорегулировки двух секций заднего дивана, который вмещает трёх человек. Уникальной особенностью стало наличие бортового компьютера с функцией голосового оповещения. Его разработали немецкие специалисты по специальному заказу ЗиЛ.

Передняя оптика заимствована у шведской компании Volvo (в те годы ЗиЛ и Volvo тесно сотрудничали). Фары взяли от первого прототипа Volvo-850 (серия впоследствии получила другие передние фонари). Благодаря оставшейся мощной силовой установке и сниженной массе, удалось улучшить разгон до 100 км/ч — новому седану требовалось 10,5 секунд. Средний расход топлива составлял 18-21 литров на 100 километров в зависимости от средней скорости.

Что произошло потом?

Первые экземпляры подготовили к маю 1988 году. Первую демонстрацию провели для председателя Совета министров СССР И.С. Силаева. Ему новое поколение авто понравилось. После этого транспорт продемонстрировали президенту, но его новая разработка не устроила. Конкретных претензий Горбачёв не высказал, сказав общее «Что-то не то…». Инженеры предприятия не понимали, что делать с такой оценкой. Прежде руководитель страны либо принимал автомобиль, либо отправлял на доработку, после чего приступали к серийному выпуску.

Несмотря на отсутствие конкретики, опытные образцы продолжали испытывать на заводских полигонах и вносили улучшения в конструкцию. В августе 1991 года из-за сложной ситуации в стране стало понятно, что проект не получит спрос. Когда страна начала переходить к рыночной системе, ЗиЛ мог самостоятельно начать выпуск нового седана и лимузина. Для этого требовалось найти финансирование, а затем клиентов для покупки дорого транспорта, что в условиях кризиса, практически, невозможно. Проект закрыли, лимузин утилизировали, а седан после многолетнего простоя на заводе отправился в частную коллекцию топ-менеджера «Лукойла».

Какой можно сделать вывод?

ЗиЛ-4502 приравнивают к числу перспективных разработок советских специалистов, которые могли получить широкий спрос, но их развитие остановилось на стадии нескольких экземпляров. Объяснение решению Михаила Горбачёва так и не нашли. По неофициальным данным, сейчас наработки 4102 используют для модернизации и внедрения в новый транспорт представительского класса, который разрабатывается в рамках проекта «Кортеж».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector