46 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зил 131 седельный тягач технические характеристики

Содержание

ЗИЛ-131. Технические характеристики ветерана не устаревают и сегодня

Что должен себе представить человек, не искушенный в автомобильных марках и индексах, когда слышит название ЗИЛ-131? Каковы технические характеристики этой машины, ее история и сферы применения?

Знакомьтесь, ЗИЛ-131

Большой армейский грузовик, чаще всего с деревянным бортовым кузовом, накрытый тентом, с кабиной как у «Урала» и с четырьмя задними колесами. Выпуск этих машин для Советской Армии был налажен в 1966 и продолжался до 1986 года. С 1986 по 1994 АМО ЗИЛ выпускало модернизированный вариант ЗИЛ-131Н внешне неотличимый от «собрата», работающий на дизельном топливе. Затем модельный ряд заменили ЗИЛом-4334 с измененным дизайном кабины. После 1994 года 131-ую «зилаку» делали на Уральском автозаводе вплоть до 2002 года. Затем производственную эстафету перехватил новоуральский «Автомобили и моторы Урала» и выпускал полный аналог грузовика под маркой АМУР-521320. Причем шасси для различной спецтехники на базе этой машины выпускаются по сей день.

Хотя эти грузовики уже вышли из массового производства, они по-прежнему составляют действующий автопарк воинских частей. Их часто можно увидеть на российских дорогах в составе военно-транспортных колонн и военных парадов. К слову, ЗИЛ-131 – это не только тентованный борт, в котором перевозят людей и штучные грузы. На базе этого грузовика было выпущено много различной спецтехники как для армии, так и для гражданских нужд. Например, пожарные машины, мобильные узлы связи, системы «Град», седельные тягачи для стратегических ракет, лесовозы, автовышки и др.

Одной из существенных характеристик ЗИЛ-131 является повышенная проходимость. Такое требование обосновано, ведь армейскому грузовику приходится колесить не только по автострадам с твердым покрытием, но и по пересеченной местности, часто размичканной дождями и гусеницами. В соответствии со своим предназначением ЗИЛ-131 оснащен полноприводной трансмиссией и высоким клиренсом – 330 мм. Способен проходить брод глубиной более метра и преодолевать крутые подъемы до 30 градусов. Грузоподъемность армейского грузовика не рекордная, но достаточная для выполнения возложенных задач (см. таблицу).

Видеообзор

ЗИЛ 131 в таблицах и цифрах

ЗИЛ-131 и его технические характеристики можно проиллюстрировать с помощью таблицы:

ЗИЛ-131: технические характеристики, разновидности, нюансы эксплуатации

На протяжении почти 50 лет выпускался грузовой автомобиль ЗИЛ-131.

Он обладает большим количеством самых разных достоинств. В основном эксплуатировали его в армии.

Существует немало разнообразных модификаций данного автомобиля на базе универсального шасси.

Двигатель автомобиля

Несмотря на то, что первый серийный образец рассматриваемого автомобиля был выпущен в далеком 1966 году, технические характеристики мотора во многих сферах удовлетворяют запросы российской армии даже сегодня:

Благодаря большой мощности и высокому крутящему моменту ЗИЛ-131 мог развивать по трассе скорость до 85 км/ч. Учитывая год выпуска, этот параметр можно назвать довольно впечатляющим.

Далеко не каждый легковой автомобиль тех лет мог передвигаться так быстро, не говоря уже о грузовиках такой большой массы.

Расход топлива ЗИЛ-131, изображенного на фото справа, при смешанном цикле езды составляет 49,5 л на 100 км при средней скорости 60 км/ч.

Согласно техническим характеристикам мотор рассчитан на работу с бензином АИ-76 или аналогичным, но с большим октановым числом.

КУНГ и иные модификации

Рассматриваемая модель грузовика оказалась настолько удачной, что на его базе выпускали большое количество различных модификаций.

Особенно популярен ЗИЛ-131 КУНГ. Данная аббревиатура расшифровывается как «кузов унифицированный нулевого габаритного размера».

Его каркас выполнен из уголков и швеллеров различных размеров, обшитых сверху металлическими листами.

А здесь рассмотрены самосвальные, тентованные и полуприцепы-контейнеровозы «Грюнвальд».

Изнутри данный кузов-фургон ЗИЛ-131 обшивается пенопластом или иным теплоизолирующим материалом, после все закрывается покрытой антисептиком фанерой, что улучшает технические характеристики всего автомобиля.

Независимо от предназначения, все рассматриваемые грузовики с КУНГом оснащаются:

  • отоплением;
  • вентиляцией;
  • всевозможным бытовым оборудованием;
  • системой освещения (плафонами на потолке).

Уникальность ЗИЛа-131 КУНГ заключалась в присутствии в его кузове специальной фильтрационной установки ФВУА-100Н-12.

Она осуществляла забор воздуха из окружающей среды и обеззараживала его. Создавалось избыточное давление, что позволяло обезопасить пространство внутри фургона.

Отопительная система была полностью автономна, тепло выделялось путем сжигания дизельного топлива.

Также на базе рассматриваемого грузовика производили следующие модификации с хорошими техническими характеристиками:

  • ЗИЛ-131НА оснащался негерметичным и неэкранированным оборудованием;
  • ЗИЛ-131В – седельный тягач;
  • АТЗ-3 и подобные использовались в качестве топливозаправщиков;
  • МЗ-131 – маслозаправщики;
  • АЦ-40 – пожарная машина.

Масса, габариты, грузоподъемность

Масса и габаритные характеристики автомобиля рассматриваемого типа относительно невелики, несмотря на его основное предназначение. Параметры следующие:

  • снаряженная масса модели без лебедки – 6 135 кг;
  • снаряженная масса модели с лебедкой – 6 375 кг.

Хотя, согласно техническим характеристикам, вес механизма лебедки автомобиля ЗИЛ-131 довольно существенен, ее наличие всегда обосновано, поскольку она позволяет справиться с передвижением в крайне сложных и экстремальных условиях местности.

Полная масса автомобиля:

  • при наличии лебедки – 10 425 кг;
  • без лебедки – 10 185 кг.

Максимальная грузоподъемность составляет всего 3 500 кг. Также при необходимости рассматриваемую технику можно использовать совместно с прицепом.

Его допустимая масса зависит от дорожных условий, в которых передвигается ЗИЛ-131:

  • масса при движении по дороге с твердым покрытием – 6 500 кг;
  • при движении по грунтовке – 4 000 кг.

Базовая версия автомобиля имеет следующие габаритные размеры:

  • длина от переднего бампера до задней части кузова, мм – 7 040;
  • высота без тента, мм – 2 480;
  • высота с тентом, мм – 2 975;
  • ширина от левого колеса до правого, мм – 2 500.

Расстояние между колесами – 3,35 м +1,25 м. Ширина передней и задней колей одинакова и составляет 1,82 м. Радиус разворота – целых 10,8 м. Учитывая длину кузова, данный параметр не так уж велик.

Тормозной путь составляет 29 м при 50 км/ч. Причиной тому является большая инерция, возникающая из-за массы всего автомобиля и фургона с людьми, а также всем имеющимся оборудованием.

Конструкция шасси

Шасси рассматриваемого автомобиля включает в себя следующие основные составные части:

  • механизмы управления;
  • ходовую часть;
  • главную силовую передачу (трансмиссию).


Механизмы управления ЗИЛом-131 включают в себя:

  • рулевое управление с гидроусилителем, имеющее механическую связь с передними колесами;
  • тормозную систему.

Ходовая часть включает в себя следующие составные части:

  • раму;
  • оси, на которых расположены колеса;
  • подвески.

Главная передача данного грузовика является двойной, ее передаточное число равно 7.34.

Особенности грузовика

Орган, позволяющий его задействовать, располагается на приборной панели внутри кабины и представляет собой обычный металлический двухпозиционный тумблер.

Также передний мост можно было включить при помощи рычага переключения скоростей.

Коробка передач ЗИЛ-131 по своим техническим характеристикам – механического типа.

Вторая и третья передачи оснащаются специальными замками. Они предотвращают произвольное выключение скорости в случае, если нагрузка на двигатель быстро возрастает. Это чрезвычайно актуально во время затяжного подъема.

Читать еще:  Зил 5301 расход топлива на 100 км

Для своего года выпуска ЗИЛ-131 оснащается довольно продвинутой электроникой.

В конструкции использованы генератор переменного тока с большим запасом мощности, а также бесконтактное зажигание с электронным коммутационным устройством.

Кроме того, имеется специальное вибрационное устройство, обеспечивающее передвижение в течение 30 часов без остановки своим ходом. Все это было в новинку для тех годов, когда рассматриваемый автомобиль начал серийно выпускаться.

Кабина

Кабина на ЗИЛе-131 используется каркасного типа, снаружи она обшивается листовым металлом, изнутри присутствует утеплитель различного типа. Его наличие позволяет водителю чувствовать себя комфортно даже в сильный мороз.

Все подвижные элементы снабжаются специальными резиновыми уплотнителями, их присутствие позволяет осуществлять закрывание максимально герметично.

На приборной панели автомобиля находится все необходимое для осуществления мониторинга основных параметров двигателя:

  • датчик уровня бензина;
  • вольтметр/амперметр;
  • спидометр;
  • датчик давления масла;
  • датчик температурный;
  • тахометр.

Все органы управления, необходимые для комфортной эксплуатации автомобиля, присутствуют в зоне досягаемости водителя.

Рычаг включения поворота располагается на рулевой колонке. Все остальное находится на приборной панели правее тахометра.

Рукояти органов управления имеют наиболее подходящую для осуществления хвата форму, что позволяет выполнять различные операции с максимальным удобством.

Кресла водителя и пассажиров не отличаются большим количеством регулировок.

Но, несмотря на это, нахождение в данной кабине достаточно приятно: конструкторы изготавливали сиденья с учетом антропометрических параметров среднестатистического человека. Поэтому большинство водителей может управлять ЗИЛом-131 с большим комфортом.

В этом обзоре рассмотрены достоинства и недостатки экскаватора-погрузчика «Амкодор 352».

Пройдя по ссылке http://spez-tech.com/tehnika/selhoz/pritsepyi-i-polupritsepyi/gazel-avto/tyagach-s-funktsional-gruzovika-i-mobilnost-legkovogo.html, вы найдёте информацию не только о возможных ценах на тягач «ГАЗель» с полуприцепом, но и описание основных разновидностей данного вида транспорта.

На кабине закреплены внушительного размера зеркала заднего вида. Их угол обзора дает возможность без особых затруднений обозревать все, что находится позади кабины, даже если передвижение осуществляется со специальным прицепом.

Несмотря на то, что модель выпускается уже довольно давно, она до сих пор пользуется спросом, поскольку отличается не только выносливостью и универсальностью, но также небольшой стоимостью.

Цена на конкретную машину непосредственно зависит от года выпуска, пробега и состояния:

ЗИЛ-131

  • Марка автомобиля: ЗИЛ
  • Страна производитель: СССР
  • Год выпуска: 1966
  • Тип кузова: Грузовик

Легендарный грузовик с военной рессорой – ЗИЛ-131. История автомобиля, воплотившего в жизнь задачу глав СССР, который продолжает служить в различных сферах по сей день. Технические характеристики в таблицах и описание рабочих качеств позволяют понять, отчего машина обладает столь ценной репутацией. Весь модельный ряд ЗИЛ.

История автомобиля

В 1959 году рабочим завода имени Лихачева была поставлена цель по улучшению производства моделей «130» и модификации «131». Такой призыв к производительности был обусловлен двадцать первым партийным съездом, а точнее, принятым на нем планом о развитии народного хозяйства.

Для достижения цели, как раз, требовались достойные грузовики. Однако, ЗИЛ-131 предназначался для особого хозяйства – для военных целей. Ранее в распоряжении у советских армейцев был ЗИЛ-157, который к концу 50-х начинал устаревать.

ЗИЛ-157

Несмотря на то, что опытные образцы ЗИС-130 начали проходить испытания еще в середине 50-х годов, на конвейер машину планировали отправить только в 1962 году. Столь длительный срок был частично обусловлен рядом непредвиденных ситуаций, с которыми хоть и не сразу, но успешно было покончено.

Впоследствии на базе данной модели начали разработку ЗИЛ-131. Опытные образцы военной модификации появились в 1966 году и почти сразу успешно прошли все испытания. И вот, в 1967 году окончательно завод имени Лихачева начал производство 131-й модели.

За довольно длительный срок испытаний производительность машины и ее эксплуатационные возможности были существенно улучшены. Также этому способствовало постоянное улучшение базового шасси ЗИЛ-130.

В итоге во многом были улучшены основные характеристики автомобиля, повысилась проходимость и грузоподъёмность за счет нового строения рамы и улучшенного мотора, рабочее место водителя вместе с кабиной приобрело первые признаки эргономики.

Для 1960-х годов такие инновации для грузовиков-внедорожников были приняты с энтузиазмом. На этом производство не остановилось, и в 1986 году у ЗИЛ-131 появился новый силовой агрегат, позволивший поднять планку способностей и уменьшить потери ресурсов при эксплуатации автомобиля.

Внешний вид и кабина

Как и большинство своих моделей, ЗИЛ сделали модель «131» с капотной компоновкой кузова. Кабина внешне была точной копией «стотридцатки», только преимущественно все образцы окрашивались цветом хаки.

Конструкция также осталась цельнометаллической. Оказавшись непрактичной, передняя часть была заменена, и снова на готовую, только теперь от ЗИЛ-165. Гнутые крылья и мудреная форма решетки были заменены на более простые, но строгие элементы.

В 60-х годах прошлого века такой дизайн был сродни революционному, не говоря о сравнении новой модели с образцом «157». В течение практически сорока лет внешность военного грузовика менялась только в мелких деталях. Более всего в глаза бросается новое лобовое стекло, которое сделали панорамным.

Прятать двигатель под кабину не было целесообразно, так как это отрицательно влияло сразу на несколько факторов: ухудшался доступ в полевых условиях к моторному отсеку, при повреждении мотора во время боевых действий создавалась повышенная опасность.

Учитывая направленность на армейские нужды, внешность была схожа с другим братом по классу — Урал-375. Страна была одна, и предприятия были полностью подчинены государству. Основными отличиями являлось различное решение технических вопросов и инженерных построений.

Кузов обладал типичными характеристиками, имея на борту две откидные скамейки и одну съемную. Борта не могут откидываться, кроме заднего, но это не мешает удобно осуществлять отгрузку и погрузку.

Для натяжки тента можно установить специальные дуги. Строение автомобиля позволяло устанавливать вместо грузового кузова и другие модули, такие как полевая кухня, медпункт, радиостанция, ракетные установки «Катюша», «С-125»; а также гражданских — стрела с люлькой, пожарная машина.

Внутри было удобно находиться за счет нескольких нововведений. Уже упомянутое лобовое стекло значительно улучшило обзор в сравнении с предыдущей версией «157». Улучшенная теплоизоляция позволяет управлять машиной в тепле, даже, в зимние морозы.

Сидение водителя было отдельным от двойного пассажирского и регулировалось по высоте, вылету и углу наклона спинки. На приборной панели имеется минимальное количество датчиков, которые обеспечивают водителя всей необходимой информацией:

  • Уровень бензина;
  • Вольтметр/амперметр;
  • Спидометр;
  • Давление масла;
  • Уровень температуры;
  • Тахометр.

Из органов управления только один находится на рулевой колонке — рычаг включения поворота. Большие зеркала дают хороший обзор заднего вида, сводя мертвую зону до минимума даже при наличии прицепа.

Технические характеристики

Двигатель

Так как, в первую очередь, машина создавалась с целью покорять бездорожье, силовой агрегат должен был быть достаточно мощным. Карбюраторный ЗИЛ-5081 отлично для этого подошел, учитывая, что специально для данной машины и разрабатывался.

*Также подходят и большие октановые числа.

# Представленные числа являются среднестатистическими.

В последствии агрегат получил доработку в виде пускового подогревателя, встроенного в систему охлаждения.

Диск сцепления снабжался демпферными пружинами для смягчения перехода ступеней КПП. Главным отличием от ЗИЛ-157 был доступ только к двум задним мостам, передний включался автоматически специальным электропневматическим приводом.

Электросистема

Значительной особенностью стала проработка герметизация и изоляция. В базовых версиях вся система экранизирована и бесконтактно-транзисторная, что обеспечивает хорошую работу, даже, в самых сложным климатических условиях.

Соответственно, экраны сводили к минимуму наличие помех при зажигании, а герметизация обеспечивала стойкость контактов от замыканий во время преодоления брода. Приборы работали от аккумулятора общей мощностью 12В и специального генератора.

Подвеска

Подвеска спереди зависимая, работающая на двух рессорах со скользящими задними концами. Также использованы амортизаторы. Что касается задней подвески, то здесь балансирная, на двух рессорах с шестью штангами. Тормоза представлены системой на основе барабанных механизмов и пневматического, а также механического привода.

Читать еще:  Зил бычок объем двигателя

Плюсы и минусы

Автомобиль ЗИЛ-131, как и большинство советской техники периода с 50-х по 70-е годы имеет уникальное шасси, позволяющее создавать необходимые модификации без лишних осложнений. Технические характеристики позволяют работать всем системам в самых экстремальных условиях, демонстрируя свою надежность. Грузовик применялся и применяется до сих пор не только в военных целях, но и для гражданских нужд. Нынешнему существованию не мало способствует и внешний вид машины, так как его простота и наличие всего необходимого цепляли как в годы его создания, так и сейчас.

Несмотря на явное преимущество ЗИЛ-131 над ЗИЛ-157, второй выпускался еще 20 лет с момента появления наследника.

Отрицательным качеством является постепенное старение модели. Появляются все более высокие требования и более сложные задачи. В связи с этим, в 2002 году ЗИЛ-131 был снят с производства. Также работа на бензине делает данную машину крайне неэкономной, а дизельные версии практически нереально встретить. Ценовой вопрос для кого-то будет минусом, а для кого-то плюсом. ЗИЛ-131 с небольшим пробегом и в хорошем состоянии можно купить в радиусе 160-270 тысяч российских рублей. Различные модификации с учетом стоимости модуля могут достигать в цене 600 тысяч рублей.

Модификации

  • ЗИЛ-131 – базовая модификация;
  • ЗИЛ-131А – версия с неэкранированным электрооборудованием, которое она получила от ЗИЛ-130. Отличия ее от базового варианта заключались в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя. Выпуск автомобиля завершился в 1971 году;
  • ЗИЛ-131В – седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Машина имела 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Автомобиль использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой в 12000 кг (по грунтовым дорогам – 10000 кг). Производился в 1968-1986 годах;
  • ЗИЛ-131Д – опытное шасси для самосвалов; в серийное производство не пошло из-за множества недоработок;
  • ЗИЛ-131Д – модель с аналогичным названием и мотором «Катерпиллер», созданная в 1992 году. Ее производство продолжалось 2 года;
  • ЗИЛ-131Н – модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый мотор «ЗиЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тысяч км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н завершилось в 1987 году;
  • ЗИЛ-131НА – аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
  • ЗИЛ-131НВ — седельный тягач с улучшенной платформой;
  • ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным агрегатом «Д-245.20»;
  • ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550»;
  • ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС – версии в северном исполнении. Данные модели комплектовались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, противотуманными огнями, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Автомобили использовались при температуре до -60 градусов;
  • ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – улучшенные варианты в северном исполнении;
  • ЗИЛ-131Х – модель для пустынных и жарких районов;
  • ЗИЛ-131-137Б – автопоезд;
  • ЗИЛ-131 КУНГ (кузов унифицированный нулевых габаритов) – утепленная постройка с наличием печки и станцией очистки воздуха (ФВУА-100Н-12) может служить для широкого спектра военных нужд.
  • ЗИЛ-131-АТЗ-3 – топливозаправщик;
  • ЗИЛ-131-МЗ-131 – маслозаправщик;
  • ЗИЛ-131-АЦ-40 – пожарная машина.

Специальная установка позволяла поддерживать автономное отопление, которое работало, сжигая рабочее топливо.

Подводим итоги

С 1967 по 2002 год прошло 35 лет. За это время рассматриваемую модель не раз улучшали, что удачно сказывалось на ее работоспособности. В итоге модель «131», созданная на заводе имени Лихачева, получила высшую награду для продукта – знак качества СССР.

Несмотря на окончание производства и замену на более новые прототипы, ЗИЛ-131 до сих пор встречается на дорогах стран постсоветского пространства. Автомобили верно служат в различных сферах народного хозяйства, воплощая в жизнь план, поставленный съездом КПСС в далеком 1959 году.

Советуем Вам прочитать статью: ЗиЛ – история автогиганта

ЗИЛ 131

ЗИЛ 131 – легендарный грузовой автомобиль, выпускавшийся заводом имени Лихачева на протяжении 46 лет. Модель являлась для предприятия основной и отличалась повышенной проходимостью. Большая часть машин выпускалась для Советской армии.

ЗИЛ 131 обладал множеством разнообразных достоинств. Высокая надежность и производительность сделали его востребованным в военной и хозяйственной сферах. На базе автомобиля было выпущено множество специальных версий. Потребителей модель привлекала малыми расходами на обслуживание и простотой конструкции.

Первые экземпляры ЗИЛ 131 были представлены почти полвека назад и стали прорывом в своем классе. Примечательно, что автомобиль и сегодня активно используется в различных сферах хозяйства.

История и назначение грузовика

В середине 1950-х годов на заводе имени Лихачева начались работы по созданию полноприводного грузового автомобиля для армии. Вместе с разработкой ЗИС 157 специалисты пытались сконструировать принципиально новую машину. Большинство идей, используемых для техники, ранее уже были реализованы и успешно зарекомендовали себя. При этом автомобиль имел и ряд явных недостатков. В 1956 году разработчики представили опытный грузовик ЗИС 131, унифицированный с моделью ЗИС 130.

Предприятие в тот период испытывало определенные трудности с выпуском деталей и узлов, не являющихся серийными, потому в 1958 году была представлена переходная версия ЗИЛ 165. По техническим характеристикам и конструкции автомобиль был похож на опытный вариант. Однако тестирование показало большое количество недоработок в конструкции продукта. В итоге на заводе решили остановить дальнейшее развитие модели и направить все силы на доработку ЗИЛ 131. С этого момента автомобиль начали усовершенствовать. В 1959 году были проведены испытания опытной партии грузовиков, после чего ожидалось открытие массовой сборки, но различные трудности не позволили сделать это.

В 1960 году предприятие выпустило модель ЗИЛ 132 с более высокой проходимостью, но в серию она не пошла. В 1964 году на заводе началось глобальное обновление производственной программы. Изменения затронули внутреннее содержание и внешность грузовиков. Модернизация коснулась и ЗИЛ 131. Изначально модель предполагалось унифицировать с ЗИЛ 130, но военные представители подобные попытки пресекли. С витиеватой облицовкой радиатора и дутыми передними крыльями в полевых условиях было бы очень тяжело.

Первая серийная партия ЗИЛ 131 была выпущена в 1967 году. За 8 лет инженеры существенно доработали автомобиль, сделав его достойной заменой ЗИЛ 157. По уровню комфорта, грузоподъемности, проходимости и скорости он заметно превосходил предшественника. В 1974 году продукт удостоился Государственного знака качества.

В первоначальной вариации модель просуществовала почти 20 лет. В 1986 году завод имени Лихачева показал ее модернизированный вариант – ЗИЛ 131Н. Автомобиль выпускался с дизельными и (модификации ЗИЛ 131Н1 и ЗИЛ 131Н2) и бензиновыми (модификация ЗИЛ 131Н) моторами. Спустя год производство модели началось на Уральском автозаводе.

Помимо базового исполнения, у грузовика существовали основные модификации. Среди них:

  • ЗИЛ 131А – версия с неэкранированным негерметичным электрооборудованием;
  • ЗИЛ 131В – седельный тягач. На его основе выпускался автопоезд ЗИЛ 137, состоящий из седельного тягача и 10-тонного прицепа;
  • ЗИЛ 131С – автомобиль для холодного климата.

Большое распространение получили шасси ЗИЛ 131, которые использовались для монтажа оборудования. На базе автомобиля производились маслозаправщики, топливозаправщики, автоцистерны, версии с кузовами-фургонами, специальные автомобили повышенной массы, автомастерские и другие виды техники.

В Москве выпуск ЗИЛ 131 был завершен в 1994 году. В модельном ряду бренда его заменил ЗИЛ 4334. Однако на Уральском автозаводе производство грузовика продолжалось. Формально оно завершилось только в 2002 году. При этом Уральский автозавод продолжил выпускать модель АМУР 521320, которая была полноценным аналогом ЗИЛ 131Н.

Грузовик обладал большим запасом прочности и отменными тяговыми качествами. Его можно было использовать на любых дорогах при температуре от -40 до +50 градусов. Именно эти качества и привлекали потребителей. ЗИЛ 131 использовался не только на территории СССР. Модель активно экспортировали в государства Варшавского договора и дружественные Союзу страны. Для транспортировки личного состава и армейских грузов данная техника подходила идеально. Наибольшее распространение ЗИЛ 131 получил именно в военной сфере, куда поставлялись версии с трехступенчатой фильтрацией воздуха и экранированным электрическим оборудованием, способные передвигаться в критических погодных и дорожных условиях.

Читать еще:  Двс зил 130 технические характеристики

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 7040 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • высота – 2480 мм (с тентом – 2970 мм);
  • колесная база – 3350+1250 мм;
  • дорожный просвет – 330 мм;
  • передняя колея – 1820 мм;
  • задняя колея – 1820 мм;
  • радиус разворота – 10800 мм.

Весовые характеристики:

  • снаряженная масса – 6135 кг (с лебедкой – 6375 кг);
  • грузоподъемность – 5000 кг;
  • полная масса – 10185 кг (с лебедкой – 10425 кг);
  • допустимая масса прицепа – 6500 кг (по грунту – 4000 кг).

Максимальная скорость автомобиля с грузом в 3750 кг составляет 80 км/час. Средний расход топлива на скорости в 60 км/час равняется 36,7 л/100 км. Грузовик комплектуется 2 топливными баками по 170 л. Запас хода составляет 630 км. Тормозной путь на скорости 50 км/час – 29 м.

Максимальный преодолеваемый подъем – 30 градусов, форсируемый брод – 1400 мм.

Двигатель

Силовой агрегат для ЗИЛ 131 был заимствован у модели ЗИЛ 130. 4-тактный карбюраторный V-образный мотор имел 8 цилиндров, расположенных под углом в 90 градусов, верхнее расположение клапанов и жидкостное охлаждение. В систему питания двигателя входили фильтры очистки горючего, фильтр-отстойник, устройства контроля уровня топлива, топливный насос, 2 топливных бака, карбюратор и трубопроводы. Сам мотор устанавливался на резиновых элементах, защищающих от воздействия неуравновешенных сил и вибрации, что продлевало ресурс работы.

Блок цилиндров мотора изготавливался из чугуна и состоял из вставок, уплотнительных колец, легко снимающихся гильз, алюминиевых головок цилиндров, поршневых колец и поршней овальной формы. Подобная конструкция была проверена временем и обладала высокой износоустойчивостью.

Агрегат несколько раз подвергался модернизации, в результате которой улучшались его технические характеристики. Так, на более поздних версиях он комплектовался предпусковым подогревателем, позволяющим без проблем запускать мотор при минусовых температурах.

Характеристики двигателя:

  • рабочий объем – 5,96 л;
  • номинальная мощность – 150 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 402 Нм;
  • степень сжатия – 6,5;
  • количество цилиндров – 8;
  • рекомендуемый тип топлива – бензин А-76.

Тест Драйв ЗИЛ 131

Устройство

ЗИЛ 131 получил особенную конструкцию, но во многом был похож на советские грузовики-вездеходы того времени. Однотипные решения применялись на многих отечественных автомобилях, что объяснялось одинаковой стратегией, используемой при их создании. Разница заключалась лишь в подходах к реализации отдельных технических задач. В модели ЗИЛ 131 конструкторы старались максимально упростить устройство ключевых узлов и сохранить при этом высокие технические характеристики. В итоге был разработан продукт, который на долгие годы стал лучшим в своем классе.

Схема электрооборудования

ЗИЛ 131 получил переднемоторную полноприводную компоновку с колесной формулой 6 на 6. Шасси автомобиля было позаимствовано у модели ЗИЛ 130 с некоторыми доработками и состояло из проверенных узлов, в функции которых входила передача усилий от мотора к колесам.

Полноприводная трансмиссия включала механическую коробку передач с 5 скоростями и 2 синхронизаторами и раздаточную коробку передач с 2 передачами. Последняя состояла из рычага, фиксаторов, штоков, стяжной пружины, замкового устройства и тяги. Раздатку устанавливали на продольных балках рамы и фиксировали болтами. Ее переключение выполнялось рычагом с 3 позициями:

  • положение назад – прямая передача;
  • положение вперед – понижающая передача;
  • положение посередине – нейтральная передача.

Коробка передач отличалась высокой надежностью. Вторая и третья скорости получили специальные замки, предотвращающие произвольное выключение при резком возрастании нагрузки на двигатель. При длительном подъеме подобная особенность была очень важна.

Ведущим и управляемым у ЗИЛ 131 являлся передний мост, задний и средний мосты –ведущими. Редукторы заднего и переднего мостов устанавливались над картерами и крепились фланцами, расположенными горизонтально.

Ходовая часть грузовика состояла из рамы, изготовленной штамповочным методом. Она соединялась с поперечинами и швеллерными лонжеронами посредством клепания. Сзади автомобиль получил специальный крюк, предназначенный для буксировки другой техники с меньшей проходимостью. Сама рама была штампованной клепаной и отличалась повышенной прочностью.

Передняя подвеска основывалась на паре продольных рессор, передние концы которых крепились пальцами, вставленными в специальные ушки, на раме. Подобная схема считалась классической и ранее использовалась на многих моделях завода имени Лихачева. Также в конструкции передней подвески использовались телескопические амортизаторы двустороннего действия. Сзади появилась балансирная подвеска, распределяющая нагрузку между средним и задним мостами. Подобный тип подвесок часто применялся на трехосных автомобилях.

ЗИЛ 131 комплектовался дисковыми колесами с разборным ободом и кольцом и специальными шинами с грунтозацепами. Изначально обод крепился на болтах, но с 1977 года появились версии с замочными кольцами. Нововведение существенно облегчило процесс снятия колес.

Система управления включала рулевое управление, тормозную систему и гидравлический усилитель. Рулевой механизм представлял собой винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейку. Ручной привод оснащался гидроусилителем, размещенным в картере. Основу тормозной системы составляли тормоза барабанного типа с внутренними колодками, разжимание которых выполнялось кулаком, монтируемым на всех колесах. При включении включались также и тормоза полуприцепа или прицепа, присоединенного к автомобилю.

ЗИЛ 131 имел достаточно продвинутую для своего периода электронику. В конструкции применялись генератор тока с большим запасом мощности, бесконтактное зажигание и специальное вибрационное устройство. Подобные решения у конкурентов появились значительно позже.

ЗИЛ 131 получил кабину каркасного типа с бесхитростной передней частью и упрощенными обводами. Снаружи ее обшивали листовым металлом, изнутри – различным утеплителем, позволявшим чувствовать себя комфортно даже при минусовых температурах. Проветривание салона выполнялось посредством открывания боковых окон и форточек в дверях. Подвижные элементы оснащались резиновыми уплотнителями, благодаря которым закрывание было предельно герметичным.

Приборную панель сделали максимально упрощенной. При этом на ней остались все необходимые для контроля основных параметров устройства: спидометр, датчик уровня бензина, температурный датчик, тахометр, датчик давления масла, вольтметр/амперметр. Все органы, задействованные в управлении, располагались в зоне досягаемости водителя. Рычаг поворота устанавливался на рулевой колонке, остальные устройства справа от тахометра на панели приборов. У водительского и пассажирского кресел было минимум регулировок. Сами они изготавливались с учетом антропометрических характеристик среднестатистического человека, потому имели высокую степень комфорта.

На кабине также появились зеркала заднего вида внушительного размера. Подобные габариты позволяли без больших трудностей контролировать обстановку сзади кабины даже при передвижении со специальным прицепом. Панорамное лобовое стекло больших размеров также предоставляло хороший обзор.

ЗИЛ 131 в базовой версии комплектовался деревянной платформой с основанием из металлических брусьев. Задние борта кузова откидывались, остальные были глухими. Вдоль бортов устанавливались откидные скамейки и решетки. Специальное оперение предохраняло основные узлы от попадания грязи и добавляло привлекательности автомобилю.

Последние версии ЗИЛ 131 и сейчас можно встретить на дорогах в различных странах мира. Своих потребительских качеств они не утратили и успешно эксплуатируются не только в армейских подразделениях, но и в сельском хозяйстве и промышленности.

Цена нового и б/у ЗИЛ 131

Выпуск ЗИЛ 131 завершился довольно давно, но автомобиль по-прежнему пользуется спросом благодаря своей универсальности, выносливости и малой стоимости. Дешевизна и простота ремонта делают использование модели экономически обоснованным.

Ценники на машину зависят от состояния и года выпуска. Так, модели 1985-1986 года можно приобрести за 120000-160000 рублей, 1992-1993 года – за 180000-190000 рублей, 2000-2001 года – за 300000-400000 рублей.

Наличие специального оборудования повышает стоимость автомобиля. Так, ЗИЛ 131 в нормальном состоянии с автовышкой будет стоить около 500000 рублей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector