Как управлять мтз 82
Содержание
- 1 Как управлять мтз 82
- 1.1 Как управлять мтз 82
- 1.2 Органы управления и приборы трактора МТЗ-82.1
- 1.3 ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАКТОРА МТЗ-82
- 1.4 Органы управления и приборы
- 1.5 Урок производственного обучения по индивидуальному вождению колесного трактора МТЗ-82 по теме «Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами. Приемы пуска пускового и основного двигателей»
- 1.6 Презентация к уроку
Как управлять мтз 82
Расположение органов управления трактора показано на рис. 3 а, б.
1 — рукоятка останова и аварийного останова дизеля. При вытягивании рукоятки на себя прекращается подача топлива в цилиндры и дизель глохнет. При отпускании рукоятка под воздействием пружины возвращается в исходное положение.
2 — рукоятка управления краном отопителя кабины (если установлена).
3 — рукоятка управления блокировкой дифференциала (для тракторов с корпусом ГУР); имеет три положения:
- I «блокировка выключена»,
- II «автоматическое блокирование»,
- III «принудительное блокирование».
4 — маховичок управления шторкой водяного радиатора. При вращении маховичка по часовой стрелке шторка поднимается, при вращении против часовой стрелки — опускается. При опускании шторки температурный режим дизеля понижается.
5 — педаль включения блокировки дифференциала заднего моста. При нажатии на педаль до упора блокировка включается, при снятии ноги с педали — выключается.
6 — переключатель средств облегчения пуска (ЭФП).
7 — переключатель стеклоомывателя.
8 — переключатель света. Имеет два положения: I — включена подсветка приборов, габаритные огни; II — дополнительно к положению I включены дорожные фары.
9 — выключатель аварийной сигнализации.
17— переключатель указателей поворотов, ближнего и дальнего света, звукового сигнала.
19 — радиоприемник (по заказу).
20 — крышка механизма регулировки положения рулевого колеса по высоте. Для изменения высоты снимите крышку, отверните на 3-5 оборотов гайку-барашек и установите требуемую высоту положения рулевого колеса.
21 — выключатель стеклоочистителя переднего стекла.
22 — выключатель вентилятора отопителя кабины.
23 — выключатель задних рабочих фар.
24 — выключатель передних рабочих фар.
24а— выключатель знака «Автопоезд».
25— плафон кабины с выключателем.
26 — воздухораспределитель системы вентиляции и отопления кабины.
Важно! Прежде чем приступить к работе на тракторе, изучите назначение органов управления, приборов и их функции.
27, 28, 29 — рычаги управления распределителем гидросистемы: 27 — левыми боковыми выводами; 28 — правыми боковыми выводами; 29 — задними выводами. Если трактор не имеет силового регулятора, то рычаг 29 управляет цилиндром навесного устройства, а рычаг 27 — левыми боковыми и сдублированными с ним задними выводами. Схема подключения выводов гидросистемы приведена в инструкционной табличке в кабине трактора (см. рис. 4.1). Каждый рычаг имеет 4 положения «плавающее», «принудительное опускание», «нейтраль», «подъем». В положении «принудительное опускание» при работающем двигателе рычаг следует удерживать рукой.
30— пульт управления тахоспидометром (см. рис. 9.2).
31 — выключатель стартера и при боров. Имеет три положения (от нейтрали):
- I — питание приборов;
- II — включение стартера;
- положение против часовой стрелки от нейтрали — включен радиоприемник.
32 — рычаг включения понижающего редуктора. Имеет два положения: переднее — «Редуктор включен» (замедленное движение трактора) и заднее — «Редуктор выключен» (ускоренное движение трактора).
В тракторе с синхронизированным понижающим редуктором рычаг 32 управления имеет два положения: заднее — «Редуктор включен» (замедленное движение трактора) и переднее — «Редуктор выключен» (ускоренное движение трактора).
В тракторе с синхронизированным реверс-редуктором рычаг управления 32а (рис. 4.1.1) (в отличие от рычага 32 изогнут влево по ходу трактора) имеет два положения: заднее — «Реверс включен» и переднее — «Реверс выключен» (передний ход).
33 — соединительная планка тормозных педалей для одновременного торможения правым и левым тормозами.
34 — педаль управления подачей топлива.
35, 36 — педали тормозов. При нажатии ногой на педали трактор затормаживается; одновременно от педали 35 срабатывает тормозной кран пневмопривода тормозов прицепа. 37 — рукоятка фиксации наклона рулевой колонки.
38— педаль управления муфтой сцепления.
39 — рычаг переключения передач. При перемещении рычага вперед в крайнем левом положении включается II-й (повышенный) диапазон передач, назад — 1-й (пониженный). Переключение передач производится в соответствии со схемой (рис. 4.2.).
40 — рычаг управления механизмом фиксации навесного устройства. Крайнее левое положение рычага — «навеска зафиксирована», крайнее правое — «фиксация снята». Предварительно необходимо поднять навеску в верхнее положение.
41 — рычаг управления раздаточной коробкой привода ПВМ. Среднее положение рычага— «ПВМ включается автоматически», нижнее (от себя) — «ПВМ выключен», верхнее (на себя) — «ПВМ включен принудительно».
42 — рычаг управления стояночным тормозом.
43 — фиксатор рукоятки управления силовым регулятором.
44 — рукоятка управления подачей топлива. Крайнее переднее положение — максимальная подача топлива, крайнее заднее — минимальная подача, соответствующая минимальным оборотам холостого хода.
45 — рукоятка управления силовым регулятором. Крайнее заднее положение рукоятки — «подъем орудия» (при подъеме рукоятку удерживать рукой); после отпускания рукоятки она перемещается вперед и фиксируется в положении «транспортная нейтраль». Промежуточное положение вперед от положения «транспортная нейтраль» — «зона регулирования». Крайнее переднее положение рукоятки — «принудительное опускание» (рукоятку удерживать рукой). После отпускания рукоятки она возвращается назад и фиксируется на переднем крае зоны регулирования.
46 — рычаг управления задним ВОМ. Имеет два положения: переднее — «ВОМ выключен», заднее — «ВОМ включен».
47 — выключатель «массы» аккумуляторных батарей.
48— фиксатор наклона спинки сиденья.
49 — болт крепления ремня безопасности
Диаграмма скоростей движения трактора в км/ч при частоте вращения 1600. 2200 об/мин коленчатого вала дизеля (задние шины 15,5R38) (Беларус 80.1/80.2/82.1/82.2)
50 — рычаг фиксации сиденья впродольной плоскости. При перемещении рычага вверх до упора сиденье можно перемещать вперед или назад.
51 — рукоятка регулирования сиденья по массе оператора. При вращении рукоятки по часовой стрелке регулируется на большую массу, против часовой — на меньшую.
Регулировка сиденья по высоте осуществляется:
а) для увеличения высоты сиденья — последовательным перемещением вручную посадочного места вверх;
б) для уменьшения высоты — резким подъемом посадочное место перемещается вверх до упора с последующим опусканием (толчком вниз) в крайнее нижнее положение, после чего поднимается вверх на нужную меньшую высоту.
52 — переключатель силового (позиционного) регулятора. Имеет три положения: правое — «позиционное регулирование», левое — «силовое регулирование»; среднее — «выключено».
53 — маховичок регулирования скорости коррекции силовым регулятором. При заворачивании маховичка по часовой стрелке скорость коррекции уменьшается, против часовой стрелки — увеличивается.
54 — рукоятка управления захватами гидрокрюка. Нижнее положение рукоятки — «захваты под нагрузкой», верхнее — «захваты освобождены от нагрузки».
55 — рукоятка переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод. При перемещении рукоятки в крайнее левое положение (по ходу трактора) включается синхронный привод, в крайнее правое — независимый; среднее положение — нейтраль.
56 — рукоятка (рис. 5) включения компрессора. Имеет два положения: левое (стрелка на рукоятке обращена вперед) — «компрессор выключен», правое (стрелка на рукоятке обращена назад) — «компрессор включен». Включение компрессора производите при неработающем дизеле или при минимальных оборотах холостого хода.
57 — рычаг (рис. 6) включения насоса гидросистемы. Имеет два положения: верхнее — «насос включен», нижнее — «насос выключен». Для перемещения рычага его следует освободить от фиксации путем оттягивания рукоятки Б.
58 — поводок (рис. 7) переключения частоты вращения заднего независимого ВОМ. При повороте поводка в положение I включается 1-я ступень (540 об/мин), при повороте в положение II — 2-я (1000 об/мин). Перед переключением отверните на один оборот болт «А» и после переключения заверните его до отказа.
Органы управления и приборы трактора МТЗ-82.1
Расположение органов управления и приборов тракторов Беларус МТЗ-82.1, 80.1
Органы управления и приборы, расположенные в кабине (унифицированной) трактора, представлены на рисунках.
Рис.1. Расположение приборов и органов управления
1 – выключатель аварийной сигнализации; 2 – маховичок управления шторкой водяного радиатора двигателя; 3 – многофункциональный подрулевой переключатель; 4 – комбинация приборов; 5 – блок контрольных ламп; 6 –тахоспидометр; 7 – место ус-тановки радиоприемника; 8 – дефлекторы; 9 –
рециркуляционные заслонки; 10 – блок клавишных переключателей верхнего щитка; 11 – плафон кабины с выключателем; 12 – солнцезащитный козырек; 13, 14, 15 – рукоятки управления выводами распределителя ГНС (выносными цилиндрами); 16 – рулевое колесо; 17 – пульт управления тахоспидометром; 18 – выключатель стартера и приборов; 19 – рычаг управления понижаю-щим редуктором КП; 20 – педаль управления подачей топлива; 21 – педаль управления правым рабочим тормозом; 22 – соединительная планка тормозных педалей; 23 – пе-даль управления левым рабочим тормозом; 24 — педаль управления блокировкой дифференциала заднего моста (при установленном ГОРУ); 25 – рукоятка фиксации угла наклона рулевой колонки; 26 – рукоятка останова двигателя (красного цвета); 27 – педаль управления сцеплением; 28 – выключатель стеклоомывателя переднего стекла; 29 – рукоятка управления блокировкой дифференциала заднего моста (при установленном ГУР); 30 – центральный переключатель света.
На тракторах Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 с тент-каркасом или основанием тента на базе унифицированной кабины позиции 7, 8, 9, 10, 11, 12, 28 отсутствуют.
Рис.2. Расположение органов управления тракторов с тент-каркасом
1 — рычаг стояночного тормоза; 2 — рычаг переключения передач; 3 — ограничитель хода рычага управления силовым регулятором; 4 — рычаг управления подачей топлива; 5 — рычаг управления ВОМ; 6 — рукоятка управления силовым регулятором (ЗНУ); 7 — выключатель «массы»; 8 — тяга переключения диапазонов ходоуменьшителя (если установлен); 9 — рычаг переключения передач ходоуменьшителя (если установлен); 10 — рукоятка управления захватами гидрокрюка; 11 — рычаг переключения ВОМ (независимый/синхронный); 12 — рычаг фиксации механизма навески в поднятом положении; 13 — рычаг управления приводом ПВМ.
Выключатели и переключатели щитка приборов
Рис.3. Выключатели и переключатели щитка приборов
1 – многофункциональный подрулевой переключатель; 2 – выключатель аварийной световой сигнализации; 3 – центральный переключатель света; 4 – выключатель стеклоомывателя переднего стекла; 5 – выключатель стартера и приборов.
Выключатель стартера и приборов 5 имеет четыре положения:
— «0» – выключено;
— «I» – включены приборы, блоки контрольных ламп;
— «II» – включен стартер (нефиксированное положение);
— «III» – включен радиоприемник (поворот ключа против часовой стрелки).
Радиоприемник работает только в положениях «I» и «III» выключателя стартера и приборов.
Подрулевой многофункциональный переключатель 1 обеспечивает включение указателей поворота, переключение света фар (ближний-дальний), сигнализацию дальним светом, звуковой сигнал:
— поворотом рычага подрулевого переключателя 1 от себя или на себя включается правый или левый указатель поворота соответственно. После поворота трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 рычаг автоматически возвращается в исходное положение.
— звуковой сигнал включается при нажатии на рычаг в осевом направлении. Звуковой сигнал включается в любом положении рычага подрулевого переключателя 1.
— при включенных дорожных фарах (установка клавиши 3 в положение «III») и при установке рычага переключателя 1 вниз включается «дальний свет», при включенных дорожных фарах и при установке рычага переключателя 1 вверх – «ближний свет».
— при перемещении рычага переключателя 1 из положения «ближний свет» вверх до упора кратковременно включается «дальний свет» («мигание дальним светом», положение нефиксированное) независимо от положения центрального переключателя света. При отпускании рычага он автоматически возвращается в положение «ближнего света».
При нажатии на кнопку выключателя аварийной световой сигнализации 2 включается аварийная световая сигнализация. Встроенная в кнопку контрольная лампа мигает одновременно с мигающим светом сигнализации. При повторном нажатии на кнопку 2 аварийная сигнализация отключается.
Центральный переключатель света 3, имеет три положения:
— положение «I» – «выключено» (утоплена верхняя на рисунке часть клавиши);
— положение «II» – «включены передние и задние габаритные огни, освещение номерного знака, освещение контрольно-измерительных приборов на щитке, а также габаритные огни на прицепной машине» (среднее положение);
— положение «III» – «включены все потребители положения «II» и дорожные фары» (нижняя на рисунке часть клавиши нажата до упора).
При нажатии на клавишу 4 (нефиксированное положение) включается стеклоомыватель переднего стекла. При отпускании клавиши 4 – стеклоомыватель переднего стекла выключается.
Блок клавишных переключателей верхнего щитка и выключатель стеклоочистителя заднего стекла
При нажатии на клавишу выключателя 1 включается стеклоочиститель переднего стекла.
Выключатель имеет три положения:
— «Выключено»;
— «Включена низкая скорость стеклоочистителя»;
— «Включена высокая скорость стеклоочистителя».
При нажатии на клавишу переключателя 2 включается вентиляция воздуха в кабине трактора Беларус МТЗ 82-1, 80-1.
Переключатель имеет три положения:
— «Выключено»;
— «Включен режим малой подачи воздуха»;
— «Включен режим большой подачи воздуха».
При нажатии на клавишу выключателя 3 включаются две задние рабочие фары и световой индикатор, встроенный в клавишу.
При нажатии на клавишу выключателя 4 включаются две передние рабочие фары, и световой индикатор, встроенный в клавишу.
Рис.4. Блок клавишных переключателей верхнего щитка
1 – выключатель стеклоочистителя переднего стекла; 2 – переключатель вентилятора кабины; 3 – выключатель задних рабочих фар; 4 – выключатель передних рабочих фар.
Управление отопителем-вентилятором кабины
Рис.5. Элементы управления отопителем-вентилятором кабины
1, 2 – рукоятка крана отопителя; 3 – рециркуляционная заслонка; 4 – переключатель вентилятора кабины; 5 – дефлектор; 6 – шланг; 7 – хомут; 8 – сливная пробка.
Отопитель-вентилятор кабины может работать в двух режимах – отопления и вентиляции.
Для работы отопителя-вентилятора в режиме отопления необходимо выполнить следующие условия:
— запустите двигатель Беларус МТЗ-82.1, 80.1 и дайте ему поработать на средних оборотах для прогрева воды до температуры от плюс 70°С до плюс 80°С, после чего откройте кран отопителя. Для этого рукоятку крана 1 необходимо повернуть до упора против часовой стрелки. Если кран отопителя установлен снаружи кабины, то необходимо отвернуть рукоятку 2. Затем увеличьте обороты двигателя и через 1-2 минуты убедитесь в циркуляции охлаждающей жидкости через радиатор отопителя, приоткрыв сливную пробку 8 сливного крана с правой стороны кабины;
— проверьте, и при необходимости, долейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок до верхней кромки хомута крепления расширительного бачка.
— включите вентилятор отопителя с помощью переключателя 4, при этом в течение от одной до пяти минут в кабину должен начать поступать теплый воздух, что подтверждает исправность системы отопления;
— направьте поток воздуха с помощью дефлекторов 5;
— путем открытия рециркуляционных заслонок 3 можно управлять количеством свежего воздуха, поступающего в кабину.
Для слива охлаждающей жидкости из системы отопления предусмотрены сливные пробки 8 с левой и правой сторон кабины.
При установленном кране 1 слив ОЖ из системы отопления производите следующим образом:
— откройте кран отопителя, для этого рукоятку 1 необходимо повернуть до упора против часовой стрелки;
— слейте ОЖ в специальную емкость, открыв сливные пробки 8 с левой и правой сторон кабины;
— затяните пробки 8 и отсоедините шланги 6 с левой и правой сторон кабины, предварительно ослабив затяжку хомутов 7;
— продуйте систему отопления сжатым воздухом;
— после продувки закройте кран отопителя, повернув рукоятку 1 до упора по часовой стрелке, соедините шланги 6 и затяните хомуты 7;
— проверьте, и при необходимости, долейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок до верхней кромки хомута крепления расширительного бачка.
При установленном кране 2 слив ОЖ из системы отопления производите следующим образом:
— закройте кран отопителя, завернув рукоятку 2;
— слейте ОЖ в специальную емкость, открыв сливные пробки 8 с левой и правой сторон кабины;
— продуйте систему отопления сжатым воздухом;
— затяните пробки 8 с левой и правой сторон кабины;
— проверьте, и при необходимости, долейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок до верхней кромки хомута крепления расширительного бачка.
На тракторе Беларус МТЗ-82-1, 80-1 также может быть установлен вентилятор кабины.
Рис.6. Элементы управления вентилятором кабины
1 – заглушка; 2 – рециркуляционная заслонка; 3 – переключатель вентилятора кабины; 4 – дефлектор
Для выполнения вентиляции кабины необходимо выполнить следующие действия:
— включите вентилятор с помощью переключателя 3 и направьте поток воздуха с помощью дефлекторов 4;
— путем открытия рециркуляционных заслонок 2 можно управлять количеством свежего воздуха, поступающего в кабину.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАКТОРА МТЗ-82
Органы управления и приборы
1 — рукоятка останова и аварийного останова дизеля. При вытягивании рукоятки на себя прекращается подача топлива в цилиндры и дизель глохнет. При отпускании рукоятка под воздействием пружины возвращается в исходное положение.
2 — рукоятка управления краном отопителя кабины (если установлена).
3 — рукоятка управления блокировкой дифференциала (для тракторов с корпусом ГУР); имеет три положения:
- I «блокировка выключена»,
- II «автоматическое блокирование»,
- III «принудительное блокирование».
4 — маховичок управления шторкой водяного радиатора. При вращении маховичка по часовой стрелке шторка поднимается, при вращении против часовой стрелки — опускается. При опускании шторки температурный режим дизеля понижается.
5 — педаль включения блокировки дифференциала заднего моста. При нажатии на педаль до упора блокировка включается, при снятии ноги с педали — выключается.
6 — переключатель средств облегчения пуска (ЭФП).
7 — переключатель стеклоомывателя.
8 — переключатель света. Имеет два положения: I — включена подсветка приборов, габаритные огни; II — дополнительно к положению I включены дорожные фары.
9 — выключатель аварийной сигнализации.
17 — переключатель указателей поворотов, ближнего и дальнего света, звукового сигнала.
19 — радиоприемник (по заказу).
20 — крышка механизма регулировки положения рулевого колеса по высоте. Для изменения высоты снимите крышку, отверните на 3-5 оборотов гайку-барашек и установите требуемую высоту положения рулевого колеса.
21 — выключатель стеклоочистителя переднего стекла.
22 — выключатель вентилятора отопителя кабины.
23 — выключатель задних рабочих фар.
24 — выключатель передних рабочих фар.
24а — выключатель знака «Автопоезд».
25 — плафон кабины с выключателем.
26 — воздухораспределитель системы вентиляции и отопления кабины.
Важно! Прежде чем приступить к работе на тракторе, изучите назначение органов управления, приборов и их функции.
27, 28, 29 — рычаги управления распределителем гидросистемы: 27 — левыми боковыми выводами; 28 — правыми боковыми выводами; 29 — задними выводами. Если трактор не имеет силового регулятора, то рычаг 29 управляет цилиндром навесного устройства, а рычаг 27 — левыми боковыми и сдублированными с ним задними выводами.
Схема подключения выводов гидросистемы приведена в инструкционной табличке в кабине трактора (см. рис. 4.1). Каждый рычаг имеет 4 положения «плавающее», «принудительное опускание», «нейтраль», «подъем». В положении «принудительное опускание» при работающем двигателе рычаг следует удерживать рукой.
30 — пульт управления тахоспидометром (см. рис. 9.2).
31 — выключатель стартера и при боров. Имеет три положения (от нейтрали):
- I — питание приборов;
- II — включение стартера;
- положение против часовой стрелки от нейтрали — включен радиоприемник.
32 — рычаг включения понижающего редуктора. Имеет два положения: переднее — «Редуктор включен» (замедленное движение трактора) и заднее — «Редуктор выключен» (ускоренное движение трактора).
В тракторе с синхронизированным понижающим редуктором рычаг 32 управления имеет два положения: заднее — «Редуктор включен» (замедленное движение трактора) и переднее — «Редуктор выключен» (ускоренное движение трактора).
В тракторе с синхронизированным реверс-редуктором рычаг управления 32а (рис. 4.1.1) (в отличие от рычага 32 изогнут влево по ходу трактора) имеет два положения: заднее — «Реверс включен» и переднее — «Реверс выключен» (передний ход).
33 — соединительная планка тормозных педалей для одновременного торможения правым и левым тормозами.
34 — педаль управления подачей топлива.
35, 36 — педали тормозов. При нажатии ногой на педали трактор затормаживается; одновременно от педали 35 срабатывает тормозной кран пневмопривода тормозов прицепа. 37 — рукоятка фиксации наклона рулевой колонки.
38— педаль управления муфтой сцепления.
39 — рычаг переключения передач. При перемещении рычага вперед в крайнем левом положении включается II-й (повышенный) диапазон передач, назад — 1-й (пониженный). Переключение передач производится в соответствии со схемой (рис. 4.2.).
40 — рычаг управления механизмом фиксации навесного устройства. Крайнее левое положение рычага — «навеска зафиксирована», крайнее правое — «фиксация снята». Предварительно необходимо поднять навеску в верхнее положение.
41 — рычаг управления раздаточной коробкой привода ПВМ. Среднее положение рычага— «ПВМ включается автоматически», нижнее (от себя) — «ПВМ выключен», верхнее (на себя) — «ПВМ включен принудительно».
42 — рычаг управления стояночным тормозом.
43 — фиксатор рукоятки управления силовым регулятором.
44 — рукоятка управления подачей топлива. Крайнее переднее положение — максимальная подача топлива, крайнее заднее — минимальная подача, соответствующая минимальным оборотам холостого хода.
45 — рукоятка управления силовым регулятором. Крайнее заднее положение рукоятки — «подъем орудия» (при подъеме рукоятку удерживать рукой); после отпускания рукоятки она перемещается вперед и фиксируется в положении «транспортная нейтраль». Промежуточное положение вперед от положения «транспортная нейтраль» — «зона регулирования». Крайнее переднее положение рукоятки — «принудительное опускание» (рукоятку удерживать рукой). После отпускания рукоятки она возвращается назад и фиксируется на переднем крае зоны регулирования.
46 — рычаг управления задним ВОМ.
Имеет два положения: переднее — «ВОМ выключен», заднее — «ВОМ включен».
47 — выключатель «массы» аккумуляторных батарей.
Урок производственного обучения по индивидуальному вождению колесного трактора МТЗ-82 по теме «Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами. Приемы пуска пускового и основного двигателей»
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Время выполнения: 2 часа.
Образовательная: сформировать практический опыт пользования органами управления и контрольно-измерительными приборами колесного трактора МТЗ-82, обучить приемам пуска пускового и основного двигателей.
Воспитательная: воспитывать интерес к профессии тракториста, добросовестность, ответственность и культуру труда.
Развивающая: развивать техническое мышление, самостоятельность, умение использовать в речи профессиональную терминологию.
Тип урока: изучение трудовых приемов
Метод обучения: наглядный, практический, индивидуальный
Материально техническое оснащение урока:
Трактор МТЗ-82, трактородром, инструкционно-технологическая карта, учебно-путевой лист, комплект инструментов, комплект заправочного оборудования, ветошь, медицинская аптечка.
Межпредметная связь: ПДД, устройство, эксплуатация трактора.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 15 мин
II. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 25 мин
III. ТЕКУЩИТЙ ИНСТРУКТАЖ – 45 мин
Обучающийся самостоятельно, используя ИТК, знакомится с порядком поведения ЕТО, с расположением органов управления колесного трактора МТЗ-82, панелью контрольно-измерительных приборов, пуском двигателя.
После ознакомления мастер указкой показывает на органы управления и основные узлы трактора, а обучающийся называет правильное наименование и назначение органов управления и контрольно-измерительных приборов, а также называет единицы измерения контрольных показаний (при необходимости заправочные емкости и контрольные показания). Обучающийся самостоятельно повторяет порядок поведения ЕТО. Затем отрабатывает упражнение по пуску двигателя.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 15 мин
Методические рекомендации к уроку производственного обучения
Инструкция по проведению ежедневного технического обслуживания колесного трактора
- Очистить трактор от пыли и грязи. Проверить состояние наружных креплений.
- Проверить на наличие течи топлива, масла, воды и электролита.
- Проверить и по необходимости долить топливо в бак основного двигателя и пускового двигателя (уровень топлива в баке не должен быть выше 10-15 см, в баке пускового двигателя 3-5 см от верхней плоскости заливной горловины).
- Проверить и при необходимости долить масло в картер основного двигателя, корпус топливного насоса и регулятора (нормальный уровень в картере должен быть до верхней метки щупа топливного насоса и регулятора-уровня контрольных приборов), в задний мост и КПП.
- Проверить уровень воды в радиаторе, при необходимости долить до воздухоотводной трубы.
- Проверить работоспособность рулевого управления, системы освещения и сигнализации.
- Проверить давление в шинах.
- Проверить исправность тормозов и стояночного тормоза.
- После проверки запустить двигатель и прослушать его работу.
Инструкционно-технологическая карта к уроку производственного обучения
Органы управления и контрольно-измерительные приборы
Колесные тракторы “Беларусь” с двигателем Д-240 мощностью 50 кВт выпускаются следующих моделей: MТЗ-82 – с двумя ведущими мостами электростартерным пуском; МТЗ-82Л – с двумя ведущими мостами и запуском от пускового двигателя.
Сиденья современных тракторов имеют регулировки по массе водителя от 60 до 120 кг.
Органы управления и контрольно-измерительные приборы трактора МТЗ-82
1 – рычаг переключения понижающего редуктора; 2 – рукоятка включения переднего ведущего моста; 3 – рычаг стояночного тормоза; 4 – рукоятка управления подачей топлива; 5 – рукоятка силового регулятора; 6 – рычаг управления ВОМ; 7 – маховичок переключения силового регулятора; 8 – рукоятка управления механической фиксации навесной системы; 9 – регулятор сиденья по высоте; 10 – рычаг перемещения сидения вперед-назад; 11 – крышка люка; 12 – рукоятка коробки переключения передач; 13 – рукоятка управления захватами гидрокрюка; 14 и 15 – выключатели систем вентиляции и отопления; 16 – выключатель задних фар; 17 – указатель уровня топлива; 18 – выключатель стеклоочистителя; 19 – радиоприемник; 20 – воздухораспределитель; 21 – рукоятка управления левым выносным цилиндром; 22 – рукоятка управления правым выносным цилиндром; 23 – рукоятка управления задним выносным цилиндром; 24 – рукоятка фиксации рулевого колеса; 25 – педаль управления подачей топлива; 26 – педали тормозов; 27 – рукоятка аварийной остановки двигателя; 28 – рукоятка управления АПД; 29 – педаль сцепления; 30 – маховичок управления шторкой водяного радиатора.
Панель приборов трактора МТЗ-82
Указатель температуры охлаждающей жидкости дизеля с сигнальной лампой аварийной температуры (красного цвета).
Шкала указателя имеет три зоны:
- рабочая — 80-100 °С – зеленый цвет;
- нерабочие — 40-80 °С – желтый цвет;
- 100-120°С – красный цвет.
2. Указатель давления масла в дизеле (с сигнальной лампой аварийного падения давления)
Шкала указателя имеет три зоны:
- рабочая — 1-5 кгс/см 2 ;
- нерабочие — 0-1 и 5-6 кгс/см 2 . При запуске холодного двигателя возможно давление до 6 кгс/с 2 . Если лампа аварийного давления горит при работающем дизеле, немедленно остановите дизель и устраните неисправность.
3. Указатель давления воздуха в пневмосистеме с сигнальной лампой аварийного давления (красного цвета).
Шкала указателя имеет три зоны:
- рабочая — 5-8 кгс/см 2 ;
- нерабочие — 0-5 и 8-10 кгс/см 2 .
4. Указатель уровня топлива в баке с контрольной лампой резервного уровня (оранжевого цвета)
Прибор имеет деления: 0 — 1/4 — 1/2 — 3/4 -1.
Зоны шкал, отмеченных штриховкой, означают:
Не допускайте использования топлива до состояния “сухого бака”.
5. Указатель напряжения с сигнальной лампой зарядки АКБ (красного цвета)
- Стрелочный указатель частоты вращения коленчатого вала дизеля.
Пуск двигателя трактора
Пуск двигателя электростартером
Пуск двигателя Д-240 следует проводить в следующей последовательности:
- установить рычаг коробки передач в нейтральное положение, а рычаг управления подачей топлива в положение максимальной подачи;
- включить включатель “массы”;
- повернуть включатель стартера на щитке приборов в положение 2 и через 15-20 сек., когда контрольный элемент электрофакельного подогревателя накалится до ярко-красного цвета, включить сцепление и поворотом включателя в положение 3 включить стартер. Если двигатель не запустится в течение 15 сек., то делают небольшой (30-40 сек.) перерыв и включают стартер вторично, но не более трех раз, после чего необходимо найти причину плохого запуска.
В случае кратковременной остановки двигатель запускают сразу поворотом ключа в положение 3, т.е. без подогрева. Как только двигатель начнет работать, следует выключить сцепление редуктора.
Стартер выключается автоматически.
После пуска двигателя проверить его работу на холостом ходу, плавно увеличивая частоту вращения коленчатого вала до средней, а затем максимальной. Двигатель должен работать без стуков. Он считается прогретым при температуре воды не ниже 50 °С, после чего его можно нагружать.
Пуск двигателя пусковым двигателем
Пусковым двигателем, редуктором и электростартером тракторов МТЗ-82Л управляют дистанционно из кабины.
Пуск следует проводить в следующем порядке:
- потянуть рукояткой тягу управления топливным краником пускового двигателя на себя и зафиксировать на упорах рукояткой;
- прикрыть воздушную заслонку карбюратора;
- включить включатель “массы” и кнопкой включить магнето;
- убедиться в том, что рычаг коробки передач находится в нейтральном положении.
После этого необходимо выполнить следующее:
- рычагом ввести в зацепление шестерню включения редуктора с венцом маховика путем перемещения рычага на себя до тех пор пока рука не почувствует сопротивление внутренней пружины;
- прикрыть воздушную заслонку карбюратора (при запуске прогретого двигателя воздушную можно не прикрывать);
- повернуть ключ двухпозиционного выключателя стартера в положение 2 и запустить пусковой двигатель. Держать стартер включенным не более 5 сек. Если двигатель не начал работать после первой попытки, повторить запуск через 15-20 сек.
После 3-4 неудавшихся попыток запуска двигателя следует проверить систему питания, исправность стартера и аккумуляторной батареи.
Пуск пускового двигателя ручным способом
В случае если по каким-либо причинам электростартер не работает, то запускаем пусковой двигатель вручную.
При этом необходимо:
- снять поочередно обе половины маховика вместе со стартером;
- изолировать наконечник провода и подвязать его к трактору;
- завести узел пускового шнура в один из пазов на маховике и намотать шнур на маховик по часовой стрелке (если смотреть на пусковой двигатель со стороны маховика);
- пропустить, второй конец шнура между пальцами, охватывающими рукоятку шнура, и рывком
- потянуть на себя конец шнура; при этом пусковой двигатель должен заработать.
Для того чтобы пустить основной двигатель, необходимо проделать следующие операции:
- установить рычаг управления подачей топлива в положение максимально подачи;
- плавно включить сцепление редуктора, переместив рычаг правления муфтой и шестерней включения редуктора от себя до отказа. Если частота вращения вала пускового двигателя начинает быстро падать, это указывает на недостаточный прогрев основного двигателя, выключить сцепление, снова
- увеличить частоту вращения вала пускового двигателя, затем повторно включить сцепление;
- после запуска основного двигателя остановить пусковой двигатель. Для этого необходимо выключить зажигание, нажав на кнопку выключения магнето до полной остановки двигателя, закрыть краник топливного бака, установить воздушную заслонку карбюратора в исходное положение;
- проверить работу основного двигателя при средней и максимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу.