35 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где делают уралы машины

Содержание

Уральский автомобильный завод: история и продукция. Автомобильный завод «Урал»

Автозавод «Урал» относится к ведущим отечественным предприятиям по выпуску грузовиков повышенной проходимости и военной техники. Основан в 1941 году на мощностях авиабомбового завода № 316 в городе Миассе Челябинской области. С 2011 года является частью холдинга «Группа ГАЗ». В последние годы компания коренным образом обновила модельную линейку. Сегодня УралАЗ выпускает современные грузовые автомобили с выдающимися характеристиками и привлекательным дизайном.

Рождение

С началом Великой Отечественной войны стремительное продвижение немецкой армии вынудило власти эвакуировать на Урал автомобильные заводы из западных областей СССР. Согласно решению Государственного комитета обороны СССР от 30.11.1941 года, в городе Миассе, в частности на базе авиабомбового предприятия, разместился ряд цехов московского автозавода ЗИС.

В кратчайшие сроки был развернут выпуск элементов трансмиссии и двигателей для грузовиков. Заработал литейный участок. В марте-апреле 1942 года новообразованное предприятие в Миассе Челябинской области дало первую продукцию. Производственных мощностей остро не хватало, некоторые цеха размещались под навесами на открытых площадках. Однако это не помешало коллективу выпускать такую необходимую фронту и народному хозяйству технику.

Первые шаги

Поскольку Советский Союз срочно нуждался в грузовиках, Государственный комитет обороны постановил 14.02.1943 года преобразовать Миасский автомоторный завод в Уральский автомобильный завод имени Сталина (УралЗИС). На первых порах для производства был выбран грузовик ЗИС-5В, являвшийся упрощенным вариантом модели ЗИС-5. Машины собирались в условиях острой нехватки материалов из машинокомплектов, изготовленных еще до войны на Московском автозаводе.

Первое транспортное средство покинуло завод 8 июля 1944 года и достигло фронта двенадцать дней спустя — 20 июля того же года. Уже 30 сентября был изготовлен 1000-й ЗИС-5В, а к концу года было выпущено 6800 единиц.

Послевоенный период

После завершения боевых действий Уральский автомобильный завод продолжил производство ЗИС-5В. Поскольку эти транспортные средства были построены в Миассе, а не Москве, название модели в 1947 году было изменено на «УралЗИС-5» (буква «В» по этому случаю была опущена). Однако это касалось только тех образцов, которые были фактически произведены на Урале из собственных комплектующих. Впрочем, конструкционно это была старая модель, выпускавшаяся еще до войны.

В 1948 году на главном заводе в Москве производство ЗИС-5 было прекращено и заменено на более перспективные модели. Однако на Уральском автомобильном заводе сборка грузовичков упрощенной конструкции продолжалась.

Только к 1955 году угловатые «УралЗИС-5» приобрели более обтекаемые формы. Годом позже грузовик получил модифицированный двигатель мощностью 85 л. с. В связи с этим автомобиль, согласно новым правилам классификации, был переименован в «УралЗИС-355». В 1957-м мощность мотора подросла на 10 лошадиных сил, а машина получила наименование «УралЗИС-355В». Их изготовление продолжалось вплоть до 1958 года. Всего народному хозяйству и армии было поставлено порядка 200 000 единиц техники.

О качестве и характеристиках «УралЗИС-355В» говорит тот факт, что на Всесоюзных соревнованиях по автоспорту в 1957 году все призовые места заняли команды на «Уралах». Были повержены конкуренты, выступавшие на грузовиках ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИС-150 и других.

Помимо «классических» моделей, завод выпускал машины с паровыми котлами, отапливаемыми дровами. Также в Миассе изготавливали пожарные машины с двойной кабиной.

Перевооружение

В 1957 году на Уральском автомобильном заводе произошла фундаментальная смена модельного ряда. Ветеран ЗИС-5 конструкции 1933 года наконец-таки был снят с конвейера. Его место занял модернизированный «УралЗИС-355М». Согласно мнению специалистов, машина превосходила своего «одноклассника» ЗИЛ-164, выпускавшегося в Москве.

Транспортное средство отлично себя зарекомендовало в тяжелых для техники условиях – при освоении необжитых диких целинных земель в регионах Южной Сибири, Казахстана, Поволжья. Именно в ту пору «Уралы» показали себя как самые проходимые автомобили Советского Союза. До снятия с производства в 1965 году было построено свыше 190 000 экземпляров серии 355М.

Новый этап

В 1962 году УралЗИС переименован в УралАЗ (Уральский автомобильный завод). Годом ранее был запущен принципиально новый автомобиль «Урал-375(Д)», ставший самой узнаваемой моделью предприятия. Тяжелый грузовик с постоянным полным приводом, большими одиночными шинами на трех осях и мощным 7-литровым бензиновым двигателем стал главной армейской транспортной машиной.

375-я серия активно экспортировалась главным образом в дружеские страны-партнеры. Их можно было встретить и в степях Монголии, и на автобанах Восточной Германии.

1970-1980-е

В 1976 году под руководством автомобильного завода «Урал» в Миассе было основано производственное объединение, в которое вошли различные компании машиностроительного сектора из Челябинска. В 1977-м УралАЗ начал выпуск 4320-й серии. «Урал-4320» напоминает модель 375Д, но оснащен дизельным двигателем КамАЗ.

Позже силовой агрегат был заменен дизелем Ярославского моторного завода. Также рестайлингу подверглись внешние детали автомобиля, включая радиаторную решетку. Внешне два грузовика легко отличить друг от друга.

В начале 1980-х Уральский автомобильный завод наладил выпуск самосвалов на базе шасси 5557. В конце 1980-х началась разработка тяжелого четырехмоторного «Урала-5323». 21 января 1986 года произошло знаковое для предприятия событие – с конвейера сошел миллионный автомобиль.

В рыночных условиях

С развалом СССР и последующим коллапсом в экономике история Уральского автомобильного завода не закончилась. Проект создания «Урала-5323», к чести администрации, был доведен до практического воплощения. Их выпуск осуществлялся до 1993 года.

Компания стремилась укреплять сотрудничество с другими производителями автомобилей. В 1994-м УралАЗ основал вместе с Iveco и Газпромом совместное предприятие с целью расширения производственного комплекса. Были построены новые и модернизированы старые участки, в результате производительность завода возросла до 3000 грузовиков и 9000 кабин в год.

Разрабатывались новые машины, оснащенные комфортабельными кабинами Iveco T-series и приспособленные к сложным условиям Сибири. Два года спустя, в 1996 году, началось массовое производство Ural-43206 (двуосной версии «Урала-4320»). В 1997 году УралАЗ совместно с Deutz AG основал еще одно СП по сборке двигателей.

Через тернии к звездам

Впрочем, к 1998 году у компании накопились огромные долги, и завод оказался в предбанкротном состоянии. Автомобили «Урал» хоть и отличались завидной проходимостью и тяговитостью, однако потребляли много топлива, что делало их малоэффективными при коммерческом использовании. Оборонзаказ снизился и не покрывал издержек. Правительство ввело в отношении УралАЗа внешнее управление и отрядило на предприятие опытных менеджеров.

За считаные годы новой команде удалось нарастить производство и попутно внедрить меры экономии. В 1999-м заводчане выставили свою команду на ралли «Европа Трак-триал», что повысило престиж марки. В этом же году начата работа нового цеха кузовов и фургонов, обеспечивающего выпуск до 1000 шасси серии 3255, введен в эксплуатацию новый литейный цех, рассчитанный на 2400 тонн отливок в год. Новый 2000 год УралАЗ встретил в качестве лидера отрасли, попав в топ-100 в категории «Репутация».

В 2001 году УралАЗ был интегрирован в автомобильный холдинг «РусПромАвто», а в 2005 году стал частью «Группы ГАЗ». В 2011 году началось серийное производство тяжелого «Урала-6370». С 2015 года запущен выпуск нового семейства Ural Next, являющегося преемником 4320-й серии.

Исторические модели

За семь десятилетий работы УралАЗ произвел много достойных автомобилей. Перечислим основные транспортные средства, выпускавшиеся в советский период:

  • ЗИС-5В. Изготавливался с 1944 по 1947 год по чертежам 1933 года.
  • «УралЗИС-5» (1947-1955). Имел незначительные изменения по сравнению с ЗИС-5В.
  • «УралЗИС-21А» (с 1946 года). Работал на дровах.
  • «УралЗИС-355» (1956-1958). Модификация «УралЗИС-5» с повышенной мощностью двигателя, существуют разные версии.
  • «УралЗИС-355М». Двухосные грузовики, построенные с 1957/1958 по 1965 год, модернизированная версия «УралЗИС-355».
  • «Урал-375» (1961-1992). Тяжелый трехосный грузовик в различных вариантах, предназначенный в основном для военных целей.

Современная продукция

Уральский автомобильный завод в постсоветский период освоил выпуск следующих моделей:

  • «Урал-3255». Грузовик с кузовом для пассажирского транспорта, реализованный на разных шасси.
  • «Урал-4320» (с 1977). Массовые грузовики для военных и гражданских нужд.
  • «Урал-43206» (с 1996). Двухосная версия «Урала-4320».
  • «Урал-4420». Тягач на базе «Урала-4320».
  • «Урал-5323» (с 1991). Тяжелая вездеходная четырехосная машина.
  • «Урал-5557» (с 1984). Самосвал на базе «Урала-4320».
  • «Урал-5831». Преемник «Урала-5557».
  • «Урал-6370» (с 2011). Трехосный универсальный военный грузовик в различных исполнениях.
  • «Урал-63704» (с 2011). Тягач на базе «Урала-6370».
  • Ural Next (с 2015). Преемник «Урала-4320».
  • Ural M (с 2015). 3-4-осные гражданские модели в бескапотном исполнении.
  • Ural-6370 (с 2016). Семейство тягачей, самосвалов и спецтехники с грузоподъемностью до 19,5 тонны.
  • Ural CNG (с 2016). Капотные модели, работающие на метане.

Где находится Уральский автомобильный завод

УралАЗ расположен в сердце Среднего Урала, в северной промзоне исторического города Миасса, между Тургоякским шоссе и объездной дорогой. Предприятие имеет развитую транспортную сеть, к нему подведена железнодорожная ветка, соединяющая предприятие с Челябинском и Уфой. Адрес: 456304, РФ, обл. Челябинская, г. Миасс, пр. Автозаводцев-1.

Читать еще:  Как отрегулировать карбюратор на бензопиле партнер 350

Уральский автомобильный завод: история. Виды продукции, фото

Автомобилестроение в России постоянно развивается. На сегодняшний день у нас в стране действует 16 заводов этой специализации. Одним из крупнейших предприятий машиностроения является Уральский автомобильный завод («УралАз»), выпускающий в основном грузовики.

Когда был организован завод

Историю свою «УралАз» ведет с 30.12.1941 года. Именно тогда Государственным Комитетом обороны СССР было принято решение об организации в г. Миассе литейного автомоторного предприятия, производственные мощности которого были эвакуированы из Москвы с завода им. Сталина (ЗиС). Монтаж оборудования нового завода шел прямо «с колес» буквально под открытым небом. Одновременно с этим возводились корпуса завода. Первый цех нового предприятия начал функционировать весной 1942 года. Через месяц после пуска завода вышла и первая его продукция — коробки передач для танков и двигатели.

Глобальные преобразования

Более года Миасский моторный завод выпускал только комплектующие. Однако стране срочно нужны были автомобили. Поэтому приказом того же Комитета обороны от 14.02.43 предприятие было преобразовано в Уральский автомобильный завод им. Сталина («УралЗиС»). Миасс, старый провинциальный город золотодобытчиков, купцов и ремесленников, в одночасье превратился в Уральскую столицу грузового тяжелого машиностроения.

Первый грузовик

Слишком долго новой продукции вновь образованного предприятия стране ждать не пришлось. Уже к 27.05.1944 года был сдан в эксплуатацию конвейер предприятия, а первый автомобиль сошел с него 8.07.1944 года. 20.07 целая партия новеньких ЗиС-5В отправилась на фронт. 30.09.1944 г. на предприятии был собран тысячный автомобиль.

История Уральского автомобильного завода неразрывно связана с ВОВ. В военные годы грузовики предприятия широко использовались на всех фронтах и считались очень надежными. С кабинами, выполненными из дерева, без тормозов на передних колесах, знаменитые полуторки вместе с Красной Армией вошли в Берлин.

Первый грузовик предприятия был сконструирован на основе выпускавшегося на Московском заводе неполноприводного двухосного ЗиС-5. Специально для фронтовых условий инженерами был разработан его упрощенный вариант. Основным преимуществом новой модели, в сравнении со старой, стал более мощный двигатель. Оснащенные им грузовики могли разгоняться на 35% быстрее ЗиС-5. При этом экономия бензина достигала 10-16%.

Завод после войны

С 1947 года Уральский автомобильный завод («УралАз»), история которого началась в первые годы войны, приступает к выпуску грузовиков, в конструкцию которых входят те узлы и детали, которыми не комплектовалась фронтовая модель. Первым делом автомобиль оснащается кузовом с тремя откидными бортами. Позднее начинают использоваться тормоза с гидравлическим приводом на все колеса. Топливный бак автомобиля перемещается под кузов. В конструкции фронтового варианта он был расположен под сиденьем. К названию полностью переоборудованного ЗиС-5В после всех этих изменений добавлена буква «М» (модернизированный).

1956 г. стал одним из значимых в истории такого предприятия, как Уральский автомобильный завод. Фото грузовика «УралЗис-355», созданного в этом году на базе экспериментального «УралЗис-353», представленное ниже, наглядно демонстрирует его преимущества в сравнении с предыдущими моделями. Номер 355 автомобилю присвоили по индексу его двигателя (5555 см3 на 85 л/с). Новый мотор машины имел усовершенствованные систему смазки, питания и кривошипношатунный механизм. Основными преимуществами ЗиС-355 стали возросшая до 70 км/ч скорость и снижение расхода топлива до 29 литров на 100 км.

Позднее на заводе выпускались еще более современные «УралЗиС-353М» и 353А. С 1959 г. завод приступил к выпуску машин повышенной проходимости «Урал». Серийное производство «Урал-353» началось в 1961 г. Автомобили ЗиС сходили с конвейера завода еще в течение пяти лет после этого.

Грузовики газогенераторного типа

Параллельно с бензиновыми моделями сразу после войны Миасский завод начал выпускать автомобили и такого типа. Первоначально на предприятии освоили производство разработанной еще на Московском заводе модели ЗиС-21А. Для получения газовой смеси в этой машине использовались сухие чурки. Разумеется, по характеристикам бензиновым ЗиС она значительно уступала. Первый газогенераторный автомобиль мог ездить со скоростью всего до 48 км/ч. Грузоподъемность его составляла 2.5 тонны. Позднее выпускались и другие модификации газогенераторных автомобилей. Последним стал «УралЗиС-352».

90-е годы

В 1994 г. завод стал акционерным предприятием и получил название ОАО «УралАз». В 1998 г. компания перешла на внешнее управление. В 2000 была завершена ее реструктуризация с образованием ОАО «Автомобильный завод «Урал»».

Переименование предприятия

В 2011 г. УралАз (Уральский автомобильный завод), с конвейера которого к этому времени сошло уже более 1400 тыс. автомобилей, был переименован в «Урал». Предприятие стало основным в холдинге «Грузовые автомобили». К настоящему времени помимо него в группу входят ОАО «УРАЛАЗ-Энерго», ОАО «Саранский завод автосамосвалов», ОАО «Социальный комплекс».

Основными заказчиками предприятия Уральский автомобильный завод («Урал») являются крупнейшие компании сферы нефте- и газопереработки: ООО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть»», «ТНК-ВР» и т. д. Приобретает грузовики «Урал» и государство. Среди заказчиков этого уровня — Министерство обороны России, МЧС, МВД. Завод «Урал» первым из производителей грузовиков в СНГ привел свою систему менеджмента в соответствие с требованиями ИСО 9001-2000 и 2008.

Грузовики «Урал» сегодня

Сегодня, как и во времена СССР, Уральский автомобильный завод специализируется на выпуске в основном грузовых автомобилей. Машины этой марки отличаются надежностью, мощностью, большой грузоподъемностью. Ценят их и в промышленности, и в сельском хозяйстве за простоту обслуживания. Основным же достоинством техники этой марки считается высокая проходимость, обеспечивающаяся особой конструкцией ведущих мостов и продуманной системой регулировки воздуха в шинах.

Эксплуатироваться грузовики «Урал» могут при самых тяжелых погодных условиях. К примеру, выполнять производственные задачи на них можно при температурах от -50 до +50 градусов. Плюсом техники этого известного производителя является также то, что рассчитана она на безгаражное хранение.

К настоящему времени завод выпускает полноприводные грузовые внедорожные автомобили и грузовики, предназначенные для эксплуатации на дорогах с твердыми покрытиями. Бортовые модели этой марки оснащаются спальным местом.

Другая продукция предприятия

Помимо грузовиков Уральский автомобильный завод выпускает вахтовые автобусы, грузопассажирские автомобили, седельные тягачи и самосвалы. На базе шасси этой марки монтируется более 400 разновидностей спецтехники: подъемные краны, топливозаправщики, ремонтные мастерские, пожарные машины и т. д. Автобусы этой марки в офисном исполнении оснащены системой кондиционирования и вентиляцией. В их кабине установлена автономная система отопления. С 2001 г. завод выпускает в том числе и автомобили с двигателем, отвечающим европейским экологическим стандартам «Евро-2». Специально для армии на предприятии разработаны бронированные автомобили «Урал».

Продает компания выпускаемые ей автомобили через Дирекцию по продажам холдинга «Грузовые автомобили» и через широкую дилерскую сеть, организованную во всех регионах страны.

Руководство предприятия

На сегодняшний день одно из крупнейших в России предприятий, занимающееся выпуском грузовиков и спецтехники, — Уральский автомобильный завод («УралАз»). Директор его, Виктор Кадылкин, ранее возглавлял дивизион «Силовые агрегаты» и Ярославский моторный завод. В 2013 г. он сменил на этом посту В. Кормана, руководившего Уральским автомобильным заводом 9 лет (с 2002 г.).

История марки УРАЛ

История современного автомобильного предприятия Урал начинается осенью 1941 года, в начале Великой Отечественной Войны в городок Миасс на Урале из машиностроительного предприятия ЗИС (город Москва) били эвакуированные моторный и еще несколько цехов предприятия. А первые работы на предприятии начались в апреле 1942 года, там наладили изготовление моторов и коробок передач. Первые автомобили выпущенные предприятием стали ЗИС-5В, это событие произошло 8 июля 1944 года, позже эти грузовики стали называться УралЗИС-5. Так новый автомобильный завод превратился в филиал московского автомобильного завода ЗИС, и получил название УралЗИС.

После войны простая и выносливая “трехтонка” ЗИС-5 пережила в Миассе свое второе рождение и выпускалась еще долгие годы. В то время, как в Москве ее производство свернули еще в 1947 г., “УралЗИС” продолжал не только выпускать устаревшую машину, но и постоянно модернизировать ее. В 1946 г. началось производство 2,5-тонного газогенераторного варианта “УралЗИС-21А”, который в 1952 г. получил облегченный на 90 кг. газогенератор и выпускался под маркой “УралЗИС-352”. Тем временем, на базовом варианте “УралЗИС-5” в 1949 г. появился гидравлический привод тормозов и грузовая платформа с тремя откидывающимися бортами.

С 1950 г. выпускался модернизированный “УралЗИС-5М” с рядом деталей от грузовика ЗИС-150. Он отличался усиленной главной передачей, новым глушителем, центробежно-вакуумным автоматом опережения зажигания и расположением бензобака под кузовом. Новый карбюратор, головка блока цилиндров, тонкостенные вкладыши коленчатого вала и алюминиевые поршни позволили повысить степень сжатия с 4,6 до 5,7. Мощность двигателя сначала возросла до 76 л.с., а к 1955 г. – до 85 л.с.. Задний мост был усилен, 6-ти вольтовую систему электрооборудования заменили 12-ти вольтовой, передние крылья получили округлые формы.

Все это в комплексе позволило говорить о создании нового автомобиля, который в 1956 г. получил индекс “УралЗИС-355”. Вскоре началось изготовление его газогенераторного варианта “УралЗИС-354”. Следующий этап модернизации серии ЗИС-5 наступил в начале 1958 г., когда появился внешне совершенно не похожий на своего предшественника 3,5-тонный грузовик “УралЗИС-355М”, предназначенный для поставок на целинные земли Казахстана. Он больше напоминал увеличенный в размерах автомобиль ГАЗ-51, но под скругленными формами капота и кабины скрывалась прежняя начинка от “УралЗИСа-355” с 95-ти сильным вариантом прежнего мотора, оборудованного предпусковым подогревателем.

Машина имела чуть увеличенную колесную базу (3824 мм.), новый рулевой механизм, передние рычажные гидроамортизаторы, жалюзи радиатора. Цельнометаллическая кабина впервые оснащалась отопителем и обдувом лобового стекла. Окончание выпуска “УралЗИС-355М” 16 октября 1963 г. ознаменовало завершение эпохи легендарного автомобиля ЗИС-5, который берет начало от АМО-3, появившегося в 1931 г. Среди грузовиков всего мира ему принадлежит одно из первых мест по продолжительности беспрерывного производства – 32 года.

Читать еще:  Зачем удалять катализатор на автомобиле

Тем временем, в московском Научном автомоторном институте (НАМИ) велась работа по созданию нового 3-х осного полно-приводного грузовика, а предприятие в Миассе было переименовано в Уральский автомобильный завод (УралАЗ) и его продукция получила новую марку “Урал”. В начале 60-х гг. завод был реконструирован и с 1961 г. там начался серийный выпуск принципиально нового 5-ти тонного полно-приводного автомобиля “Урал-375” (6×6), предназначенного для армии и народного хозяйства. Его особенностью была трансмиссия с постоянным приводом на все колеса, дисковыми карданными шарнирами равных угловых скоростей для передних колес, межосевым блокируемым дифференциалом в раздаточной коробке и средним ведущим мостом проходного типа.

Специально для этого автомобиля был разработан верхнеклапанный бензиновый двигатель ЗИЛ-375 V8 (6959 см 3 ,180 л.с.) с алюминиевыми головками блоков и поршнями. На новом “Урале” использовались 1-но дисковое сухое сцепление, 5-ти ступенчатая коробка передач от грузовика МАЗ-200, 2-х ступенчатая раздаточная, двойные главные передачи, гидроусилитель рулевого механизма, барабанные тормоза, рессорная подвеска, односкатные колеса и гидроподъёмник запасного колеса. Первые выпуски “Урала-375” оснащались 3-х местной кабиной с брезентовым верхом.

С 1964 г. основным в программе стал армейский вседорожный вариант “Урал-375Д” с цельнометаллической грузовой платформой оборудованной продольными откидными скамьями и тентом, централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Вариант с лебедкой имел грузоподъемность 4,5 т. “Урал-375” развивал скорость 75 км/ч.. Параллельно с базовой моделью выпускались шасси “Урал-375А” для специальных кузовов, “Урал-375К” для эксплуатации при температурах до – 60 о С, тропический “Урал-37510”, седельный тягач “Урал-375С” для полуприцепов полней массой 19,5 тонн.

С 1965 г. выпускался дорожный 7,5-тонный грузовик “Урал-377” (6×4) с увеличенной деревянной грузовой платформой и прежними односкатными колесами с шинами размером 14,00-20. На нем использовался передний не ведущий мост от автомобиля МАЗ-500 с телескопическими гидроамортизаторами. На его основе выпускали седельный тягач “Урал-377С” для автопоездов полной массой до 25,5 т.. 60-е гг. стали наиболее успешными в истории УралАЗа, когда были заложены основы всей его последующей продукции. За высокие достижения в августе 1967 г. завод наградили орденом Трудового Красного Знамени. К этому времени там было изготовлено 530 тыс. автомобилей и 1,3 млн. двигателей.

В 1972 и 1975 гг. оба базовых автомобиля появились в исполнениях “Урал-375Н” и “Урал-377Н” с широко-профильными шинами размером 11,00×400 без системы подкачки и открытой деревянной платформой, причем грузоподъемность “Урала-375Н” возросла до 7 тонн. На их базе выпускались седельные тягачи “Урал-375СН” и “Урал-377СН”. Производство вариантов 6×4 продолжалось до 1983 года. В 1977 г., с вводом в строй Камского автомобильного завода (КамАЗ), прежний бензиновый мотор “Урала-375” был заменен на дизель “КамАЗ-740” V8 (10852 см 3 , 210 л.с). Новый 5-ти тонный вариант получил обозначение “Урал-4320”.

На нем была усилена трансмиссия, 12-ти вольтовую систему электрооборудования заменила 24-х вольтовая с двумя аккумуляторными батареями. Новый “Урал” отличался измененной решеткой радиатора с широкими вертикальными прорезями. Его вариантами в 1978-87 гг. стали универсальное шасси “43203”, седельные тягачи “4420” и “44202”, грузовики с деревянной платформой “43202” и “4320-01”, сельскохозяйственный самосвал “Урал-5557” с 2-х сторонней разгрузкой. Все они стали основой современной продукции УралАЗа. В 1981 г. на основе базовой модели “4320” был создан 8-ми тонный 220-сильный автомобиль-транспортер “Урал-5920” высокой проходимости с четырьмя ведущими гусеничными движителями на резино-металлических лентах шириной 970 мм., способный развивать скорость 30 км/ч. В 1987 г. УралАЗ выпустил свой 1-но миллионный автомобиль.

Перестройка и экономические реформы заставили ОАО “УралАЗ” перейти на преимущественное изготовление гражданской продукции. Так появились седельные тягачи-лесовозы “43204” и 7-ми тонные самосвалы “55571” с задней разгрузкой. С июня 1992 г. началось изготовление 6-ти тонного автомобиля “Урал-4322” (6×6) с новой кабиной и более современной передней облицовкой. Он оснащался двигателем “Урал-744” V8 воздушного охлаждения мощностью 234 л.с.. Кустанайского дизельного завода (КДЗ), выпускавшегося по лицензии немецкой фирмы “Дойц” (Deutz). Эта модель выпускалась очень недолго.

За два года на ее базе успели создать два самосвала – сельскохозяйственный “55223” с 17,5-кубовым кузовом и строительный “55224” с задним опрокидыванием, а также седельный тягач “44223”, работавший с 2-х осными полуприцепами-самосвалами “А-496” или “9516” с 2-х сторонней и задней разгрузкой грузоподъемностью 13,5-16 т.. Крупный пожар, произошедший весной 1993 г. на моторном заводе КамАЗа, серьезно отразился на положении УралАЗа, заставив его срочно искать других поставщиков двигателей. Первое время основная часть автомобилей комплектовалась дизелями Ярославского моторного завода ЯМЗ-236М2 V6 (11150 см 3 , 180 л.с.).

Такие исполнения получили в обозначении дополнительный индекс “10”. Серия состояла из базового 6-ти тонного автомобиля “4320-10” и его вариантов: бортовой “43202-10” с деревянной платформой грузоподъемностью 7 т., седельный тягач “44202-10”, лесовоз “43204-10”, удлиненное шасси “4320-0911-10” и два 7-ми тонных самосвала -сельскохозяйственный “5557-10” и строительный “55571-10”. Кроме серии “4322”, дизель КДЗ использовался с 1994 г. на шасси “4320-30” (6×6) и 12-ти тонном строительном самосвале “55571-30”, выделявшихся продолговатой облицовкой радиатора. Последние из оставшихся моторов “КамАЗ” применялись на шасси “43202-01”.

Дизель ЯМЗ-238М2 V8 (14860см 3 , 240 л.с.) впервые появился на 9-ти тонном шасси “43202-31”, затем перекочевал на 8-ми тонный грузовик “4320-31”, а потом стал основным силовым агрегатом почти для всей гаммы. Для расширения своей программы с 1993 г. УралАЗ начал выпускать пожарные автоцистерны на шасси “43202” и “5557”. Основой программы УралАЗа второй половины 90-х гг. по-прежнему являлись автомобили с колесной формулой 6×6, оснащенные 240-сильным мотором ЯМЗ. Базовым оставался 6-ти тонный грузовик “4320-31” двойного назначения с цельнометаллическим кузовом.

В это семейство входят удлиненное шасси “4320-1912-30” грузоподъемностью 12 т., 7-ми тонный вариант “43202-0351-31” с деревянным кузовом, 10-ти тонные самосвалы “5557-31” и “55571-30”, лесовоз “43204-31”, седельный тягач “44202-0311-31”, работающий с 15-ти тонным самосвальным полуприцепом “9516”. Дизель ЯМЗ-236М2 мощностью 180 л.с. с 1995 г. устанавливается на новом 4,5-тонном грузовом автомобиле “43206” (4×4), а также используется на 31-но местном вахтовом автобусе “42112” (6×6). Для всех шасси УралАЗа предлагается широкая гамма кузовов и надстроек.

В 1992 г. УралАЗ, традиционно ориентировавшийся только на российские предприятия, начал сотрудничество с транснациональным концерном ИВЕКО (IVECO). Первой совместной моделью в мае того же года стал 18-ти тонный самосвал “УралАЗ-ИВЕКО 330-30ANW” (6×6) с 306-сильным дизелем воздушного охлаждения. Его шасси собрали в Миассе из привозных узлов, дополнив собственными колесами, шинами и 12-ти кубовым кузовом. Созданное в 1994 г. совместное предприятие “ИВЕКО-УралАЗ” начало мелкосерийное изготовление гаммы машин из комбинации импортных и отечественных комплектующих изделий.

С 1997 г. там началось серийное производство кабин над двигателем, ранее применявшихся на грузовиках ИВЕКО. Это позволило ввести в программу УралАЗа несколько новых вариантов бескапотных машин. УралАЗ – один из немногих российских автозаводов, который традиционно сохраняет достаточно обширную гамму военных полно-приводных машин. Кроме армейских вариантов грузовиков “43206” (4×4) и “4320-31” (6×6), УралАЗ продолжает изготовление 9-ти тонного автомобиля “Урал-5323” (8×8) двойного назначения.

Он был разработан собственными силами в 1989 г. и оснащался 260-ти сильным дизелем ЯМЗ с турбонаддувом, 8-ми ступенчатой коробкой передач, измененной кабиной над двигателем КамАЗ и системой регулирования давления воздуха в шинах. Его последний вариант “5323-20” оборудован 300-сильным дизелем ЯМЗ-238Б с турбонаддувом. Он предлагается в нескольких специализированных исполнениях, в том числе и как седельный тягач “5423-20” для автопоездов полной массой 40 тонн.

С 1997 г. на базе армейских машин выпускают гражданские варианты – многоцелевое 15-ти тонное шасси “53236” для установки специального оборудования и грузовик “5323.22” (8×8), оснащенные более удобными кабинами над двигателем ИВЕКО с двумя спальными местами. Через год было создано 3-х осное шасси “6301” (6×6) грузоподъемностью 10 тонн с такой же кабиной. На нем по желанию покупателя можно устанавливать дизель “Дойц” V6 жидкостного охлаждения мощностью 272 л.с. или 240-сильный “КамАЗ-740.11”, 5-ти или 9-ти ступенчатые коробки передач “УралАЗ”, “Итон” (Eaton) или “Фуллер” (Fuller).

По такому же принципу выполнен представленный в 1999 г. 12-ти тонный грузовик “6361” (6×6). Теперь все свое будущее УралАЗ связывает с созданием новых моделей путем сочетания агрегатов и кабин различных производителей, а также с дизельными двигателями мощностью 272-408 л.с. совместного предприятия “УралАЗ-Дойц”. В лучшие годы УралАЗ ежегодно выпускал до 30 тыс. грузовиков. В рыночных условиях производство снизилось сначала до 7 тыс., потом до 5,4 тыс. автомобилей. В 1998 г. было изготовлено лишь 2489 шасси, и завод попал под процедуру банкротства. Введение внешнего управления уже через год позволило удвоить объем производства, а в 2000 г. изготовить 8,5 тыс. машин.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Уральский автомобильный завод

История автомобильного предприятия Урал АЗ:

Военные и послевоенные годы.

История Уральского автомобильного завода в городке Миасс начинается во время Великой Отечественной Войны, когда осенью-зимой 1941 года пришлось эвакуировать из Москвы в Ульяновск, а затем и в Миасс, производственные мощности Московского автомобильного завода имени Сталина. Еще до войны в Миассе было начато строительство военного завода: была подведена железнодорожная ветка, выделена площадка для строительства завода. Моторное производство нового завода планировалось ставить как раз на месте этой площадки. Завод назвали Миасским автомоторным. В декабре из Ульяновска стали прибывать рабочие с семьями и оборудование, началась постройка цехов. Из-за недостатка стройматериалов пришлось некоторые цеха строить из древесины. Буквально «с колес» под открытым небом производился монтаж оборудования в построенных цехах. Уже в марте 1942 года заработал первый цех. К маю был выпущен первый двигатель – для трехтонного грузовика ЗИС. Всего за 1942 года было выпущено 9303 двигателя и 15375 коробок передач.

Читать еще:  Сколько весит снегоход буран

Предполагалось, что завод будет заниматься выпуском двигателей и коробок передач, а также литья для московского, шадринского и ульяновского производств, однако война вынудила правительство изменить планы. Автомоторный завод в Миассе был преобразован в Государственный Союзный Уральский автомобильный завод имени Сталина 14 февраля 1943 года по решению Государственного комитета обороны. Для этого из Ульяновска в Миасс перевезли все производство грузовиков. Началось освоение московской документации, шла подготовка к выпуску грузовиков «ЗИС-5».

Главный конвейер был полностью смонтирован уже к 27 мая 1944 года. Первый трехтонный «ЗИС-5В» сошел с него уже 8 июля. «ЗИС-5В» – это военная модификация гражданского «ЗИС-5». Уже 20 июля первая партия таких грузовиков ушла на фронт. Рубеж в 1000 выпущенных автомобилей был преодолен 30 сентября 1944 года. К концу года, несмотря на трудности с недостроенными цехами, преодолели рубеж в 3000 машин. За год с момента выпуска первых машин рабочим завода удалось произвести 6800 автомобилей «ЗИС-5» военной и гражданской модификаций.

В 1951 году, уже после окончания войны, в Миассе на «УралЗИСе» начинается выпуск автомобиля «ЗИС-5М» – усовершенствованной модели «ЗИС-5В» с новым бензиновым двигателем. Однако из-за дефицита бензина в обескровленной войной стране, одновременно с развитием автомобилей на бензиновых двигателях, идут разработки автомобилей на газогенераторных установках. Наркомат среднего машиностроения выпускает в 1946 году решение об определении «УралЗИСа» ведущим заводом по выпуску газогенераторных автомобилей на базе «ЗИС-5». В 1949 и 1950 годах выпускаются газогенераторные автомобили «УралЗИС-332» и «УралЗИС-НАМИ Г-78А».

В 1954-55 годах Миасский завод участвовал в Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР и был награжден соответствующими медалями ВДНХ.

С января 1944 года и до начала 1956 года конструкция «УралЗИС-5» разных модификаций постоянно совершенствовалась и развивалась отдельно от московского производства. Машина за эти годы обрела новые впускные трубопроводы, три откидывающихся борта, новый тип карбюратора, гидравлический привод тормозов, усиленный редуктор заднего моста, новый глушитель, измененный бензобак, прерыватель, распределитель с новым регулятором и другие нововведения. Также была увеличена мощность, благодаря чему возросла скорость. Но, несмотря на все эти изменения, машина не обрела новый цифровой индекс, и у некоторых транспортных рабочих создавалось ощущение того, что автомобиль не изменился со времен первых моделей времен войны. В начале 1956 года в конструкцию «ЗИС-5М» внедрили свежие инженерные разработки: бензобак большего объема, новое рулевое управление, предпусковой подогреватель, многие узлы шасси с опытной модели «УралЗИС-353». Наконец-то был присвоен новый индекс для получившегося автомобиля – «УралЗИС-355». Внешне он отличался округлыми крыльями спереди и колесными дисками совершенно иной формы. Эта модель стала основой для различных специальных грузовиков: в том числе пожарных машин, вахтовых машин, кранов и др., как и «УралЗИС-5М» прежде.

УралЗиС-355 (фото А.Гуляева)

В июне 1957 года Миасский завод начал производство новых 95-сильных двигателей. Автомобили «УралЗИС-355», оборудованные этими новыми двигателями получили индекс «УралЗИС-355В», они выпускались вплоть до выхода новой модели – «УралЗИС-355М», вышедшей в 1958 году. С этого автомобиля началась спортивная история завода: в октябре 1957 в Ростове проходили всесоюзные соревнования по автомобильному спорту. Из 98 автомобилей 6 были с Уральского завода. К достоинству последнего, все первые места заняли уральские спортсмены на автомобилях «УралЗИС-355В».

От «трехтонок» к более новым моделям (хронология 1961-90 гг.).

В октябре 1958 года начался выпуск грузовика «УралЗИС-355М». Он отличался от предыдущих моделей экономичным 95-сильным двигателем, упрощенным приводом вспомогательных механизмов. Основное назначение его было – для работы на целине. Но очень скоро транспортники оценили его по достоинству, и он стал расходиться по всему СССР. Благодаря высокому спросу он производился аж до 1965 года.

В 1961 году начинается серийное производство грузовика «Урал-375» – принципиально нового, трехосного автомобиля повышенной проходимости.

В 1962 году, в эпоху разоблачения «культа личности» завод лишается имени Сталина в названии. Теперь он просто – «Уральский автомобильный завод» («УралАЗ»).

С 1964 года выпускаются новые автомобили «Урал-375Д» и «Урал-375Н», оснащенные карбюраторным двигателем «ЗИЛ-375».

В 1965 году в связи с необходимостью снимать с производства двухосные автомобили, возникла задача замены старого конвейера. Коллектив завода успешно справился с задачей и к концу года организовал безостановочный перевод конвейера на производство трехосных автомобилей «Урал-375». И это без снижения темпов и объема производства. В 1966 года завод за свои успехи получил престижную правительственную награду – орден Трудового Красного Знамени.

Урал-375Д

С выходом «Урал-375» связан выход завода на международный рынок автомобилей. Первая партия экспортных автомобилей ушла в Монголию. Две следующие – в ГДР. В 1969 году известная модель «Урал-375Д» демонстрировалась на Лейпцигской международной ярмарке, была награждена золотой медалью, дипломом первой степени. В 1972 году «Урал-375Д» был отмечен высшей категорией качества, в 1973 году получил государственный знак качества (символ технического совершенства).

В 1976 году «УралАЗ», «Челябинский кузнечнопрессовый завод», «Челябинский машиностроительный завод автотракторных прицепов» и «Посевнинский завод запасных частей» образовали «Уральское объединение по производству грузовых автомобилей». В конце года выходят опытные образцы снегоболотоходного транспортера «Урал-5920». В дальнейшем, через 5 лет, он пойдет в серию по заказу Министерства нефтяной промышленности.

снегоболотоходный транспортер «Урал-5920»

В 1977 году вышла новая модель Урала – «Урал-4320» с дизельным двигателем. Следом выходят модификации: грузоподъемностью 7 тонн, седельные тягачи. В 1978 выходит опытный образец тягача для лесовозного поезда – «Урал-6002». В начале 1979 года подготовлена модель «Урал-43201», предназначенная для работы в условиях крайнего севера. Шины на нем выдерживали 60-градусный мороз. С этих моделей начался уклон Урала в дизельные автомобили.

В 1983 году «Урал-4320» с модификациями получил Государственный знак качества. «Урал-4320-01» является основой для множества современных грузовиков «УралАЗа» с разнообразным специальным оборудованием, предназначенным для самых разных областей экономического и военного хозяйства.

В 1983 году также выходит автомобиль для сельскохозяйственных работ – «Урал-5557». Этот «сельскохозяйственный монстр» способен был работать при температурах от 45 градусов холода до 40 градусов жары, обладал скоростью 70 км/ч и грузоподъемностью 14 тонн. В его конструкции использовались оптимально подобранные передаточные числа трансмиссии и широкопрофильные шины с регулировкой давления, что позволяло ему работать с различной с/х техникой на полях. Шасси использовалось как платформа для различных кузовов и специального оборудования.

В 1985 году за успешное выполнение госзаказов «УралАЗ» был награжден орденом Октябрьской революции.

21 февраля 1986 года «УралАЗ» преодолел рубеж в 1 миллион выпущенных автомобилей.

В 1989 году вышел первый четырехосный грузовик Урал – «Урал-5323» с унифицированной кабиной от «КамАЗа».

Современный путь развития завода.

В 1990-е годы «УралАЗ», в связи с политическими потрясениями в стране, переживает худшие свои времена. В промежуток с 1991 по 1998 годы объем производства падает в 12.6 раза. Начинается выпуск непрофильного оборудования. В 1994 году ОАО «УралАЗ» и итальянская компания «IVECO» вместе с корпорацией Газпром создают совместное предприятие «IVECO-УРАЛАЗ». Это совместное предприятие производит грузовики с грузоподъемностью до 23 тонн, приспособленные к климатическим условиям всех регионов РФ. Производство способно выпускать 3000 автомобилей и 9000 кабин в год.

В июне 2000 года из-за банкротства, соответственно внешнего управления и реструктуризации, создано дочернее предприятие «Автомобильный завод «Урал»», перенявшим его традиции и историю. Это предприятие вошло в российский холдинг «РусПромАвто».

С 2001 года производятся автомобили, оснащенные двигателями, отвечающими стандарту «Евро 2».

С 2002 года налажено серийное производство грузовиков с колесной формулой 6х6 и двигателем «ЯМЗ-236НЕ 2», который отвечает требованиям правил ЕЭК ООН.

Сегодня «УралАЗ» занимает лидирующие позиции в числе производителей полноприводных грузовиков с колесными формулами 4*4, 6*6 и 8*8. Главная особенность автомобилей Урал – высокая проходимость. Эта особенность обеспечивается благодаря мощному двигателю и специальной конструкции ведущих мостов, а также централизованной системе регулирования воздуха в шинах. Современные модели способны работать при температурах от 50 градусов холода до 50 градусов жары, рассчитаны на безгаражное хранение, приспособлены для ремонта.

Модельный ряд не ограничивается основными моделями грузовиков «Урал-4320» и «Урал-5557»: помимо них предлагается более 300 различных моделей и модификаций. На базе их шасси монтируется около 180 моделей специальной техники: например, автоцистерны, подъемные краны, ремонтные мастерские, нефтяные транспортеры, пожарные грузовики, автозаки и др. Произведена унификация по агрегатам и комплектующим, это приводит к более выгодному производству, эксплуатации, обслуживанию.

армейский Урал-4320

Вот уже почти 70 лет, как «УралАЗ» выпускает автомобили для самых разных условий эксплуатации, в том числе и для работы в условиях военных конфликтов. Грузовики «УралАЗа» не раз показывали превосходные результаты в боях в Афганистане, Чечне, в других республиках Северного Кавказа. Но они также и отлично зарекомендовали себя в других отраслях: сельском хозяйстве, промышленности, в том числе и нефтегазовой, в работе силовых структур. Главные козыри Урала – это, несомненно, высокая проходимость и способность работать в агрессивной внешней среде.

В последние годы модельный ряд выпускаемых автомобилей постоянно расширялся. Налажено производство автобусов, бортовых автомобилей, различных седельных тягачей. Демонстрируются совершенно новые образцы грузовиков для военного применения, с современными защитными технологиями.

Сегодня «УралАЗ» предлагает автомобили с колесными формулами 4*2, 6*4 и 8*4 и полной массой 18-72 тонн. В основе лежит облегченная рама с превосходными механическими характеристиками. Принцип построения автомобилей сегодня — модульный. Серьезно изменены внешний и внутренний облик кабины, повышена комфортабельность салона.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector