4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Харвестер что это такое

Содержание

Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

Спецтехника Отслеживать:

Лесные братья: харвестеры и форвардеры

Прежде чем дерево попадет на обработку, его надо спилить и вывезти из леса. Все чаще для этой тяжелой работы используются «стальные» лесорубы: харвестеры и форвардеры.


Сегодня половина промышленных лесозаготовок в мире выполняется вручную, другая половина — механизированным способом с применением двух методов: доля технологии хлыстовой заготовки составляет около 60%, а сортиментной — около 40%.

Приоритет применения сортиментной технологии и лесозаготовительных машин принадлежит Скандинавским странам и в настоящее время активно внедряется в странах СНГ и Южной Америки. Основу современной полностью механизированной сортиментной технологии составляют харвестеры (валочно-сучкорезно-раскряжевочные машины манипуляторного типа) и форвардеры (самозагружающиеся машины для перевозки сортиментов). К слову, еще в 1984 г. Карельский НИИ лесной промышленности создал первый в СССР комплекс машин для заготовки сортиментов, правда, в то время специалисты отрасли еще не употребляли популярных ныне названий машин — «харвестер», «форвардер».

Лесной комбайн — харвестер — появился не сразу. Он эволюционировал из сучкорезной машины, которая сначала приобрела функцию раскряжевки (разделки) хлыста, а в дальнейшем была «скрещена» с валочной машиной. Первые харвестеры обрабатывали дерево в два этапа: сначала оно захватывалось и срезалось валочной головкой, потом укладывалось в сучкорезно-раскряжевочное устройство (процессор). Причем на некоторых моделях для работы требовалось два оператора: один для управления машиной, второй — процессором!

С целью сокращения времени рабочего цикла почти 40 лет назад был изобретен единый агрегат — харвестерная головка. Он объединил в себе захватный механизм, срезающее устройство для валки и раскряжевки дерева, механизм обрезки сучьев (протаскивающие вальцы и сучкорезные ножи) и механизм замера длин.


Шасси харвестера и форвардера имеют много общего


Компактные маневренные модели идеально подходят для прореживания леса


Для сплошных рубок требуется техника помощнее

Выпускаемые модели делят на классы по диаметру обрабатываемого ствола и собственной массе: легкие (300-600 кг, Ø 5-40 см), средние (700-1000 кг, Ø 5-50 см) и тяжелые (1000-1200 кг, Ø 10-60 см). Первые используют для рубок прореживания, вторые — универсальные, последние — для рубок главного пользования. На рынке есть и более мощные модели массой до 3 500 кг, которым «по зубам» стволы толщиной более метра! Разработкой и изготовлением харвестерных головок сегодня занимаются компании: AFM-Forest, Arbro-Stroke, Caterpillar, Kesla, Komatsu Forest (Valmet), Kone-Ketonen, Lako Forest, Log Max, Logset, Mense RPK, Naarva, Ponsse, Silvatec, SP Maskiner, Tigercat, Waratah и др.

Подавляющее большинство лесных машин является манипуляторными, тем самым удается оградить человека от прямого контакта с тяжелыми и травмоопасными деревьями, хлыстами и сортиментами. Харвестерная головка через ротатор подвешивается к «стальной руке» гидроманипулятора. Широкое распространение получили манипуляторы комбинированного типа (шарнирно-сочлененная стрела с телескопической рукоятью) и параллельного типа (стрела в виде параллелограмма с телескопической рукоятью). Для харвестеров они выпускаются с вылетом до 12 м и грузовым моментом от 80 до 300 кНм. Изготовлением манипуляторов занимаются компании: Cranab, John Deere, Kesla, Loglift, Ponsse, Rottne, Tigercat и др.

Манипуляторы для форвардеров отличаются более скромными параметрами: вылет до 10 м, грузовой момент от 40 до 160 кНм. Вместо харвестерной головки они оборудованы грейферным захватом для погрузки сортиментов. Форвардер работает в связке с харвестером и служит для доставки сортиментов на специальные площадки для перегрузки на автомобильный транспорт. Как правило, плечо перевозки не превышает 1 км. Грузоподъемность наиболее мощных машин составляет 20 т! Грузовой отсек форвардера сформирован кониками и решетчатой передней стенкой, отдельные модели имеют возможность его трансформации с целью увеличения перевозимого объема легковесной топливной древесины.


Универсальный шарнир с двумя степенями свободы


Балансирная тележка — просто и функционально


Современная харвестерная головка умеет многое

Эксплуатация харвестеров и форвардеров проходит в широком диапазоне условий, которые одним словом можно охарактеризовать как тяжелые, что, в свою очередь предъявляет повышенные требования к конструкции машин. Функционально они разные, но конструктивно имеют много общего.

Это внедорожные полноприводные машины с колесной формулой 4х4, 6х6 или 8х8. Собственный вес находится в пределах 8-24 т. Компоновка двухмодульная с шарнирно-сочлененной рамой, вариации расположения энергетического (с двигателем) и технологического (с рабочим оборудованием) модулей самые разнообразные, особенно у харвестеров. В качестве двигателей используются 4-х и 6-цилиндровые дизели с турбонаддувом мощностью 130 – 280 л.с. Для бесступенчатой регулировки и передачи крутящего момента служит механико-гидростатическая трансмиссия, позволяющая реализовывать тяговые усилия до 22 т и мягко адаптироваться к возникающим препятствиям на лесосеке. Два диапазона ее механической коробки передач обеспечивают технологическую скорость 7-10 км/ч и транспортную 25-34 км/ч. Ведущие мосты имеют планетарные колесные редукторы, блокировку дифференциалов, многодисковые гидравлические тормоза.

Балансирные тандемные тележки объединяют задние оси трехосных, а также задние и передние оси четырехосных машин. Их простая и надежная конструкция позволяет успешно преодолевать пни, валуны, канавы. Отличной проходимости способствует и внушительный дорожный просвет (580-800 мм) вкупе с бронированным днищем. Для снижения удельного давления машин на грунт шины, помимо большого диаметра, имеют ширину 600 мм. Также в арсенале имеются цепи противоскольжения и гусеничные ленты.

Все «телодвижения» рабочих органов осуществляются с помощью гидравлики. Гидросистема имеет один или несколько контуров, которые запитываются регулируемыми аксиально-поршневыми насосами, чувствительными к нагрузке. Рабочая жидкость посредством пропорциональных гидрораспределителей с электрогидравлическим управлением направляется к гидроцилиндрам и гидромоторам манипулятора и харвестерной головки. Сохранению экологической обстановки леса способствует использование биологически разлагаемых масел.

Благодаря системе управления, отвечающей за согласованную работу гидравлики, дизельного двигателя и трансмиссии, машина может двигаться даже при работающем манипуляторе и харверстерной головке. В задачу оператора входит наведение головки на дерево, а дальнейшей обработкой заведует бортовой компьютер, определяющий, как использовать хлыст с наибольшей пользой. Настройки для разных пород деревьев позволяют оператору одним нажатием кнопки переключаться с хвойных деревьев на лиственные. Система управления позволяет проводить учет заготовленной древесины по объему и сортиментам. Так что в конце смены не составит большого труда получить подробный отчет о выполненной работе, а отдельные «гурманы» могут даже направить его в офис по электронной почте, не выходя из кабины!

Читать еще:  Как работать на автовышке


Система выравнивания кабины обеспечивает комфортную работу на косогорах


Цепи и гусеничные ленты дополнительно увеличивают проходимость


Прицепной форвардер — дешево и сердито!

Ну, а кабина современного «лесоруба» только стимулирует на высокую производительность труда. Рабочее место сконструировано с учетом всех нюансов эргономики и пожеланий операторов.

Стали историей многочисленные рычаги, россыпи тумблеров и кругляши аналоговых индикаторов. Им на смену пришли удобные многофункциональные джойстики с минимумом «горячих» клавиш и цветные сенсорные экраны. Прослеживаются тенденции применения поворотных кабин с системой выравнивания крена, что особенно эффективно при работе на косогорах. Кабина может располагаться как на поворотном устройстве вместе с манипулятором, так и отдельно, при этом она поворачивается синхронно за манипулятором. Чтобы голова не шла «кругом» от последних достижений прогресса, а харвестерная головка не «вспахивала» землю, для операторов предусмотрено обучение: сначала на тренажере-симуляторе, потом на реальной машине.

Напоследок перечислим основные фирмы-производители харвестеров и форвардеров: Caterpillar, Gremo, HSM, John Deere, Komatsu Forest (Valmet), Logset, Ponsse, Rottne, Sampo, Silvatec, Sogedep, Tigercat, TimberPro, Амкодор, МТЗ, ЧЕТРА и др.

Рассмотренные выше колесные харвестеры и форвардеры получили наибольшее распространение. Также широко используются тяжелые харвестеры на базе гусеничных шасси экскаваторов и легкие — на базе колесных тракторов. Существует альтернативный вариант — харвардер, объединяющий в себе два типа машин. Сформировался класс самоходных мини-форвардеров и форвардеров прицепного типа. Проходят испытания роботизированные комплексы машин, набирает обороты гибридный привод. Одним словом, семья лесорубов постоянно увеличивается и развивается!

Харвестеры и форвардеры: эффективная техника для лесной промышленности

Механизированная заготовка леса набирает обороты. В скандинавских странах применяется особая технология — ассортиментная, с использованием тяжелой спецтехники. В последние десятилетия этот способ активно внедряется в России, странах СНГ, Восточной Европы, Южной Америки, постепенно вытесняя более старый, хлыстовой метод.

Лесная техника (харвестер +форвардер) позволяет за сутки выполнить работу, на которую бригаде вальщиков деревьев потребуется в шесть раз больше времени.

Всего один комплекс для ассортиментной лесозаготовки, состоящий из этих двух агрегатов, заменяет до 80 человек, заготавливающих лес ручным способом. Производительность на одного вальщика возрастает более чем в 8 раз.

Что такое харвестер и форвардер

Лесозаготовительный комбайн — это прошедшая долгий эволюционный путь сучкорезная машина. Первые модели обрабатывали лес в два этапа: дерево срезали головкой, а затем укладывали на раскряжевку в процессор. Управляли таким агрегатом водитель и два оператора. Для повышения эффективности работы создали мультифункциональную насадку, отвечающую за спил дерева, очистку от сучьев, замер длины, разрезание на кряжи.

После того как харвестер выполнил свою функцию, в дело вступает другая уникальная спецтехника — форвардер (перевозчик). Он состоит из двух модулей — манипулятора и тележки — и выполняет сортировку, сбор и вывоз стволов с участка. Благодаря этому транспорту можно перевезти в среднем 15 кбм/час.

Работая в связке под управлением операторов-профессионалов, харвестер и форвардер достигают невиданных высот производительности. О маневренности, скорости и эффективности лесных комбайнов можно судить по многочисленным видео работы харвестера на YouTube.

Процесс работы состоит из двух этапов:

  • Головка харвестера обхватывает ствол, валит его, протаскивает через вальцы, при этом срезая сучки, распиливает на ассортименты определенной длины.
  • Следом идет форвардер, который собирает ассортименты в пучки, сортирует и грузит их в тележку.

Этот слаженный тандем работает в режиме 24/7.

Харвестер: технические характеристики

Основная особенность лесозаготовительного комбайна — уникальная конструкция рамы. Благодаря сочленениям на шарнирах она может складываться практически пополам по горизонтали и вертикали. Это позволяет харвестерам покорять рыхлый снег, болота, жидкую грязь.

Главный элемент машины — голова-насадка, управляя которой профессиональный оператор способен ювелирно порезать дерево на тончайшие диски. Головка приводится в движение гидравлическим приводом из кабины. Это помещение больше похоже на кабину межпланетного корабля. Оператор сидит перед панелью управления, в которую интегрированы монитор, клавиатура и чувствительная сенсорная панель.

В компьютер харвестера загружается программа, в которую заложены сотни параметров: порода и стоимость дерева, диаметр стволов, длина кряжей, необходимый объем, местонахождение техники, границы лесозаготовительного участка и т.д. Если по невнимательности оператор направит харвестерную головку к дереву, которое не подходит под заданные критерии, машина не будет его пилить.

Вместо привычного руля для управления самим комбайном оператор действует рычагами и педалями, для изменения положений стрелы и головки — двумя джойстиками.

Кабина комбайна усилена трубами, устойчивыми к ударной нагрузке. Лобовое стекло толщиной 1,2 см изготовлено из поликарбоната и защищено решеткой.

В чем отличия между моделями харвестера

Устройства бывают циклического и непрерывного действия. При обработке деревьев задействуются:

  • приводные гусеницы;
  • подающие ролики (рябухи);
  • комбинация этих элементов.

По количеству операций делятся на:

  • одностадийные — головка навешивается на манипулятор и выполняет все функции, связанные с обработкой ствола;
  • двухстадийные — после спила дерево подается в раскряжевочное устройство.

По диаметру обрабатываемых деревьев и грузоподъемности выделяют:

  1. Легкие (40 см, 10 т): подходят для валки леса на небольших или заболоченных участках.
  2. Средние (50 см, до 14 т): используются как для окончательной валки, так и для прореживания.
  3. Тяжелые и сверхтяжелые (до 80 см, более 17 т): работают на сплошной вырубке с большими деревьями на участках со сложным рельефом.

Харвестеры устанавливают на колесную или гусеничную базу. Есть модели, в которых сочетаются колеса и гусеницы для повышения устойчивости и скорости.

Устройство и разновидности форвардеров

Почти все модели сборщиков и перевозчиков хлыстов устроены по одному принципу. Впереди располагается кабина оператора, а платформа для древесины и манипулятор размещаются на задней полураме. Погрузчиком управляют с помощью рычагов на электрогидравлике. Они размещаются на подлокотниках кресла в операторской кабине.

Почти все форвардеры оборудованы шарнирно-сочлененной рамой. По горизонтали полурамы складываются относительно друг друга на 40-60 градусов благодаря универсальному шарниру, а по вертикали — до 15. Это обеспечивает технике высокую проходимость и устойчивость.

На сортиментовозы устанавливают четырех- или шестицилиндровые двигатели, с турбонаддувом, мощностью до 280 л. с., и механико-гидростатическую трансмиссию с двумя диапазонами скорости: в пределах 8-10 км/ч и до 35 км/ч. Это позволяет технике двигаться плавно при тяговой нагрузке до 22 тонн.

Ведущие мосты имеют планетарные колесные редукторы, идеально подходящие для самоходной тяжелой техники на гусеничном ходу или колесной базе. Функция блокировки дифференциала значительно увеличивает проходимость и помогает при пробуксовках. Все модели оснащены высокоэффективными гидравлическими многодисковыми тормозами.

Читать еще:  Что лучше металлопластик или полипропилен

По грузоподъемности транспорт делится на три группы:

  • Малый (до 12 т). Используется для погрузки и вывоза хлыстов при прореживании. Может работать на участках со сплошной вырубкой.
  • Средние (до 14 т). В этой группе модели различаются по длине манипуляторов, конфигурации грузовых платформ, количеством колес (6 или 8).
  • Тяжелые (до 19 т). Эффективны на территориях со сложным рельефом и при перевозке леса на большие расстояния.

Преимущества харвестера и форвардера

Плюсы комбайна для лесозаготовки:

  • Высокий КПД: более 100 кубометров за смену.
  • Экономичность: расход топлива не превышает 16 л/час — это в два раза ниже, чем у валочно-пакетирующей машины.
  • Экологичность: низкое количество выхлопов, не повреждаются деревья, не предназначенные для валки, минимум отходов древесины.
  • Четкое соблюдение длины кряжей.
  • Точный учет рабочего времени, объема заготовленной древесины, расхода топлива.
  • Возможность валки деревьев в местности с неровным ландшафтом.
  • Полная безопасность лесозаготовительных работ.
  • Маневренность и проходимость. Каждое колесо оснащено независимой подвеской, что позволяет компенсировать уклоны. Несущая рама остается в горизонтальном положении даже на крутых склонах. Усиленная рама, глубокий протектор, колеса большого диаметра обеспечивают проходимость по болотистой, рыхлой, песчаной, глинистой почве.
  • Минимальное нанесение вреда почве при перевозке древесины по сравнению с использованием агрегатов на гусеничном ходу.
  • Простота и экономичность транспортировки: благодаря современной колесной базе машина может доставлять груз по трассам общего пользования, что снижает расходы на логистику.

Минусы лесной спецтехники

Основной недостаток умного мультифункционального оборудования в его сложном устройстве. При поломке много времени уходит на заказ и доставку необходимой детали, ожидание приезда специалиста, который сможет ее установить.

Второй минус — дефицит кадров, необходимость обучения и постоянного повышения квалификации персонала. Импортные модели оснащены электроникой, с которой справятся только подготовленные сотрудники.

Критерии выбора лесотехники

  • Бюджет и планируемый объем работ. Нет необходимости в больших инвестициях в многофункциональную, сложную и дорогую спецтехнику, если предполагается вести лесозаготовки редко или осваивать небольшие участки.
  • Мощность двигателя. Если предстоят работы на труднодоступных территориях и валка крупных деревьев, лучше обратить внимание на модели высокой мощности.
  • Количество ведущих колес. Это зависит от условий проходимости. В болотистой местности лучше использовать машины с максимумом ведущих колес.
  • Вылет стрелы. От этого показателя зависит производительность. Максимальный вылет актуален на участках с проблемными грунтами и неровным рельефом.
  • Характеристики головки. Ориентируйтесь на максимальный диаметр стволов деревьев, с которым придется столкнуться.
  • Приобретая спецтехнику для лесозаготовок на территории России, стоит учитывать большое количество климатических поясов. Техника должна выдерживать перепады температур, уметь перемещаться в плотных лесных массивах, работать с разными сортами древесины, одинаково функционировать как в тайге в Восточной Сибири, так и в лесах средней полосы.

Наиболее популярные марки

На рынке представлено ограниченное количество производителей лесотехники, которым доверяют лесозаготовочные предприятия. Лидирующие места в рейтинге популярности занимают машины таких производителей, как Ponsse, John Deere, Komatsu. Хорошо зарекомендовали себя шведские машины ECOLOG, Rottne. Пользуются спросом также американские лесные комбайны от CAT. В России конкурируют четыре производителя: «Лестехком», «Амкадор», «Онежский тракторный завод», «Велмаш».

Харвестер — комбайн для автоматизированной валки леса

Еще полвека назад профессия лесоруба требовала большой физической силы и выносливости, а сегодня на лесозаготовках вместо лесорубов и трелевщиков, все больше требуются специалисты, знающие компьютер. Технический прогресс шагнул вперед настолько, что то, что считалось в 70-80 годах фантастикой, уже давно стало реальностью. И эта реальность такова, что харвестеры и форвардеры сегодня выступают как основные многоцелевые машины, способные выполнить самые сложные задачи на лесозаготовке.

История создания харвестера

Лесозаготовительный комбайн, а именно так изначально называлась валочная машина, в качестве рабочего образца в СССР был создан в 1984 году. Специалистами Карельского НИИ Леспрома были разработаны машины для валки деревьев и одновременно их раскряжевки. Прогресс заключался в том, что основную работу по валке деревьев выполнял агрегат, оснащенный манипулятором с захватом, на котором устанавливались пилы. Но это была первая машина лесозаготовительного комплекса. Производительность работы комплекса существенно повышалась за счет второй машины комплекса – комбайна для раскряжевки. Этот лесоповалочный комплекс обрабатывал древесину в два этапа – валочная машина осуществляла валку леса, а вторая машина осуществляла раскряжевку и резку деревьев по размеру. При этом лесозаготовка таким комплексом имела еще одни элемент – доставку заготовленного материала, обычно осуществляемого трелевочным трактором.

Новым этапом развития техники стало изобретение харвестерной головки, позволивший объединить две машины в один агрегат – харвестер, или лесозаготовительный комбайн. Новация заключалась в том, что действие по валке дерева и его начальной обработке совмещалось в одном устройстве – пильной головке.

С внедрением компьютерных технологий управление харвестером стало легче, оператор харвестера получил возможность контролировать все процессы. Начиная от определения объема заготовленной древесины и заканчивая определением геолокации выработки.

С момента появления прототипа принцип работы харвестера не изменился, но стал существенно отличаться благодаря новым функциям. Основное действие теперь сконцентрировано в одном агрегате – головке с несколькими пилами. Поперечная пила применяется для валки деревьев и резки согласно сортаменту, другие пилы используются для удаления веток и сучьев. Гусеничный харвестер со временем был заменен машиной, на более универсальной, колесной платформой.

Что такое современный харвестер было представлено в 1996 году John Deere – именно он выпустил машину, которую можно назвать первым современным харвестером.

Развитие этого вида техники привело к появлению нескольких видов таких машин. Мини версию можно увидеть не только в лесу, в Москве тоже нашлось применение этому виду техники. Эти машины незаменимы в лесной и парковой зонах столицы. Что касается транспортировки, то на замену тяжелому гусеничному трактору пришла концепция форвардера – колесного трактора с манипулятором и кузовом для перевозки древесины.

Устройство и принцип работы комбайна

Производители харвестеров чаще всего используют переломную схему компоновки машины. В большинстве моделей отсутствует цельная рама шасси, исключение составляет модели на гусеничном ходу. Устройство харвестера состоит из таких частей и агрегатов:

  • переломное шасси;
  • дизельный двигатель;
  • система управления;
  • гидравлическая система;
  • электрооборудование;
  • трансмиссия;
  • манипулятор;
  • харвестерные головки.

Харвестер – самоходный лесозаготовительный комбайн в качестве двигателя имеет мощный 6 или 8 цилиндровый дизельный двигатель. Мощность двигателя обеспечивает работу электрооборудования и гидравлической системы машины. Гидравлическая система обеспечивает выполнение основных функций манипулятора – вынос рабочего органа, захват и удержание спиленного дерева, раскладка спиленной древесины. Гидравлика, кроме того, обеспечивает работу тормозной системы и установку наклона кабины оператора. Электрооборудование обеспечивает работоспособность системы управления. Трансмиссия обеспечивает передвижение машины, в том числе и по сильнопересеченной местности.

Отдельным элементом выступает манипулятор с рабочим органом – харвестерной головкой, он обеспечивает поднос валочной головки к дереву, захват и удержание ствола, перемещение обработанной части к месту складирования.

Читать еще:  Машина с ковшом как называется

Харвестерные головки включают в себя несколько механизмов:

  • механизм валки и раскряжевки;
  • механизм протяжки;
  • механизм обрезки веток и сучьев.

В этих механизмах имеются гидроприводы пильных ножей и цепного механизма, подвижные сучкорезные ножи и поперечная цепная пила, четырехвальцовый протяжный и тормозной механизмы.

Принципы работы

Принцип работы харвестера основан на комплексном решении задач в условиях сплошных или выборочных валок леса. Предназначенная для валки машина обеспечивает выполнение ряда других сопутствующих задач:

  • раскряжевки;
  • обрезки сучьев;
  • раскладку сортамента;

Производительность машины зависит от модификации – самые мощные имеют цепные пилы с длиной шины 750 мм и применяются для лесозаготовки в таежных массивах. Вид мини харвестеров предназначен для обрезки сучьев и прореживания деревьев в лесопарковой зоне, работает такая техника в основном в молодых насаждениях, где деревья имеют стволы до 40 см в диаметре.

Общая схема работы лесного комбайна имеет следующий вид:

  • Оператор харвестера, пользуясь навигацией, пригоняет машину на участок лесозаготовки;
  • В параметрах компьютера задается сортамент заготовляемой древесины;
  • Машина подгоняется к дереву и разворачивает манипулятор;
  • Оператор подводит валочный узел к дереву у основания и делает захват;
  • Цепная пила спиливает ствол, после чего манипулятор кладет дерево на грунт;
  • Устройство протяжки протягивает ствол, параллельно ножи обрезки срезают ветви и сучья;
  • Достигнув заданной длины отрезка, пила делает рез;
  • Получившийся отрезок манипулятор складывает в штабель для погрузки на форвардер.

Преимущества и недостатки харвестеров

Как и для большинства видов узкоспециализированной техники харвестеры обладают как положительными сторонами, так и недостатками. К преимуществам стоит отнести:

  • Харвестер, может работать в разных климатических и погодных условиях, в сложных формах рельефа;
  • Машина применяется как лесорубочный комплекс при сплошной валке леса, прореживании и санитарной рубке;
  • С применением харвестера повышается культура производства, снижается количество отходов, ведется анализ объемов вырубки, сортамента продукции;
  • Повышается производительность труда.

С другой стороны, к недостаткам нужно отнести:

  • Необходимость специальной подготовки оператора харвестера;
  • Машина используется в комплексе с транспортным средством, поэтому необходима покупка форвардера;
  • Машина отлично работает в лесу на равнине, и на небольших уклонах, для больших углов наклона большинству машин работать опасно;
  • При промышленной заготовке не все виды машин смогут справиться с большими диаметрами деревьев. Поперечные пилы имеют максимальную длину 75 см.

Виды лесозаготовительных комбайнов

Классификация комбайнов сегодня делается в основном по назначению машины и возможностей его использования. На основании описания и устройства машин можно выделить следующие типы харвестеров:

  • легкий тип машин – предназначен для работы в лесопарковой зоне городов, основное назначение – резка сучьев и деревьев диаметром от 50 до 400 мм
  • средние машины – универсальный тип машин для валки деревьев диаметром 500 мм.
  • тяжелый лесозаготовительный комбайн – выполняет основную работу по валке промышленным способом на участках сплошных вырубок;
  • сверхтяжелые харвестеры – используются в качестве основной рабочей техники в реликтовых лесах, где нужен захват стволов в 1 метр и более.

Технические характеристики

Представить, что такое харвестер, можно изучив технические характеристики John Deere 1270D.

Что это такое — харвестер для лесозаготовки

Технический прогресс в лесозаготовке привел к тому, что появились машины и механизмы, полностью заменившие лесорубов. Что это такое – харвестер? Под этим термином подразумевается комбайн, позволивший оставить в прошлом ручную валку леса и рубку сучьев.

Как появился харвестер

Изначально основными инструментами лесорубов были пила и топор. В дальнейшем им на смену пришли бензопилы и сучкорезы. Производительность труда увеличилась, но не настолько, чтобы ее масштабы удовлетворили заготовителей. Началась разработка машин, способных заменить сразу несколько работников.

На первых порах весь процесс был разделен на два независимых технологических цикла. Валочная машина срезала и укладывала хлыст, сучкорезная – очищала ствол от ветвей. Между работами наблюдался временной промежуток, обусловленный необходимостью подать хлыст на очистку. Но вот разработчикам удалось создать комплексную уборочную технику, обладающую функцией первичной обработки.

Харвестер: что это такое и каково его устройство

Весь комплекс базируется на шасси – колесном, гусеничном либо комбинированном. Выбор между видами диктуется условиями, в которых предполагается использовать машину. Ширина колес или гусениц достаточна для того, чтобы обеспечить хорошее сцепление с грунтом и устойчивость на мягкой почве, но если работать предстоит на заболоченных участках, предпочтение отдается второму варианту.

На раме расположена комфортабельная кабина по типу тракторной, из которой оператор задает нужные операции. Управление осуществляется через программируемые контроллеры, каждый из которых отвечает за свой модуль: двигатель, раму, кабину, автоматическую коробку скоростей, манипулятор и головку. Манипулируя специальными джойстиками, оператор добивается нужного результата. Контролировать процесс помогает небольшой монитор, располагающийся перед специалистом.

Классификация харвестеров

Чем мощнее харвестер, тем толще ствол машина способна обработать. Они делятся на следующие классы:

  • легкие, весом до 600 кг и способные спиливать и очищать тонкие хлысты для прореживания;
  • средние, весом до 1000 кг – универсальные, способные как прореживать, так и заготавливать деловую древесину;
  • тяжелые, весящие более 1300 кг и используемые только для лесозаготовки;
  • сверхтяжелые, весом больше 3500 кг и нужные для спила и раскряжевки очень толстых стволов.

Приведенная классификация носит условный характер, и производители вольны использовать другое деление.

Как работает харвестер

Работу оборудования можно разбить на следующие этапы:

  • оператор харвестера с помощью стрелы манипулятора подводит головку машины к стволу дерева;
  • производится захват ствола вальцами и сучкорезными ножами, датчики определяют его толщину;
  • подается команда, и дерево спиливается;
  • харвестерная головка поворачивается, и ствол принимает горизонтальное положение;
  • ствол продвигается вальцами, и во время движения срезаются ветви и сучья;
  • датчики точно сигнализируют, когда заканчивается требуемая толщина ствола, и в этом месте дерево обрезается;
  • напиленные элементы раскладываются по пачкам партиями либо все сразу.

Последний этап сортировки иногда доверяют автоматике, закладывая программу по раскряжевке, но чаще всего этот процесс осуществляется в ручном режиме.

Кто управляет харвестером

Основные параметры закладываются в компьютер машины перед началом работы. Вносится информация о породе дерева, о том, какие диаметры сортиментов требуются. Длину элементов, исходя из внесенных данных, харвестер определяет автоматически, но конечное решение остается за специалистом за пультом.

Выполнять такую работу способны только высококвалифицированные специалисты, которым помогает трудоустраиваться Союз операторов харвестера. При кажущейся простоте манипулирования джойстиками здесь требуется высокая координация действий. Поэтому перед началом трудовой деятельности обязательно надо завершить специальное обучение на курсах, где не только расскажут о том, что это такое – харвестер, но и научат основам работы на машине.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector