Что такое система мониторинга
Содержание
- 1 Что такое система мониторинга
- 1.1 Мониторинг, классификация систем мониторинга
- 1.2 GPS vs ГЛОНАСС-мониторинг: в чем разница и что выбрать
- 1.3 Что такое системы мониторинга GPS и ГЛОНАСС
- 1.4 Разработка системы мониторинга
- 1.5 Мониторинг опасных объектов
- 1.6 Системы мониторинга
- 1.7 Наши услуги
- 1.8 Внедрение систем мониторинга производится на следующие объекты:
- 1.9 Что такое система мониторинга и контроля?
Мониторинг, классификация систем мониторинга
Термин «monitoring» (англ. – слежение, наблюдение) был впервые введен на Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды в 1972 г. и получил международное распространение и призвание [63, 64].
Мониторинг окружающей среды – это система регулярного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды обитания. Он представляет собой комплекс мероприятий по определению состояния окружающей среды и отслеживанию динамики изменений в ее состоянии [63, 64]. Основные задачи мониторинга можно определить следующим образом (рис. 20) [63, 64]:
− систематические наблюдения за состоянием среды и источниками, воздействующими на окружающую среду;
− оценка фактического состояния природной среды;
Рис. 20. Схема системы мониторинга
Системы мониторинга традиционно разбивают на подсистемы по компонентам окружающей среды и территориальному охвату. Комплексный мониторинг провод повсеместно в целях объединения ряда программ различных типов мониторинга для всесторонней оценки некоторых проблем загрязнения окружающей среды [63, 64]:
— глобальных, воздействующих на большую часть земной поверхности; примером может служить эффект выделения углекислого газа и хлорфторуглеродов;
— региональных, воздействующих на соседние группы стран, например, трансграничный перенос загрязняющих веществ по воздуху и рекам, загрязнение морей, вырождение тропических лесов;
— локальных, относящихся к сравнительно небольшой территории, хотя, возможно, встречающихся во многих местах; в качестве примера можно привести загрязнение воздуха в городских условиях и питьевой воды, исчезновение почвенного слоя.
— базовых (фоновых), относящихся к природным явлениям, происходящих без наложения на них региональных антропогенных явлений.
В соответствии с этим система мониторинга может охватывать как локальные районы, так и земной шар в целом (глобальный или фоновый мониторинг). Основной особенностью глобального мониторинга является возможность на основании его данных оценить состояния биосферы в глобальном масштабе [63, 64].
Национальным мониторингом обычно называют систему мониторинга в рамках одного государства; такая система отличается от глобального мониторинга не только масштабами, но и тем, что основной задачей национального мониторинга является получение информации и оценка состояния окружающей среды в национальных интересах. Так, повышение уровня загрязнения атмосферы в отдельных городах или промышленных районах может и не иметь существенного значения для оценки состояния биосферы в глобальном масштабе, но представляется важным для принятия мер в данном районе на национальном уровне. Системы мониторинга, используемые в интересах нескольких государств, называют многонациональным или международным мониторингом. Часто такие системы используются при рассмотрении вопросов переноса загрязнений между государствами [63, 64].
Импактный, или локальный мониторинг осуществляется в районах высокого уровня антропогенного воздействия в локальном масштабе [2, 66].
Системы мониторинга также могут быть классифицированы по объектам наблюдения и по методам ведения наблюдений. Основные из существующих видов и характеристика систем мониторинга представлены в таблице [63, 64].
GPS vs ГЛОНАСС-мониторинг: в чем разница и что выбрать
Первоначально системы спутникового слежения, как в США, так и в СССР, разрабатывались под нужды военных для определения точных координат потенциальных целей поражения. Однако системы оказались весьма востребованными и в мирной жизни. В последние годы они распространились настолько, что почти каждый частный владелец автомобиля обзавелся навигатором или использует систему слежения, установленную в смартфоне. А для компаний, занимающихся перевозкой пассажиров, с 2012 года установка систем мониторинга является обязательной.
Что такое системы мониторинга GPS и ГЛОНАСС
Спутниковые системы мониторинга ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США) используются, в первую очередь, для определения местоположения подвижных объектов — автомобилей, поездов, самолетов. Основная функция любой системы — это непосредственно мониторинг, включающий определение координат, направление, скорость движения, расход топлива и т.д. Эта функция помогает водителю ориентироваться при движении в незнакомых ему районах, и при этом дает возможность логистическим компаниям контролировать допускаемые им нарушения — отклонения от маршрута, нецелевое использование транспортного средства, слив топлива, несоблюдение режима труда и отдыха. В некоторых системах предусмотрены такие опции, как включение зажигания только через СМС-сообщения, аудиоконтроль салона автомобиля, отключение зажигания при выезде из рабочей зоны. С помощью системы диспетчер может оперативно связываться с водителем во время движения. Для этого применяется система текстовых сообщений с обратной связью или голосовая связь с объектом.
Функция контроля используется также для учета передвижений транспорта, учета доставки грузов в определенные точки. Система дает возможность получать отчеты по стоянкам и движению, по пробегу, по расходу топлива, посещению зон, скорости, разгрузкам, пассажиропотоку и т.д. Отслеживаются практически все аспекты работы автомобиля и водителя.
Еще одна важная функция — обеспечение безопасности. Определение местоположения транспорта дает возможность быстро обнаружить угнанную машину. ГЛОНАСС/GPS-маячки системы обычно расположены в труднодоступных местах, так что угонщики в большинстве случаев не успевают обнаружить их и отключить. В случае аварии система сама подаст в службы спасения сигнал бедствия.
Как это работает? Принцип работы любой системы — ГЛОНАСС или GPS — основан на отслеживании и анализе временных и пространственных координат объекта. Установленный в нем трекер получает сигнал от спутников и сервисов глобальной беспроводной сети. Для получения такого сигнала автомобиль должен быть оснащен специальными модулями, автоматически вычисляющими координаты объекта, исходя из расположения спутников и вышек сотовой связи, находящихся от него на минимальном расстоянии. Все телеметрические данные или события, например авария, накапливаются в памяти трекера и через определенные временные интервалы передаются на сервер, оборудованный соответствующим ПО, или в виде СМС-сообщений на мобильное устройство.
Кроме ГЛОНАСС/GPS-трекера со встроенными GPS/GSM-модулями, оборудование систем спутниковой навигации в машине включает в себя микроконтроллер и память. Также в систему входит несколько датчиков (в зависимости от выбранных функций), GSM/GPS-антенны и программное обеспечение, позволяющее принимать отчеты через интернет.
Сфера применения систем спутникового мониторинга весьма широка. Кроме военной, она охватывает, в первую очередь, транспортную отрасль, включая пассажирские перевозки, грузоперевозки и логистику. Целесообразно использовать слежение и в горнодобывающей промышленности, при строительстве дорог, в работе служб безопасности и быстрого реагирования. В последние годы область применения расширяется — системы персонального спутникового мониторинга применяют для отслеживания перемещений людей, например, детей или стариков, и даже домашних животных.
Отличия GPS от ГЛОНАСС
И GPS, и ГЛОНАСС создавались для военных целей, но в США на 7 лет раньше по сравнению с ГЛОНАСС был снят запрет на ограничение точности для гражданских устройств. После снятия этого запрета система начала стремительно развиваться. В остальном принципы построения систем глобального позиционирования весьма схожи — на околоземную орбиту запускается определенное количество спутников, которые и передают сигнал принимающим устройствам для определения координат объектов. Достаточным количеством спутников считается 24 единицы.
Численность группировки космических аппаратов у ГЛОНАСС — 27 единиц, 24 основных и 3 резервных. При этом для покрытия территории России достаточно всего 18 спутников. По мнению аналитиков, увеличение количества спутников в ближайшие годы нецелесообразно [1] .
Космическая сеть GPS на сегодняшний день состоит из 32 спутников, 24 из которых основные, а 6 резервные. В будущем GPS планирует увеличить свою группировку до 48 спутников.
Расположение спутников в системах полностью отличается. Спутники GPS располагаются в шести плоскостях по четыре штуки в каждой на высоте 20 180 км с наклонением 55°. Спутники вращаются синхронно вращению Земли, для точного позиционирования поэтому требуется помощь корректирующих станций. На земле находится главная контрольная станция и 10 станций слежения. Три станции передают спутникам корректировочную информацию, а они распределяют ее на всю сеть.
Спутники ГЛОНАСС занимают три плоскости по 8 аппаратов на меньшей высоте — 19 140 км и с наклонением 64,8°. Спутники движутся асинхронно по отношению к Земле, это дает им более стабильное положение и облегчает управление. Наземный сегмент состоит из 14 станций, расположенных в России, и по одной в Антарктиде и Бразилии.
Частота сигнала. По сути, и ГЛОНАСС, и GPS передают обычные радиосигналы на определенных частотах. Спутники постоянно излучают навигационные сигналы двух типов:
- навигационный сигнал стандартной точности (СТ) в диапазоне L1 — 1,6 ГГц для ГЛОНАСС и 1,575 ГГц для GPS.
- навигационный сигнал высокой точности (ВТ) в диапазоне L1 и L2 — 1,2 ГГц (ГЛОНАСС) и 1,227 ГГц (GPS) [2] .
Получается, что хотя сигналы в обеих системах и разнесены по частоте, они передаются в очень близких диапазонах. Но зато методы кодирования сигналов используются совершенно разные. В ГЛОНАСС применяется более защищенный и более ресурсоемкий принцип «выделенной линии» FDMA. В GPS — устойчивый, менее защищенный и более экономичный кодированный множественный доступ CDMA.
Точность позиционирования. На сегодня погрешность в определении координат несколько ниже у системы GPS — от 2 до 4 метров. На территории США, Канады, Китая, Японии и стран благодаря работе станций, осуществляющих поправки дифференциального режима, погрешность снижается до 1–2 метров. Как ожидается, спутники последнего поколения GPS будут давать погрешность примерно в 0,6–0,9 м [3] .
У ГЛОНАСС погрешность позиционирования составляет 3–6 метров, но теоретически, система имеет возможность снижения этого показателя до 10 см [4] . Как обещают разработчики, этот параметр будет достигнут в 2020-х годах.
Доступность сигнала. ГЛОНАСС покрывает 100% территории РФ и примерно 70% территории всего земного шара [5] . GPS работает в любом месте Земли, исключая приполярные области.
По сути, обе системы могут быть взаимодополняемыми. Оптимальное решение — это именно спутниковый ГЛОНАСС/GPS-мониторинг транспорта. Недостатки систем взаимно нивелируются, и устройство выдает максимально точный и качественный результат. Большинство современных устройств оборудовано такими комплексными системами спутникового слежения.
Преимущества внедрения систем спутниковой навигации
Внедрение систем спутникового контроля существенно облегчает процесс управления предприятием, использующим в своей работе автотранспорт.
Во-первых, она дает возможность постоянного контроля. За пару кликов мышкой можно точно выяснить, где сейчас находится определенный водитель, почему произошла задержка рейса, соблюдается ли температурный режим при перевозке сложных грузов. Тайные отклонения от маршрута теперь попросту невозможны, и это может существенно повысить производительность труда.
Во-вторых, система позволяет снизить затраты. На основе статистических данных, полученных после анализа расстояния до объектов, скоростного режима и расхода топлива можно разрабатывать оптимальные маршруты передвижения, а значит, экономить топливо и время, снижать затраты на ремонт автотранспорта за счет его меньшей изношенности. Уменьшается количество простоев и объем холостого пробега и примерно на 20–30% увеличиваются обороты рейсов — потребность в расширении автопарка снижается.
Кроме того, система спутникового контроля топлива не позволит недобросовестным работникам сливать бензин и продавать его на сторону. Любой неустановленный расход будет зафиксирован системой слежения, а информация о нем передана собственнику. С помощью системы можно снизить и расходы на связь с водителем, поскольку в функционал уже заложена такая опция.
Стоимость сервиса GPS и ГЛОНАСС-мониторинга
Цена систем спутникового мониторинга складывается из нескольких составляющих — страны-производителя трекера, используемых систем навигации, качества комплектующих и наличия дополнительных функций.
Самыми дешевыми являются изделия китайского производства, цена здесь начинается чуть ли ни от одной тысячи рублей. Но при этом набор дополнительных функции у таких систем минимален, а срок службы и условия обслуживания далеки от приемлемых.
Европейские устройства более дорогие, от 5 000 рублей, но за эти деньги покупатель получает надежный и качественный прибор с большим количеством дополнительных опций и современным программным обеспечением. Единственная проблема в том, что иногда такое оборудование не адаптировано для российских условий.
Серьезную конкуренцию зарубежным производителям в последнее время составляют отечественные разработчики. По качеству и функциональности российские приборы практически не уступают импортным, а по цене гораздо выгоднее их, при этом они отлично работают в российских условиях. Цена на такие устройства начинается примерно от 2500 рублей.
Стоимость обслуживания системы определяется в основном тарифным планом и объемом возможностей. Дороже всего в обслуживании американские и европейские системы, при этом за доступ к истории перемещений приходится платить дополнительно.
Отечественные поставщики оказывают услуги по обслуживанию на более выгодных условиях — в среднем от 400 рублей в месяц. Кроме того, необходимо однократно заплатить за монтаж и подключение системы. Цена в этом случае зависит от набора подключаемых опций. В среднем стоимость подключения одного датчика составляет 1000–1500 рублей [7] .
Итак, установка системы спутникового мониторинга — это вполне реальная возможность обеспечения контроля над работой сотрудников компании и защиты автомобиля от угона. Окупается она достаточно быстро, к тому же на рынке можно найти устройства по вполне приемлемым ценам. Главное — правильно выбрать компанию, которая будет заниматься установкой и последующим сервисом.
Как можно установить систему слежения за автомобилем на базе ГЛОНАСС и GPS-мониторинга?
Рассказывает Широков Денис Юрьевич, генеральный директор компании «Спутник-2М», специализирующейся на системах спутниковой навигации:
«Сегодня на российском рынке присутствует огромное количество фирм, занимающихся системами спутниковой навигации. Но как специалист я бы порекомендовал обращаться в те компании, которые не просто продают системы, но и одновременно устанавливают и обслуживают их. Это залог того, что купленное оборудование будет действительно соответствовать заявленному уровню. Работа с нашей компанией начинается с того, что мы консультируем клиента и помогаем ему выбрать наиболее удобный способ слежения и оптимально подходящее оборудование. При необходимости проводится бесплатный инструктаж по работе с интерфейсом программы. После этого наши специалисты установят явные или скрытые бортовые модули на автомобилях клиента, вид транспорта при этом не имеет значения. В результате заказчик получает систему слежения под ключ, не тратя времени и средств на ее выбор в одном месте и монтаж в другом.
Что касается предлагаемого нами оборудования — то это популярные и недорогие системы от отечественных и зарубежных разработчиков по вполне демократичным ценам. Самый дорогой модуль обойдется примерно в 11 400 рублей. Кроме модулей у нас большой ассортимент датчиков, устройств для прослушивания салона и прочих элементов, расширяющих функционал трекера.
Абонентская плата составляет всего 400 рублей, в эту сумму входит круглосуточный доступ к серверу спутникового мониторинга, сервисная и гарантийная поддержка, обслуживание SIM-карты, архивирование информации, консультации по скайпу и электронной почте и многое другое».
P.S. Компания ООО «Спутник-2М» предлагает свои услуги на рынке телематических услуг с 2012 года.
Система спутникового мониторинга — доступная и простая возможность решения задач транспортной логистики.
Подключение дополнительных датчиков — способ контролировать:
Стоимость установки спутниковой системы может зависеть от типа устанавливаемого оборудования, марки автомобилей, варианта установки, а также количества автомобилей в автопарке.
С помощью настраиваемых отчетов системы контроля транспорта можно не только контролировать перемещения транспорта, но и оптимизировать маршруты поездок.
Опытные специалисты могут установить и настроить систему спутникового мониторинга на любой автомобиль в кратчайшие сроки.
Современные компании, специализирующиеся на системах мониторинга транспорта, предлагают полный спектр услуг:
- продажа оборудования для мониторинга;
- установка и настройка системы;
- техническое обслуживание систем мониторинга;
- диспетчерская поддержка.
Как выбрать компанию?
- 1 http://nsn.fm/hots/chislo-sputnikov-glonass-uvelichat-vdvoe-analitiki-ne-uvideli-v-etom-smysla.php
- 2 https://allcamers.ru/stati/33-kak-stat-nevidimkoj-dlya-glonass.html
- 3 https://aboutspacejornal.net/космические-аппараты/искусственный-спутник-земли/спутник-связи/спутники-gps/
- 4 http://mssglonass.ru/articles/chem-otlichaetsya-glonass-ot-gps/
- 5 http://planet-today.ru/novosti/tekhnologii/item/71635-v-chem-otlichie-glonass-ot-gps
- 6 https://www.aviapanorama.ru/2018/05/navitglonass-forum/
- 7 http://www.control-transporta.ru/tseny/stoimost-uslug
Трекеры для мониторинга объектов на основе систем глобального позиционирования используются по большей части для контроля за транспортными средствами. Однако все чаще их стали применять для наблюдения за домашними животными и престарелыми людьми, отлучающимися из дома без сопровождения.
Разработка системы мониторинга
Мониторинг – это наблюдение за изменением во времени состояния объектов под влиянием факторов окружающей среды и человеческой деятельности, анализ полученных данных и осуществление на основе них полезного прогнозирования. Его целью является своевременное обнаружение дефектов и негативных процессов, предотвращение возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций, минимизация ущерба от катастроф.
Эта цель может быть достигнута посредством организации и осуществления непрерывного наблюдения за объектами, подверженными рискам техногенных и природных разрушительных воздействий. Для получения полной и объективной информации о контролируемом объекте мониторинг должен быть комплексным и комбинированным, строиться на принципе системного подхода. Выполнению таких задач служит проектирование, создание и внедрение системы мониторинга с тщательной проработкой каждого из этапов получения контрольных сведений для обеспечения их точности и качества.
Мониторинг опасных объектов
Мониторинг техногенных систем необходим для предотвращения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий. Он заключается в надзоре за состоянием объектов, чья деятельность или эксплуатация содержит в себе потенциальную опасность.
Высокоточный мониторинг особо важных объектов позволяет собирать информацию об опасных процессах и явлениях, контролировать их формирование и развитие, дает возможность влиять на них, предупреждая или устраняя действие деструктивных факторов.
Он осуществляется путем постоянного наблюдения, оценки состояния объектов и природной среды, а также прогнозирования. Эти функции выполняет система мониторинга гидротехнических сооружений, атомных станций, магистральных трубопроводов и других опасных объектов.
Мониторинг объектов размещения отходов применяется для постоянного контроля состава подземных и поверхностных грунтовых вод, почвы и атмосферного воздуха при воздействии производств на окружающую среду.
Показатели должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам. Для этого делаются химические, микробиологические, радиологические пробы. Таким образом, мониторинг состояния объектов размещения отходов позволяет обеспечивать их безопасное функционирование.
Системы мониторинга
Система мониторинга предприятия служит для оперативной диагностики и своевременного обнаружения любых негативных тенденций. Отслеживаемые параметры должны отражать актуальную ситуацию и прогнозировать динамику. Информация должна обрабатываться и анализироваться для получения выводов и заключений. Внедрение системы мониторинга производственных объектов требует надежных систем контроля и управления технологическими процессами.
Этим задачам отвечают современные приборно-компьютерные решения для мониторинга, разрабатываемые, внедряемые и обслуживаемые компанией СМИС Эксперт с использованием профессиональных научно-технических знаний и многостороннего опыта.
Системы промышленного мониторинга включают в себя различные датчики (противоаварийные, сигнализационные, газоанализаторы, измерители вибраций, сейсмической активности и т.д.). Они могут устанавливаться на опасных производствах, где ведутся работы со взрыво- и пожароопасными, ядовитыми и химическими веществами.
Это необходимо, так как угрожающие предаварийные состояния должны быть отслежены и обнаружены своевременно, пока не привели к техногенному бедствию. Непрерывный мониторинг промышленных объектов обеспечивает их надлежащую безопасность и позволяет заблаговременно заметить возникшие дефекты или негативные процессы и остановить их развитие.
Мониторинг опасных производственных объектов позволяет предупреждать чрезвычайные ситуации и избежать вреда для рабочего персонала и гражданского населения, проживающего вблизи них. Кроме того, он служит целям анализа и прогнозирования степени опасности в случае развития негативных сценариев и наступления критических ситуаций и аварий, определения зоны поражения, возможных последствий. Такая информация помогает планировать действия спасательных служб и делать эффективной ликвидацию нанесенного ущерба.
Наши услуги
Российские системы мониторинга проектируются на основе инновационных технологий и с использованием продуманного комплексного подхода, благодаря чему они являются эффективным инструментом для избежания любых форс-мажорных и критических ситуаций при строительстве и эксплуатации гражданских и промышленных объектов, включая опасные и особорежимные.
Комплексные системы мониторинга объединяют в себе интегрированный научный подход, самые современные технологические знания и позволяют осуществлять постоянный доскональный контроль деформаций и обеспечивать надежную безопасность наблюдаемых объектов (зданий, сооружений, инженерных систем, трубопроводов).
Система мониторинга и прогнозирования при ее внедрении и использовании обеспечивает экономию финансовых средств на ремонтные работы объектов и гарантирует их безопасную эксплуатацию, эффективное управление, а также полную подотчетность благодаря постоянному контролю.
Компанией СМИС Эксперт осуществляется разработка систем мониторинга – современных программно-аппаратных комплексов для автоматического сбора, обработки и хранения данных с удаленных объектов наблюдения. Проводим научное обоснование установки датчиков по проекту и устанавливаем сами системы мониторинга строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений.
Мониторинговые системы состоят из сети датчиков, собирающих и передающих информацию о состоянии наблюдаемых объектов по многим параметрам, а также пультов диспетчеризации и управления на автоматической основе с компьютерным обеспечением. Они опрашивают сеть датчиков в соответствии с заданным алгоритмом. Подробные и детализированные данные об изменчивости контролируемых показателей собираются на центральный сервер, обрабатываются с использованием статистических программных методов и оформляются в виде наглядного схематичного результата. На основании него специалистами делаются выводы о необходимости применения мер по восстановлению объектов контроля.
Предлагаемые компанией СМИС Эксперт новые системы мониторинга – это экспертные решения в области профессионального геодезического мониторинга. У нас работают лучшие технические и программные специалисты-разработчики, владеющие самыми современными знаниями и навыками и использующие новейшие достижения и открытия в своей области.
Проектирование системы мониторинга профессиональными специалистами, имеющими большой опыт таких разработок, с использованием новейших современных научно-технических знаний является гарантией ее надежности, эффективности, высокого качества функционирования и оперативности реагирования на любые нештатные ситуации.
Внедрение систем мониторинга производится на следующие объекты:
- инженерные системы внутренней инфраструктуры (теплосети, вентиляция, водопроводы и канализации, электричество, газовые коммуникации, лифтовое оборудование, видеонаблюдение, сети пожарной безопасности, охранная сигнализация);
- обычные здания и сооружения административно-бытового, гражданского и промышленного назначения;
- объекты повышенной опасности: атомные станции, гидротехнические сооружения, электростанции, космические, авиационные, железнодорожные, портовые объекты, метрополитен, производства ядовитых, токсичных, горючих и взрывчатые веществ, горнодобывающие предприятия и др.
Использование систем мониторинга, разрабатываемых компанией СМИС Эксперт, обеспечивает полноту отслеживания, эффективность анализа, надежность хранения и точность прогнозирования в отношении изменений, происходящих с контролируемыми объектами. Это позволяет предвидеть и предупреждать аварии, уменьшать потери при катастрофах, обеспечивать своевременную эвакуацию людей, снижать финансово-экономический ущерб.
Что такое система мониторинга и контроля?
Елена Филипова, руководитель корпоративного Проектного офиса «Адванта Консалтинг», сертифицированный специалист Project Managment Institute, квалификация Project Managment Professional (PMP), автор книги «С чего начать внедрение проектного управления? Готовая методология контроля проектов организации»
Известно, как не любят всевозможных проверяющих. Для многих контролер – это кто-то в форме, указывающий на ошибки и выписывающий штраф, но никак не делающий жизнь лучше и удобнее. С другой стороны, даже на бытовом уровне понятно, что без должного внимания невозможно обеспечить не только соблюдение правил, но и корректное информирование руководства о текущей ситуации. Соответственно, без правильной информации нельзя своевременно корректировать методы производства и улучшать их. Именно поэтому без контроля невозможно и управление само по себе. Идеальна ситуация, когда мониторинг производится легко и ненавязчиво без вмешательства в работу людей. Но при этом его достаточно, чтобы обеспечить лиц, принимающих решения, качественной и своевременной информацией о статусе производства и создать основу для принятия нужных решений. Баланс между этими категориями найти весьма сложно, но возможно, если применять системный подход к контролю управления проектами.
Фундаментальные уровни контроля КСУП
Основной вопрос о контроле управления проектами возникает тогда, когда его слишком мало или слишком много. И в том, и в другом случае управление страдает. Если контроля непомерно мало, то успешность результатов слишком нестабильна: каждый проект управляется по-своему, участники проектов в разных командах подчиняются своим собственным правилам, руководству поставляется в разное время разнородная информация, возникают неожиданности и провалы. Если же контроля чересчур много, то движение проектов становится слишком костным: менеджеры проектов не могут быть гибкими, возникает очень много требований к отчетности, руководство завалено избыточной информацией, и несмотря на это нет возможности принимать качественные решения.
При становлении КСУП особенно высок риск достаточно быстрого перехода от первой ситуации ко второй. Я бы сказала, что это самый скорый шаг к уничтожению системы управления проектами. При длительной обкатке КСУП, наблюдении и анализе применяемых инструментов, правильной подготовке персонала можно построить действительно качественную систему контроля. Тогда под присмотром будет то, что на самом деле необходимо выполнять, при этом появится возможность оперативно обрабатывать и своевременно использовать данные.
Подчеркну, что для этого необходимо длительное время, по крайней мере, пара лет. Если же попытаться быстро начать контролировать то, что сотрудники еще не умеют делать, а руководство еще не научилось оценивать и корректно реагировать, тогда вместо пользы можно получить только сизифов труд и головную боль. Но можно ли при низком уровне зрелости проектного управления все-таки создать реально качественную систему контроля? Да, задачей КСУП и является построение такой системы. Важно помнить, что применяемые методы мониторинга и контроля должны соответствовать вашему уровню зрелости, то есть готовности людей, инфраструктуры и методологии.
Удивительно, что не смотря на степень зрелости, возможности инфраструктуры и особенности бизнеса основа такой системы всегда опирается на фундаментальные элементы КСУП. Такими постоянными уровнями контроля являются:
- Проект. На этом уровне производятся результаты (продукты и сервисы), поэтому важно контролировать их получение и своевременно реагировать на данные об успехах и проблемах.
- Программа. Программы проектов создаются, чтобы использовать совокупность результатов для получения выгод и окупаемости инвестиций. Контроль этого уровня позволяет удерживать в фокусе внимания использование результатов, повышать применимость продуктов и сервисов, усиливать эффекты.
- Портфель. Управление портфелем сосредоточено на достижении стратегических целей компании. Контроль важен для повышения капитализации и достижения необходимой ценности бизнеса.
Вот как описывает связь этих элементов PMBoK:
Система мониторинга должна охватывать все три уровня, чтобы можно было связать выполнение конкретного проекта и достижение целей организации. Все данные контроля, необходимые на верхнем уровне, должны декомпозироваться и спускаться до уровня исполнения, а все измерения нижнего уровня должны иметь четкие пути эскалации и понимание возможностей анализа и агрегации на верхние уровни. Только тогда на основании такой системы возникает возможность целостного сквозного управления. Под контролем выполнения проекта и получения его результата нужно иметь ввиду достижение стратегических целей. И наоборот, ставя перед собой стратегическую задачу и отслеживая ее реализацию, вы вынуждены контролировать окупаемость ваших инвестиций, достижение новых выгод и прибыли, а, значит, появление новых продуктов и сервисов.
Подбор инструментов для мониторинга и контроля необходим на каждом уровне. Надо понимать, что с ростом зрелости система будет неизбежно видоизменяться. Будут применяться более профессиональные инструменты, совершенствоваться процессы, выстраиваться более качественное реагирование на данные измерений, могут даже определиться новые органы для осуществления мониторинга и контроля. Но на этапе старта КСУП система еще не может использовать все свои возможности, поэтому важно сосредоточиться на минимально возможном наборе инструментов контроля, который максимально поддерживает все имеющиеся процессы.
При выборе таких инструментов стоит придерживаться некоторых принципов:
- Контролировать только то, что формально утверждено. Это означает, что прежде, чем требовать от сотрудников выполнения какого-то стандарта, необходимо его утвердить, сделать законом. Уже во время прописывания таких правил отрабатывается множество деталей, разрешаются вопросы, определяется ответственность. Кроме того, все понимают, что и как будет контролироваться, появляется прозрачность управления.
- Люди должны быть готовы к соблюдению правил. Имеется ввиду, что нельзя контролировать то, что люди не могут или не умеют делать. Чтобы контролировать выполнение, необходимо быть уверенным в том, что исполнители понимают способы производства, знакомы с инструментами и имеют необходимые навыки. Если это необходимо, то контролю должно предшествовать обучение.
- Контроль не должен быть ради контроля. Данные мониторинга необходимо уметь обрабатывать и доставлять на уровень, который уполномочен принимать решения. Если по результатам контроля никто никаких решений не принимает, то такая деятельность бесполезна и даже вредит организации, отнимая время.
- Строгость контроля обратно пропорциональна времени использования правил. То есть чем дольше сотрудники применяют то или иное правило, тем более строго необходимо требовать его выполнение. И наоборот: чем меньше используется правило, тем менее строго нужно его оценивать.
Во второй части публикации мы дадим рекомендации, как подготовить стартовый набор инструментов, который бы запускал корректные процессы контроля в организации. И заострим внимание на том, что подлежит контролю на каждом уровне управления.