362 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принцип работы КПП УАЗ буханка

Блог про Уаз

На грузопассажирские автомобили вагонной компоновки семейства УАЗ-452 устанавливалась механическая четырехступенчатая полусинхронизированная коробка передач. Коробка передач имела четыре передачи для движения вперед и одну для движения назад, и была снабжена синхронизаторами инерционного типа для облегчения включения третьей и четвертой передачи.

Основные технические данные четырехступенчатой коробки передач УАЗ-452.

— Межцентровое расстояние в мм : 80,5
— Максимальный крутящий момент на первичном валу в кгсм : 17
— Количество пар шестерен постоянного зацепления : 3
— Модуль косозубых шестерен : 3
— Модуль прямозубых шестерен : 3,5
— Передаточные числа :
первая передача — 4,12
вторая передача — 2,64
третья передача — 1,58
четвертая передача — 1,00
задний ход — 5,23
— Шлицы первичного вала коробки :
количество щлиц — 10
наружный диаметр в мм — 35-0.075, 35-0.160
внутренний диаметр в мм — 26,5-0.52
ширина шлица в мм — 5,385-0.05
— Масса коробки передач в кг : 34
— Заправочная емкость картера в л : 1,0

Четырехступенчатая коробка передач УАЗ-452, устройство и работа.

Четырехступенчатая коробка передач автомобилей семейства УАЗ-452 имеет три вала : первичный, вторичный и промежуточный. Все механизмы вмонтированы в чугунный картер, служащий одновременно и масляной ванной. Передним фланцем коробка передач крепится к картеру сцепления. К заднему фланцу картера коробки передач крепится раздаточная коробка. Боковой фланец и люк служат для установки механизма переключения передач.

Первичный вал коробки передач установлен на двух шарикоподшипниках. Задний подшипник в картере коробки передач закреплен упорным кольцом и крышкой, а на валу гайкой с левой резьбой. Передний подшипник размещен в торце коленчатого вала. В передней части вала нарезаны шлицы для установки ведомого диска сцепления.

Задняя часть вала имеет зубчатый венец для привода промежуточного вала, венец для включения четвертой передачи и конус синхронизатора. Внутри вала сделана полость, где размещается передняя опора вторичного вала.

Вторичный вал также имеет две опоры. Передняя опора состоит из четырнадцати роликов, расположенных в первичном валу и застопоренных проволочным пружинным кольцом. Задней опорой является двухрядный радиально-упорный подшипник, установленный в задней стенке картера.

Первую и вторую передачи включают шестерней перемещающейся по шлицам ведомого вала, третью и четвертую передачи — перемещением муфты синхронизатора, а задний ход — блоком шестерен заднего хода. Шестерни привода промежуточного вала и шестерни второй и третьей передач — косозубые, остальные — с прямым зубом.

Синхронизаторы четырехступенчатой коробки передач УАЗ-452.

Четырехступенчатая коробка передач УАЗ-452 снабжена синхронизаторами, предназначенными для бесшумного и безударного включения третьей и четвертой передач после выравнивания (синхронизации) скоростей вращения включаемой шестерни и ведомого вала. Работает синхронизатор следующим образом.

При нейтральном положении синхронизатора между конусами шестерен и блокирующих колец имеется зазор. Муфта синхронизатора находится в среднем положении, и шарики сухарей прижимаются к средней канавке муфты. При включении передач вилка включения, которой управляет водитель, начинает передвигать муфту в сторону включаемой передачи. Одновременно с муфтой передвигаются шарики, увлекая за собой сухари, которые, в свою очередь, упираются в блокирующие кольца.

Конус блокирующего кольца надвигается на конус шестерни и под действием сил трения блокирующее кольцо поворачивается на тот угол, который обусловлен зазором кольца с сухарями. При дальнейшем движении муфты шарики утапливаются в отверстиях сухарей, так как силы пружин становится недостаточно. Муфта передвигается до упора в зубья блокирующего кольца. Когда угловые скорости муфты и шестерни уравняются и силы, прикладываемой к муфте, будет достаточно для поворота блокирующего кольца, включится требуемая передача.

При взаимном перемещении деталей на 14 мм перекосы в шлицах, замеренные в точках Т1 и Т2, не должны превышать 0,35 мм, как показано на схеме ниже.

Блок шестерен заднего хода четырехступенчатой коробки передач УАЗ-452.

Задний ход в коробке передач осуществляется с помощью блока промежуточных шестерен, который при включении передачи соединяется с шестернями первой передачи вторичного и промежуточного валов.

Блок шестерен заднего хода имеет бронзовую втулку, развальцованную для закрепления по торцам и вращается на оси, вставленной в корпус коробки передач. От смещения ось предохраняется стопорным штифтом с резьбой.

Уход за четырехступенчатой коробкой передач УАЗ-452.

Уход за коробкой передач и механизмами привода и переключения передач заключается в своевременной смазке, проверке соединений и состояния деталей.

Трансмиссионное масло заливают в коробку через боковую пробку, находящуюся с правой стороны. Уровень масла должен быть у нижнего края отверстия. В процессе эксплуатации уровень масла в коробке передач может колебаться, но не должен понижаться более чем на 10 мм от края отверстия.

По мере необходимости следует смазывать несколькими каплями жидкого масла ось рычага переключения передач в кабине через зазоры соединения. Особое внимание следует уделять креплению деталей механизмов привода и переключения передач, так как эти детали работают при больших переменных нагрузках и при плохом закреплении могут быстро выходить из строя.

К наиболее ответственным точкам относятся гайки крепления рычагов на крышке коробки передач — их затяжка должна быть такой, чтобы раскачивание рычагов на шлицах не имело места, болты крепления кронштейна промежуточных рычагов — ослабление этих болтов приводит к поломке кронштейна, болты крепления механизма переключения в кабине — ослабление приводит к поломке кронштейна, ось и контргайка рычага переключения передач.

Читать еще:  КАМАЗ на метане принцип работы двигателя

Автолюбители

все полезное находится здесь

Устройство коробки передач УАЗ

Коробка передач
Четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на III и IV передачах

1 — муфта выключения сцепления;
2, 6 — первичный и вторичный валы;
3 — стопорное кольцо или гайка;
4, 10 — передний и задний подшипники вторичного вала;
5 — муфта синхронизатора;
7, 8, 9 — шестерни III, II и I передач;
11 — стопорное кольцо;
12 — болт крепления заднего подшипника промежуточного вала;
13 — подшипник блока шестерен заднего хода;
14 — ось блока шестерен заднего хода;
15 — блок шестерен заднего хода;
16 — распорная втулка;
17, 18 — шестерни II и III передач промежуточного вала;
19 — пробка сливного отверстия;
20 — картер;
21 — шестерня привода промежуточного вала;
22 — подшипник промежуточного вала;
23 — гайка;
24 — промежуточный вал;
25 — заглушка;
26 — крышка переднего подшипника первичного вала.

Четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на всех передачах переднего
хода

1, 16, 23 — первичный, вторичный и промежуточные валы;
2 — крышка переднего подшипника;
3 — специальная гайка или стопорное кольцо;
5 — прокладка;
6 — подшипник первичного вала;
7 — передний подшипник вторичного вала;
8 — картер;
9 — муфта синхронизатора III и IV передач;
10, 11 — шестерни III и II передач;
12 — муфта синхронизатора I и II передач;
13 — шестерня I передачи;
14 — стопорные пластины;
15 — подшипник;
17 — стопорное кольцо;
18 — шайба;
19 — распорное кольцо;
20 — подшипник промежуточного вала;
21 — специальный болт;
22 — специальная шайба;
24 — ось шестерни заднего хода;
25 — промежуточная шестерня заднего хода;
26 — пробка сливного отверстия;
27 — блок шестерен привода промежуточного вала и III передачи;
28 — стопорное кольцо;
29 — заглушка;
30 — роликовый подшипник.

Пятиступенчатая коробка передач

1 — первичный вал;
2 — крышка подшипника;
3 — манжета первичного вала;
4 — стопорное кольцо;
5 — шариковый подшипник первичного вала;
6 — роликовый подшипник вторичного вала;
7 — шлицевой венец первичного вала;
8 — блокирующее кольцо;
9 — муфта синхронизатора III—IV передач;
10 — ступица муфты;
11 — шпонка;
12 — шлицевой венец шестерни III передачи;
13 — шестерня третьей передачи;
14 — втулка шестерни;
15 — шестерня II передачи;
16 — картер;
17 — втулка шестерни II передачи;
18 — шлицевой венец шестерни II передачи;
19 — муфта синхронизатора II—I передач;
20 — шлицевой венец шестерни I передачи;
21 — шестерня I передачи;
22 — втулка шестерни I передачи;
23 — роликовый подшипник вторичного вала;
24 — втулка вторичного вала;
25 — шестерня ведомая V передачи;
26 — картер V передачи;
27 — двухрядный шариковый подшипник вторичного вала;
28 — шлицевая шайба;
29 — стопорное кольцо;
30 — вторичный вал;
31 — болт;
32 — пружина тарельчатая;
33 — опорное кольцо;
34 — ведущая шестерня V передачи;
35 — шлицевой венец ведущей шестерни V передачи;
36 — пружина синхронизатора;
37 — сухарь синхронизатора;
38 — муфта синхронизатора V передачи;
39 — шариковый подшипник промежуточного вала;
40 — роликовый подшипник шестерни заднего хода;
41 — шестерня заднего хода;
42 — ось шестерни заднего хода;
43 — блок шестерни привода промежуточного вала и III передачи;
44 — промежуточный вал;
45 — роликовый подшипник промежуточного вала;
46 — крышка подшипника.

На автомобилях УАЗ устанавливаются механические трехвальные коробки передач трех типов:

— четырехступенчатая, с синхронизаторами только на III и IV передачах;
— четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода;
— пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.

Четырехступенчатые коробки передач взаимозаменяемы, но при этом могут иметь различные размеры шлицев первичного вала (под разные ведущие диски сцепления). Пяти- и четырехступенчатые коробки взаимозаменяемы в комплекте со своими раздаточными коробками и карданными валами. При установке пятиступенчатой коробки вместо четырехступенчатой требуется также доработка отверстия пола кузова под рычаги раздаточной коробки. Узлы и детали разных коробок передач не взаимозаменяемые.

Четырехступенчатая не полностью синхронизированная коробка передач состоит из неразъемного чугунного картера, в котором на шариковых подшипниках установлены первичный, вторичный и промежуточный валы. Вторичный вал передним концом опирается на роликовый бессепараторный подшипник в расточке заднего конца первичного вала, а задним — на шариковый двухрядный подшипник, по которому происходит центрирование коробки передач и раздаточной коробки.

Шестерни привода промежуточного вала, а также II и III передач – косозубые, постоянного зацепления. На промежуточном валу шестерни II и III передач установлены шлицы. В отверстия шестерен II и III передач вторичного вала запрессованы бронзовые втулки с отверстиями и ячеистой накаткой для улучшения смазки. Для подачи масла ко втулкам служат радиальные отверстия в шестернях и винтовые канавки на валу.

III и IV передачи включаются перемещением муфт инерционного синхронизатора на вторичном валу.
Ведомая прямозубая шестерня I передачи перемещается по шлицам вторичного вала. I передача включается перемещением ведомой шестерни по шлицам вторичного вала назад, до зацепления ее зубьев с зубьями ведущей шестерни. Перемещением ведомой шестерни I передачи вперед включается II передача (ее шлицевой венец соединяется через шестерню I передачи со вторичным валом). Кроме того, ведомая шестерня имеет среднее положение. В этом случае она используется для включения заднего хода.

Читать еще:  Принцип работы предпускового подогревателя дизельного двигателя

Блок шестерен заднего хода размещен на сепараторном игольчатом подшипнике, скользящем по оси, запрессованной в картер. При перемещении блока шестерен по оси вперед, его большая шестерня входит в зацепление с ведущей шестерней I передачи, а малая шестерня — в зацепление с ведомой шестерней на вторичном валу. При этом первичный и вторичный валы начинают вращаться в разные стороны и автомобиль движется назад.

Механизм переключения передач состоит из крышки, в которой установлены три штока с вилками, рычага переключения с пружиной, а также подпружиненного предохранителя, препятствующего случайному включению заднего хода. Фиксация включенных передач осуществляется подпружиненными шариками, входящими в лунки на штоках. Блокировочное устройство в виде двух плунжеров и штифта на штоке III и IV передач не позволяет включить две передачи одновременно.

Смазывается коробка передач трансмиссионным маслом, залитым в картер. Для заливки и слива масла служат заливное и сливное отверстия, закрываемые пробками с конической резьбой.

Четырехступенчатая, полностью синхронизированная коробка передач отличается от описанной тем, что:

— включение всех передач переднего хода производится перемещением муфт двух инерционных синхронизаторов, установленных на вторичном валу;
— шестерни I, II и III передач — косозубые, постоянного зацепления, установлены на вторичном валу на двухрядных роликовых подшипниках с пластмассовыми сепараторами;
— передний конец промежуточного вала опирается на роликовый радиальный подшипник;
— ведомая шестерня привода промежуточного вала и ведущая III передачи сделаны в виде блока, напрессованного на гладкую часть промежуточного вала;
— ведущие косозубые шестерни I, II передач и прямозубая шестерня заднего хода выполнены заодно с промежуточным валом;
— задний ход включается перемещением промежуточной шестерни заднего хода до ее зацепления с прямозубой шестерней промежуточного вала и зубчатым венцом муфты синхронизатора I и II передач.

Кроме того эта коробка имеет иные передаточные числа на всех передачах, кроме IV передачи.

Пятиступенчатая коробка сконструирована на базе полностью синхронизированной четырехступенчатой и отличается тем, что к задней стенке ее картера болтами крепится картер V передачи. Картеры центрируются двумя установочными втулками. Вторичный и промежуточный валы выполнены более длинными. Двухрядный радиально-упорный шарикоподшипник вторичного вала расположен в задней стенке картера V передачи, а в расточке задней стенки коробки передач установлен дополнительный роликовый радиальный подшипник. На заднем конце промежуточного вала на двухрядном игольчатом подшипнике установлена ведущая (большая) косозубая шестерня V передачи с инерционным синхронизатором. Ведомая (малая) шестерня V передачи размещена на шлицах вторичного вала. При включенной V передаче вторичный вал вращается быстрее первичного, поэтому V передача называется ускоряющей. Благодаря ее применению снижается число оборотов коленчатого вала при высокой скорости движения автомобиля, что увеличивает ресурс двигателя и позволяет экономить топливо.

Смазка деталей V передачи осуществляется из общей масляной ванны коробки передач. Для уменьшения утечки масла в крышке первичного вала пятиступенчатой коробки установлена резиновая манжета.

Раздатка УАЗ “Буханка”: Устройство и принцип управления раздаткой

Машины, выпускаемые на заводе в Ульяновске, относятся к технике с повышенной проходимостью, не случайно в комплектацию входит раздатка УАЗ. Механизм предназначен для распределения импульса кручения мотора к колёсам. Конструкция увеличивает количество передач коробки и момент при перемещении по бездорожью.

Изначально, техника УАЗ, в это число входит и “Буханка“, разрабатывались для нужд армии. Вот почему трансмиссия проста, неприхотлива и требует минимального ухода. Благодаря таким качествам, машина пришлась по душе любителям охоты, рыбалки, туризма. Кроме того, транспорт подходит для перевозки грузов в условиях отсутствия дорог.

Раздаточная коробка УАЗ-452 «Буханка»:

Устройство раздаточной коробки УАЗ “Буханка”

Раздаточная коробка УАЗ Буханка, это конструкция с двумя ступенями без дифференциала между осями. Механизм так же снабжён нейтральным сообщением и отключаемыми передними колёсами. Составляющие помещены в поддон, выполненный из чугуна и оборудованный заглушкой. Поддон присоединён к тыльной стороне коробки посредством отверстия пластин. Кроме того, здесь же крепятся и составляющие ручника. Главный и переходной вал коробки, приводы передних и задних колёс, закреплены посредством подшипников. Между опорами, содействующими вращению вала, помещена шестерёнка, приводящая в действие устройство измерения скорости. Верхушка коробки со смотровым лючком, защищенным затвором.

Раздатка Dymos на УАЗ (доводка):

Управление содержит штоки, в количестве 2-х штук с вилками, крепящимися на заглушке. Стержни в виде вилки работают в паре с ведущей шестернёй и шестернёй активации передней пары колёс. С вилками соединены два управляющих стержня, посредством перемещаемых штырей. Так же предусмотрена блокирующая сфера, не дающая активировать низкую передачу при неработающих передних колёсах.

Активируя прямую передачу, раздатка УАЗ Буханка действует подобным образом, что бы главная шестерёнка сдвинулась в прорезь шестерёнки вала задней пары колёс, транспортируя импульс напрямую. Активация пониженной ступени смещает главную шестерёнку так, чтобы импульс транспортировался на вал посредник и на шестерёнки, приводящие в действие мост. Активация низкой ступени возможна только после полной остановки машины.

Схема раздатки УАЗ Буханка:

Проверка раздатки

Достоинство агрегата, распределяющего крутящий импульс в том, что устройство требует минимального вмешательства и ухода. Манипуляции заключаются в контроле уровня и смене смазки, осмотру соединений на предмет повреждения. Прежде чем работать с коробкой, изделие чистят. Это помогает обнаружить скрытые трещины и течи. При обнаружении подобных симптомов выясняют, какова причина явления. Неисправные детали меняют, как правило, это уплотняющие элементы и сальники.

После очистки и визуального просмотра поверхности раздатки, сверяют уровень смазки в изделии. Если жидкости мало, субстанцию доливают. Параллельно сверяют смазку в коробке передач, значение соответствует нижней кромки отверстия заливки. При низком уровне жидкости в раздаточной коробке, но при этом повышенном в коробке передач, доливка не нужна, поскольку суммарное количество вещества не изменилось.

Читать еще:  Принцип работы карбюратора бензокосы

Детальный осмотр коробки предусматривает демонтаж изделия. После помывки и сушки воздухом, узел осматривают. Поддон и заглушки проверяют на наличие трещин и сколов. Сальники и уплотнители заменяются новыми.

Замена масла в раздаточной коробке УАЗ:

Проверяют, что бы состояние рабочих частей на валах и шлицах соответствовало норме, что бы зубья шестерёнок не имели износа и сколов. Даже если повреждения маленькие, изделия подлежат замене. Уделяется внимание подшипникам, потёртости кольцевых дорожек не допустим. Так же проверяют разделители, сферы, ролики и др. Зазоры, осколки, стук, неровный ход – сигнал к смене изделия.

Заедают и деформируются стержни и вилки, теряется упругость пружинных элементов, тогда изделия меняются. Кроме того следует внимательно отнестись к переключению, когда рычаги раздатки УАЗ Буханка заедают и заклинивают. Проверяются зубья муфты на предмет разрушения. Слабое звено дифференциала – сателлит. Малые недочёты заставляют шлифовать изделие, в худшем варианте, менять.

Причины и устранение неполадок

Устройство коробки УАЗ, надёжное, безотказное и живучее. Однако, в технике случаются неполадки, возникшие по причине ошибок в использовании и нарушении установленного регламента.

Схема и особенности работы коробки передач УАЗ 452

Коробка передач УАЗ предназначена для передачи усилия, создаваемого двигателем автомобиля, на трансмиссию, ступенчатого изменения частоты оборотов и, соответственно, скорости движения машины. Она обеспечивает задний ход машины и возможность автомобиля стоять с работающим двигателем. КПП на УАЗ 452 располагается под днищем транспортного средства между сцеплением и раздаточной коробкой и крепится шпильками к картеру сцепления. Ее вес составляет порядка 34 кг.

Принцип действия КПП УАЗ 452 основан на механической передаче крутящего момента парами зубчатых шестерен с разным количеством зубьев и различными передаточными числами. КПП УАЗ буханка обеспечивает 4 режима движения переднего хода со следующими передаточными числами: 4,12; 2,64; 1,58; 1,00. Передаточное число заднего хода механизма переключения передач УАЗ 452 составляет 5,23.

Схема трансмиссии

Рассмотрим на примере схему устройства КПП и особенности данного узла. В картере коробки переключения ступеней работы двигателя размещены несколько видов приводов, среди которых:

  • ведущий вал трансмиссии;
  • промежуточные валы;
  • ведомый вал устройства переключения передач УАЗ 452.

Опорами для данных узловых элементов трансмиссии служат подшипники. Стоит обратить внимание на размещенный здесь рисунок. Схема на нем достаточно подробно поясняет устройство трансмиссии: передние подшипники роликового типа, а задний подшипник имеет двухрядную шариковую модификацию. У ведомого вала передний подшипник вмонтирован в торец ведущего вала. На ведомой оси установлены шестерни 1, 2, 3 режима работы КПП, на промежуточном — шестерни 2 и 3 передач УАЗ 452.

Как показывает схема устройства переключения передач УАЗ 452, шестерня 1 ступени имеет больший диаметр и располагается в задней части ведомого вала, при этом шестерня от третьего режима самая малая по размеру, находится в передней части ведомого вала, рядом с муфтой синхронизатора.

В нижней части картера, где располагается отдельная ось, установлены шестерни заднего хода. Боковая крышка КПП скрывает внутри картера устройство управления переключением ступенями работы двигателя. В задней ее части смонтирован шестереночный механизм для направления показаний спидометру.

Принцип действия

Для того чтобы понять и представить, как происходит процесс смены скоростных режимов работы двигателя и соответствующего показателя допустимого числа оборотов, обратимся к небольшому пояснению. Низшие ступени, обеспечивающие трогание автомобиля с места, включаются самой мощной шестерней, которая продвигается по специальным полозьям, расположенным на ведомом вале. Такое действие позволяет передать тяжелой машине силу, достаточную для того, чтобы авто начало движение.

Как только автомобиль тронулся с места, можно переходить на вторую передачу, за счет чего машина не останавливается и поддерживается не очень быстрое ее движение. Однако второй скоростной ступени будет недостаточно, если необходимо набрать скорость порядка 40-50 км/ч. В данном случае потребуется использование более высоких передач.

Что касается 3 и 4 скоростных режимов и соответствующих шестерен, которые обеспечивают высокое количество оборотов в секунду, то они управляются муфтой синхронизатора. Выпускались некоторые модификации КПП на УАЗ 452, где переключение 1 и 2 скоростного режима работы трансмиссии также осуществлялись с помощью дополнительной муфты синхронизатора. Однако в данном случае мы рассматриваем вариант трансмиссии с одной муфтой синхронизатора.

Коробка передач УАЗ имеет синхронизатор, который предназначен для плавного включения режимов путем выравнивания скоростей вращения между промежуточным и ведомым валами. Такая особенность устройства обеспечивает не только более комфортное управление автомобилем, но и бережет ведущие механизмы сцепления от повреждений и быстрого износа.

Устройство КПП и ее особенности

Коробка передач УАЗ включает в себя вилки, штоки отдельно для 1, 2, 3 и 4 скоростных диапазонов, а также заднего хода, муфту, вал, чехол. Снаружи расположен приводной рычаг выбора, который через систему тяг или соответствующих рычагов сообщается с ручкой переключения режимов работы силового устройства в кабине автомобиля.

Обязательное условие эксплуатации КПП УАЗ 452, в случае соблюдения которого коробка передач будет работать исправно, — обеспечение смазкой зубчатых зацеплений шестерен. Боковая крышка КПП УАЗ картера имеет наливное отверстие, а в самой нижней его части находится аналогичное сливное. Оба отверстия глушатся и тем самым изолируются обычными резьбовыми пробками.

Модернизированная уазовская КПП

Рассмотрев устройство трансмиссии данной модели автомобиля, можно ответить на вопрос о том, как именно осуществляется процесс переключения ступеней коробки передач и что при этом происходит с работающим на полных оборотах двигателем.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector