178 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое тяговый класс трактора

Классификация тракторов по тяговому классу

Большинство людей, не знакомых близко с коммунальным хозяйством или аграрной сферой, при слове «трактор» представляют модели средней мощности вроде МТЗ-4522 — высотой в два человеческих роста и с большим бульдозерным отвалом, в котором при желании можно прокатить человека. Когда-то именно такие модели были наиболее востребованы и примелькались на городских и деревенских улицах, стройплощадках, а также в фильмах. Сегодня ассортимент тракторных заводов включает в себя как мини-трактора, подходящие для дачных участков, так и сверхмощные промышленные гусеничные модели. Разобраться в этом многообразии поможет тяговый класс тракторов — основная единица унификации.

Что такое тяговый класс трактора

Он определятся по наибольшему тяговому усилию, которое развивает трактор. Выражается оно в тонн-силах. Однако это усилие существенно зависит от внешних условий, в первую очередь от типа и состояния почвы, а также от того, оснащена ли машина колесами или гусеницами. Для того чтобы определить классы тяги тракторов, их испытывают в стандартизированных условиях.

Для сельскохозяйственных тракторов испытания проводятся на стерне (убранном поле) колосовых при нормальным уровнях влажности и твёрдости почвы. При этом установлены нормативы буксования:

  • не более 3 % для гусеничной техники;
  • до 16 % для колёсных;
  • до 14 % до колесных полноприводных.

Для промышленных тракторов тяговое усилие определяется на сухом песке.

Таблица классификации сельскохозяйственных тракторов по тяговому классу

Классификация тракторов включает в себя семнадцать классов — от мотоблоков до промышленных моделей.

0,1 – мотоблоки с воздушным охлаждением. Это компактная и недорогая двухколёсная техника без кабины и сиденья. Используется на дачных участках для культивации земли, посадки и уборки картофеля, свеклы и других корнеплодов, перевозки небольших грузов (собранного урожая, компактных и лёгких стройматериалов, мусора и пр.).

0,2 – мотоблоки с водяным охлаждением массой от 200 кг и минитрактора. Подойдут для просторных приусадебных участков и мелких фермерских хозяйств. Помогут убрать скошенную косилкой траву, выкопать яму под кусты и саженцы, вспахать небольшое поле (в пределах 10 соток).

0,4 – полупрофессиональные мини-тракторы. Популярны в частных фермерских хозяйствах и городских коммунальных службах, где убирают снег, подметают дороги, оттаскивают спиленные деревья и выполняют весь перечень уличных работ. Представляют собой удобное сочетание мощности, компактности и маневренности. Для дачных участков, как правило, не подходят — слишком дорогие и крупные.

0,6 и 0,9 – более мощные сельскохозяйственные машины, подходящие для всех видов агроработ на участках от 50 соток. Установив подходящее рабочее оборудование, можно использовать их для подготовки и удобрения почвы, посева и уборки урожая, расчистки улиц, копки канав, ям и прудов, сноса небольших деревянных конструкций и т. д.

1,4 — полноценная аграрная и строительная техника, подходящая для выполнения больших объёмов работ. Мощность машин этого класса позволяет применять их на стройплощадках и в коммунальных службах для расчистки территории, сноса конструкций, рытья котлованов и каналов (в том числе при ремонте подземных коммуникаций). Незаменимы при зимней уборке парковых аллей, широких тротуаров, проезжей части и больших территорий (автостоянок, стадионов, парков и пр.).

2 — колёсные и гусеничные машины, подходящие для использования в сложных условиях и на бездорожье. Трактора второго тягового класса применяются на лесозаготовке, карьерных работах, при возделывании полей, в том числе в горных районах (например, при сборе винограда). Их стоимость ориентирована на крупные предприятия.

3 — 5 классы интересны возможностью применения колесной базы 6 на 6. Кроме того, с 3 класса тяги появляются болотоходные гусеничные машины и другая спецтехника, предназначенная для использования в сложных условиях.

6—8 классы представлены высокопроизводительными тракторами, обрабатывающими сотни гектаров земли, а также используемые на карьерных работах. Увидеть их в черте города практически невозможно: из-за больших габаритов их перевозят на спецтехнике.

9, 10, 15, 25, 75 классы — сверхтяжёлая профессиональная техника, используемая на карьерных работах, горно-рудной промышленности, реже — в строительстве и сельском хозяйстве (в основном, для мелиоративных и дорожных работ).

Для справки: самый большой трактор из тех, что производятся на европейской части мира — Т-800. Разработан и собран на Челябинском тракторном заводе. Он развивает усилие в 75 тонн (максимальное — до 140 тонн). А самый большой трактор в мире — американский Big Bud 747, развивающий невероятное усилие в 760 тонн. При непревзойдённой мощности он имеет и существенные недостатки — при имеющемся размере бака топлива хватает только на 10 минут работы. Впрочем, от машин такой мощности редко требуются длительное функционирование.

Заключение

В любых технических описаниях для каждой модели тракторов указываются тяговый класс и мощность двигателя. Руководствуясь этими данными, можно очертить примерный перечень интересующих моделей и выбирать по более узким характеристикам: производитель, качество сборки, размеры и пр. Таблица тягового класса тракторов поможет сориентироваться в разнообразии моделей и сделать оптимальный выбор.

Типаж тракторов. Тяговые классы тракторов

В отличие от мировой практики, где размер трактора принято характеризовать мощностью двигателя, в России для этого используется его номинальное тяговое усилие, зависящее от типа ходовой системы и эксплуатационной массы. Номинальное тяговое усилие в настоящее время стандартизовано по тяговым классам в соответствии с ГОСТ 27021-86. Как показала практика, именно этот параметр считается наиболее стабильным и определяет возможности агрегатирования трактора с машинами-орудиями, имеющими разную ширину захвата и, следовательно, тяговые сопротивления, а такой показатель, как мощность, используемый за рубежом, является менее стабильным и во многом зависит не только от типа движителя, но и от скорости машинно-тракторного агрегата (МТА) и почвенных условий. В основу построения типажа положена возможность частичного перекрытия диапазонов тяговых усилий тракторов в смежных классах при оптимальном минимально обоснованном количественном составе моделей в каждом классе. Иначе говоря, типаж отечественных тракторов это по существу типоразмерный ряд выпускаемых (или разрабатываемых) тракторов, сгруппированных по принятым в России тяговым классам (0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6).

Тяговые классы и соответствующее им номинальное тяговое усилие приведены в таблице.

Таблица. Тяговые классы тракторов (классификация тракторов по тяговому усилию)

Номинальное тяговое усилие, кН

Типаж, или система тракторов, — это технически, технологически и экономически обоснованная совокупность всех моделей тракторов, рекомендуемых в производство. В каждом тяговом классе существуют базовые модели (основные наиболее массовые тракторы) и модификации, на которых установлены унифицированные с базовыми моделями двигатели и ряд других составных частей. При их унификации (единообразии) облегчаются изготовление и эксплуатация тракторов.

Модель — машина с определенными конструкцией и расположением агрегатов. Базовой называют наиболее распространенную и универсальную модель тракторов, имеющую специализированные модификации.

Модификация — видоизмененная базовая модель. Она специализирована по назначению и унифицирована с базовой моделью. Марка трактора — условное кодовое название модели определенной конструкции. Для обозначения марки трактора вначале пишут буквенные знаки, обозначающие сокращенное название завода-изготовителя, первые буквы определенного слова или характерное для трактора слово и через черточку — цифру, указывающую мощность двигателя в лошадиных силах или номер модели.

Необходимо отметить, что сегодняшний типаж характеризуется отсутствием в его наиболее массовых тяговых классах 1,4.. .3 целого ряда необходимых сельскому хозяйству тракторов, тогда как в недалеком прошлом еще в СССР типаж тракторов был больше приближен к оптимальному благодаря наличию в нем следующих важных моделей тракторов:

  • колесные тракторы 4К4а классической компоновки из Белоруссии тяговых классов 1,4.2 (ПО «МТЗ», Минск);
  • колесные тракторы схем 4К4а, 4К4б и 4К4б&apos, а также гусеничные с Украины тяговых классов 1,4 (ПО «ЮМЗ», Днепропетровск) и 3 (ПО «ХТЗ», Харьков).
Читать еще:  Сколько масла в мостах уаз патриот

Поэтому, учитывая, что ПО «МТЗ», ПО «ЮМЗ» и ПО «ХТЗ» оказались теперь за пределами России, мы вынуждены по всему ряду тяговых классов сегодня самостоятельно создавать свое тракторостроение, прежде всего на базе существующих в стране тракторных заводов ОАО «ВМТЗ», ОАО «ЛТЗ», ОАО «ВгТЗ», ОАО «Алттрак», ЗАО «ПетТЗ» и др., закрывая имеющиеся в отечественном типаже тракторов «белые пятна».

Кроме того, в существующем типаже тракторов не предусмотрены такие необходимые сельскому хозяйству типоразмеры высокой мощности, как, например, колесные тракторы 4К4а классической компоновки в тяговых классах 5.6 мощностью свыше 280 л.с., колесные тракторы 4К4б' с шарнирно-сочлененной рамой в тяговых классах 6.7 мощностью свыше 400 л.с., гусеничные тракторы в тяговых классах 5.7 мощностью свыше 200.300 л.с., а номенклатура колесных тракторов 4К4а средней мощности в диапазоне 180.280 л.с., выпускаемых ЗАО «АгроТехМаш» малыми партиями, является пока весьма ограниченной и не может удовлетворить потребности рынка в тракторах такого типа.

Ряд тракторных заводов (ВМТЗ, ПетТЗ, «АгроТехМаш») в последние годы стали все шире выпускать тракторы отдельными сериями из нескольких типоразмеров одного типа, мало различающихся между собой по эксплуатационной массе, т. е. принадлежащие одному тяговому классу, но существенно — по мощности двигателя (как это распространено в мировой практике), поэтому в России все активнее стали применять более удобную для потребителей двухпараметрическую классификацию типажа тракторов: по номинальному тяговому усилию (основной параметр) и по мощности двигателя (дополнительный параметр).

Постепенное улучшение положения в отечественном тракторостроении, в основном связанное с образованием мощных корпоративных структур, охватывающих производства новых типоразмеров на большинстве тракторных заводов, привело к тому, что заводы сейчас стали строить свою техническую политику более приближенной к оптимальному или так называемому перспективному типажу тракторов.

Реальная потребность на перспективу в большой номенклатуре колесных и гусеничных тракторов различных типоразмеров и мощностей, существенно превышающей номенклатуру существующего типажа тракторов, выпускаемых отечественными заводами, объясняется огромными масштабами России и ее регионов, многообразием почвенно-климатических зон, значительным разбросом размеров площадей возделываемых культур, разной специализацией сельскохозяйственных предприятий, эксплуатирующих тракторы, и др.

Так как тракторы белорусского и украинского производства широко распространены в России, то при дальнейшем анализе мы их также включили в анализируемый типоразмерный ряд.

Рассмотрим основные модели и некоторые модификации сельскохозяйственных тракторов различных тяговых классов.

Тракторы тягового класса 0,2

Мини-тракторы тягового класса 0,2 (Т-012, АМЖК-8, МТЗ-082, МТ-15 и др.) предназначены для работы на мелкоконтурных, селекционных полях и в фермерских хозяйствах. Их можно аг- регатировать с плугом, косилкой, культиватором, прицепной тележкой и другими орудиями и машинами, изготовленными специально для них.

Мини-трактор, или малогабаритный трактор, — это универсальное мобильное энергетическое средство с двухосным колесным шасси или гусеничным движителем.

Мотоблок — универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, управляемое с помощью штанговых рычагов идущим следом оператором. Условно мотоблок можно отнести к тяговому классу 0,1.

Тракторы тягового класса 0,6

Тракторы и самоходные шасси тягового класса 0,6 (Беларус-320, Т-30А, ХТЗ-2511, ВТЗ-30СШ, СШ-25, Т-16МГ и др.) служат для выполнения междурядной и предпосевной обработок, посева, посадки овощных культур и садов, ухода за посевами, уборки сена, транспортных работ и могут приводить в действие стационарные машины.

Самоходные шасси — это разновидность трактора, на раме которого смонтирована грузовая платформа для перевозки грузов или навешены рабочие органы сельскохозяйственных машин и орудий, а также агрегаты для работы в коммунальном хозяйстве. Самоходные шасси СШ-25 и Т-16МГ используют в овощеводстве, садоводстве, полеводстве и животноводстве.

Тракторы тягового класса 0,9

Тракторы тягового класса 0,9 (Бела- рус-422, ЛТЗ-55, ЛТЗ-55А, ЛТЗ-55АН, ВТЗ-45АТ, Т-28Х4М и др.) благодаря широкому диапазону передач, реверсивному ходу на всех передачах и регулируемой колее колес применяют на многих сельскохозяйственных работах (предпосевная обработка, посев, борьба с вредителями, междурядная обработка и уборка пропашных, технических и овощных культур, вспашка легких почв на малой площади и уборка сена), а также на транспортных работах и для привода стационарных машин.

Тракторы тягового класса 1,4

Тракторы тягового класса 1,4 (МТЗ-80.1, МТЗ-82, Беларус-923, ЮМЗ-6АКМ, ЮМЗ-6ДМ, ЛТЗ-60АБ и др.) эффективно используют при возделывании и уборке технических и овощных культур. В агрегате с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями они служат для вспашки, культивации, боронования, посева, посадки, междурядной обработки и заготовки кормов, разбрасывания удобрений, перевозки, а также приводят в действие стационарные машины.

Для работы в различных условиях выпускают тракторы 25 модификаций марки «Беларус». Они отличаются комплектацией. Например, трактор «Беларус-922» имеет двигатель мощностью 89 л.с и все ведущие колеса. У него синхронизированная коробка передач с постоянным зацеплением шестерен и несколькими диапазонами передач, которые переключаются на ходу, как у автомобиля.

Все базовые модели в тяговых классах 0,6; 0,9 и 1,4 — это колесные универсально-пропашные тракторы. В число их модификаций входят тракторы повышенной проходимости со всеми ведущими колесами, пропашные тракторы для высокостебельных культур с высоким агротехническим просветом и горные тракторы для работы на склонах.

Тракторы тягового класса 2

Тракторы тягового класса 2 (свекловодческий Т-70СМ и виноград- никовый Т-70В) гусеничные. Разработаны гусеничный трактор Т-90С, колесные тракторы «Беларус-1221», ЛТЗ-155, ЛТЗ-95 и универсальное шасси «Беларус» ШУ-356.

На тракторе «Беларус-1221» установлен шестицилиндровый дизель мощностью 130 л.с. с турбонаддувом. Коробка передач с переключением на ходу. Трактор снабжен передней и задней навесками и может быть оборудован редуктором вала отбора мощности (ВОМ) и дополнительным ВОМ.

Трактор ЛТЗ-155 называют интегральным, потому что в нем объединены (интегрированы) составные части различных видов агрегатов — от простых до комбинированных (совмещенных). Мощность двигателя 150 л.с. Особенность интегрального трактора — модульный принцип построения. Его собирают из трех основных частей-модулей: энергетического, управляющего и технологического.

Энергетический модуль состоит из дизеля, трансмиссии, переднего ведущего моста с колесами, навесного устройства и ВОМ.

Управляющий модуль — это пост управления, расположенный в кабине. Его можно повернуть на 180° для продолжительной работы задним ходом, например, с волокушей или на уборке в качестве комбайна.

Технологическим модулем служит задний мост в сочетании с различными устройствами для работы с сельскохозяйственными орудиями и машинами, навешенным уборочным агрегатом на уборке, грузовой платформой или седельным устройством на транспортных и даже лесохозяйственных работах.

У тракторов возможно увеличить или уменьшить агротехнический просвет. Шасси ШУ-356 с двигателем мощностью 80 л.с. предназначено для выполнения различных сельскохозяйственных полевых работ и перевозки грузов на платформе вместимостью 2,5 м3.

Тракторы тягового класса 3

Тракторы тягового класса 3 (гусеничные ДТ-75Д, ДТ-75Н, ДТ-175М, ВТ-100, ВТ-130, ДТ-75МЛ, ДТ-75Т, Т-150, ХТЗ-180Р, ХТЗ-200 и колесные ВТ-130К, Т-150К, Т-15К, ХТЗ-12 предназначены для основной обработки почвы, посева и уборки урожая, а также для транспортных работ. Колесные тракторы имеют все ведущие и одинаковые по размеру колеса.

Трактор ДТ-175М имеет двигатель мощностью 170 л.с. В трансмиссию включен гидротрансформатор для автоматического изменил скорости движения в зависимости от тягового сопротивления орудия.

Дизель трактора ВТ-130 регулируется по мощности (145 л.с. и 120 л.с). Мощность (145 л.с.) обеспечивается за счет турбонаддува с промежуточным охлаждением воздуха. Кабина откидывается набок и снабжена системой автоматизированного контроля работы трактора. Гусеничные тракторы ВТ-130 и Т-150 унифицированы по основным сборочным узлам с их колесными модификациями ВТ-130К и Т-150К.

Тракторы тягового класса 4

Тракторы тягового класса 4 представлены базовой моделью — гусеничным трактором Т-4А с шестицилиндровым дизелем мощностью 130 л.с. Ширина колеи 1384 мм, дорожный просвет 362 мм, скорость движения 3,47…9,52 км/ч, масса 8145 кг. Предназначен для проведения работ общего назначения. Разработан модернизированный трактор для степных зон Т-402А, с двигателем Д-461-11, мощностью 160 л.с. Эти тракторы служат для выполнения энергоемких работ. Их применяют на полях большой площади.

Тракторы тягового класса 5

Тракторы тягового класса 5 применяют для выполнения почвообрабатывающих, транспортных и других сельскохозяйственных работ.

Базовая модель — колесный трактор К-701, унифицированная — К-701М. Оснащен 12-цилиндровым дизелем мощностью 305 л.с. Скорость движения вперед 3,66…30 км/ч, назад 6,4…23 км/ч, ширина колеи 2100 мм, дорожный просвет 500 мм, масса 13 590 кг.

Читать еще:  Какого вращения нш 32 на мтз

К этому же классу относится гусеничный трактор Т-5 «Дончак», оснащенный двигателем СМД-37 мощностью 250 л.с.

Тракторы тягового класса 6

Тракторы тягового класса 6 предназначены для выполнения мелиоративных, дорожных, плантажных и других работ, а также вспашки. К этому классу относится гусеничный трактор Т-130 с четырехцилиндровым дизелем мощностью 117,8 кВт (160 л. с). Ширина колеи 1880 мм; дорожный просвет 407 мм; скорость движения вперед 3,63…12,45 км/ч, назад 3,53…9,9 км/ч.

Тяговый класс тракторов: особенности и ключевые отличия

На территории России и стран СНГ действует система классификации тракторов, в основе которой лежат тяговые характеристики. Поэтому в оборот введен так называемый тяговый класс тракторов, о котором подробно рассказано в этой статье.

Что такое тяговый класс?

Тяговый класс определяет одну из ключевых характеристик трактора — максимальное тяговое усилие, которое может развить машина. Однако здесь есть одна особенность — это усилие в значительной степени зависит от типа грунта и условий, в которых эксплуатируется трактор. Понятно, что в заболоченной местности или по сырому лугу трактор сможет тянуть меньший груз, чем по сухому полю или песку. Поэтому тяговые характеристики для разных типов тракторов измеряются в строго установленных условиях.

Классификация тракторов по классам в случае сельскохозяйственных машин выполняется по усилию, развиваемому на грунте с определенными условиями:

Колесные 4х2

Колесные 4х4

Гусеничные

Тип грунта

Стерня колосовых культур

Влажность

Нормальная (20 – 30%)

Твердость

Буксование

Класс тяги тракторов указывается цифрой, которая означает тяговое усилие в тонн-силах (тс). Также можно встретить указание класса в кН (килоньютонах). Здесь действует простое соотношение: 1 тс примерно равна 10 кН. Поэтому, например, трактора класса 14 кН — это то же самое, что трактора тягового класса 1,4.

Классификация тракторов по тяговому классу

В настоящее время принято выделять семнадцать классов тяги, которые охватывают всю технику — от небольших мотоблоков, до рекордно мощных промышленных тракторов. Однако актуальные модели сельскохозяйственных тракторов занимают восемь классов, еще три класса отводится на мотоблоки и мини-тракторы, и в последние годы стали появляться мощные с/х-машины 7 тягового класса, хотя раньше в этот класс входили исключительно промышленные тракторы. Основные данные и модели с/х-тракторов собраны в таблице:

Тяговые классы тракторов — таблица:

Тяговый класс

Номинальное тяговое усилие (тс)

Средняя мощность тракторов (л.с.)

Средняя масса тракторов (т)

Базовые модели тракторов

Колесные

Гусеничные

0,1

0,2

Тяжелые мотоблоки; мини-тракторы, легкие самоходные шасси

0,4

Сегодня отсутствуют модели

0,6

Т-25, Т-30, «Беларус» 300-й серии

0,9

1,4

МТЗ-80/82, ЮМЗ-6, «Беларус» 900-й серии

2

«Беларус» 1220-й серии

Т-54, Т-70 (специализированные)

3

Т-150К, «Беларус» 1500-й серии

4

5

К-700, Беларус 3023

6

John Deere 9430

7

Terrion АТМ 7360

Все сельскохозяйственные тракторы по своему назначению делятся на шесть больших групп: • Мини-тракторы (классы 0,2, 0,4) — техника для работы на малых по размеру участках с применением навесного или прицепного оборудования, подходят для транспортных работ^; • Универсальные тракторы (классы 0,6, 0,9, 1,4 и 2) — техника для выполнения общехозяйственных работ, для обработки, возделывания и уборки с/х-культур (пропашных)^; • Универсально-пропашные (классы 0,6, 0,9, 1,4, 2) — техника, используемая для первичной обработки почвы (пахоты, боронования, культивации), посевных и уборочных работ, возделывания пропашных культур, а также для решения транспортных задач^; • Тракторы общего назначения (классы 3, 4, 5, 6, 7) — техника для выполнения энергоемких операций, в том числе для пахоты, культивации, лущения стерни, снегозадержания, проведения мелиоративных работ, выполнения транспортных операций и т. д. Данные тракторы применяются только на полях больших площадей^; • Специализированные тракторы — машины различных классов для обработки отдельных культур (овощеводческие, свекловодческие, хлопководческие и другие)^; • Самоходные шасси — небольшая группа тракторов малых классов (самый известный — Т-16) с расположенной в передней части рамой для платформы.

Рассмотрим каждый класс, трактор и их особенности более подробно (за исключением класса мотоблоков).

Тракторы класса 0,2 тс

К этому классу относятся тяжелые мотоблоки и минитракторы. Техника разработана для выполнения простых операций на небольших участках, также тракторы могут использоваться для привода агрегатов и механизмов. На современном рынке много моделей 2 кН — ранние МТЗ-082 и Беларус-112, современные Беларус-08К, Беларус-132Н, Уралец Т-0,2 (ЧТЗ), КМЗ-012 (Курганский машиностроительный завод), серия тракторов «Уралец» (ООО «Трактор», Челябинская область), «Уссуриец» (Уссурийский авторемонтный завод) и другие модели. Большое распространение получили многочисленные модели из КНР (Dong Feng DF 244, Chery FD15, Jinma 100-х и 200-х серий, Xingtai XT-220, Foton TE-244 и другие) и Японии (особенно фирм Kubota, Mitsubishi, Iseki).

Тракторы класса 0,4 тс

Сегодня отечественная промышленность не выпускает трактора данной группы. Единственным массовым представителем этого класса был трактор ХТЗ-7, выпускавшийся в период с 1950 по 1956 годы. Однако этот класс представлен китайским производителем Jinma (120, 264E).

Тракторы класса 0,6 тс

Трактора класса 0,6 универсальны и дешевы, чем обусловлено их широкое распространение. К данном классу (трактора 0,6) относятся отечественные машины Т-25А «Владимирец» и Т-30 (оба Владимирского тракторного завода, все еще находятся в производстве), самоходное шасси Т-16, более современные ВТЗ-2032, машины «Беларус» моделей 310, 320 и 321, а также тракторы из Китая Dong Feng, Xingtai, Jinma, Chery и т. д.

Трактора класса 0,9 тс

Машины данной группы универсальны и распространены, за счет увеличенной тяги трактора класс 0,9 могут выполнять как сельхозработы, так и использоваться для решения транспортных задач

Наиболее яркий и известный представитель этого тягового класса — тракторы Т-40/40А, которые не выпускаются уже 20 лет, но все еще остаются в строю. Из более современных тракторов следует отметить ЛТЗ-55 (выпускался в 90-е годы), ВТЗ-45, актуальный ТТЗ-80.10 Ташкентского тракторного завода.

Трактора тягового класса 1,4 тс

Класс трактора 1,4 является наиболее востребованным в аграрном секторе, сфере ЖКХ, в строительстве и во многих других отраслях.

К данному классу относятся ранние МТЗ-50/52, знаменитые МТЗ-80/82, пришедшие им на замену МТЗ-100/102 и актуальные модификации Беларус-80/82 (и тракторы на их базе). В один ряд встают трактора ЮМЗ-6 всех модификаций, ЛТЗ-60АВ, ЛТЗ-95Б и другие. Из наиболее новых можно отметить Беларус-921 и вообще всю 900-ю серию. Из зарубежных тракторов наибольшую популярность получили американские John Deere JD5020, JD6020 и другие, американские же AGCO MF3600, MF3400, большое число моделей немецкой Deutz-Fahr и китайских Dong Feng (модель DF-404), Xingtai и т. д.

Трактор класса 2 тс

Еще два десятилетия назад трактора 2 тягового класса были исключительно гусеничные, но в последние годы появляется все больше колесных моделей. Наиболее известные ранние гусеничные машины Т-54В и Т-70 (специальные) и колесные ЛТЗ-155. Из актуальных следует отметить Беларус 1221/1222, американские John Deere 6020, 6130D, New Holland T6050 Delta, английские CASE IH Maxxum 125, немецкие Deutz Agrofarm 430 и другие.

Трактора тягового класса 3

Типичные трактора 3 класса тяги — это колесный Т-150К и гусеничный Т-150, гусеничные ДТ-75 во всем их разнообразии, ДТ-175 и наиболее современный и актуальный Агромаш 90 (является модификацией ДТ-75). Из новых колесных машин можно отметить Беларус 1523, Terrion АТМ 3180 производства «Агротехмаш», некоторые модели John Deere 6-й серии.

Трактора 4 класса

В свое время использовался единственный гусеничный трактор 4 тягового класса Т-4А и ряд специализированных машин. Сегодня этот класс включает в себя «Беларус» модели 2103 (на гусеничном ходу), новые колесные машины Беларус 2022 и Terrion моделей АТМ 3180 и 4200, ХТЗ-17221 и ХТЗ-181, а также New Holland 7-ой серии и John Deere 7-й серии.

Тракторы 5 класса

Наиболее востребованные трактора 5 тягового класса — «Кировцы» в лице моделей К-700 (мощность 230 — 335 л. с.) и его многочисленных модификаций. Из новых колесных машин можно выделить целую линейку «Беларус» 2522/2822/3022/3023 и отечественный Terrion АТМ 5280. Из машин на гусеничном ходу — ранние Т-250 и современные Т-501. Среди зарубежных производителей выделяются мощные машины Buhler 2000-й линейки, JD 8050, а также серии Magnum/STX от компании Case New Holland.

Тяговый класс 6 тс

До недавнего времени это был самый мощный класс с/х-тракторов в нашей стране, сюда входили гусеничные Т-100М и Т-130, и модификации К-744 (мощность до 428 л. с.). Эти машины с успехом решали сложные агротехнические задачи, и не менее сложные задачи в промышленности, строительстве, горнодобывающей отрасли и других сфер.

Читать еще:  Заливает свечу на бензопиле что делать

Из зарубежных машин модно отметить John Deere 9430/9420 RII и Case IH (STX380, 430, 480, 530).

Тяговый класс 7 тс

Это наиболее мощные и высокоэнергонасыщенные трактора для аграрного сектора, они применяются для основной обработки почв и решения широкого круга других задач. Из машин данного класса можно выделить колесные Terrion АТМ 7360 (мощностью до 400 л. с.) и УДМ-5К-02 (усиленный аналог К-744). Также есть и зарубежные машины Buhler Versatile, John Deere и New Holland, однако российские аграрии их использую ограниченно (закупки на всю составляют не более десятка тракторов в год).

Классификация тяговых классов тракторов

Все тракторы разделяются на классы по тяговому усилию. В России, странах СНГ трактор класс определяется интервалом 0,2-8 для сельскохозяйственных машин и 0,2-75 — для агрегатов промышленного типа.

Что такое тяговый класс трактора

Понятие тягового класса трактора установлено ГОСТом 27021-86. Характеристика связана с эффективностью силового агрегата, отображает ее связь с конструкций и общим весом машины. Определяется на поле как максимально развиваемое агрегатом усилие при пробуксовке в условиях:

  • при влажности грунта 8-18%;
  • на стерне, имеющей среднюю плотность;
  • при максимальном значении КПД машины.

ГОСТом, в зависимости от величины тягового усилия, агрегаты сельскохозяйственного назначения относятся к 10 классам, определяемым индексами в интервале 0,2-8. Для промышленных тракторов существует 11 групп с диапазоном индексов 0,2-75.

В документе сведены тяговые классы тракторов в таблицы. Для промышленных, используемых в лесном хозяйстве полноценными классами считаются 0,6-2. Машины, применяемые при трелевке, погрузке, трубоукладке, мелиоративных и строительных работах, на предприятиях, находятся в группах 3-75.

Классификация по группам

Классификация тракторов по тяговому классу установлена ГОСТом 27021-86. Для сельскохозяйственных машин существует 10 групп, для промышленных — 11. В документе имеются соответствующие таблицы, связывающие класс с номинальным тяговым усилием, конструкционной массой.

Классифицируют агрегаты по мощности моторов, которая:

  1. Для сельскохозяйственных тракторов первой группы (0,2) не превышает 20 кВт, для восьмой составляет 320-350.
  2. Для промышленных машин 0,6 класса составляет до 30 кВт, для 5 — 150, для 75 — 580.

0,2 класс

Группа объединяет тяжелые мотоблоки, мини-тракторы. Агрегаты используются:

  • для обработки небольших участков, при выведении новых сортов растений, разработке способов культивирования почв;
  • для обслуживания животных, в т. ч. в комплексах;
  • фермерами, имеющими небольшие поля;
  • садоводами, огородниками, в личном хозяйстве;
  • в коммунальном хозяйстве, малом строительстве.

К классу относятся мини-тракторы Белорус с индексами 08К, 082, 084, 112, 132Н. В перечне продукция:

  1. Гомсельмаша — АМЖК-8.
  2. Алтайского и Харьковского тракторных заводов, соответственно, МТ-15 и Т-012.
  3. Курганского машзавода — КМЗ-012Ч.
  4. ЧТЗ — Уралец, Т-0,2.
  • колесные;
  • с колесной формулой — 4х2;
  • с мощностью моторов — до 20 кВт.

0,4 класс

Класс тяги тракторов включает, в сравнении с другими, только 1 трактор, выпускавшийся в Харькове в 1950-1956 гг. — ХТЗ-7. Машина колесная (4х2), первая малогабаритная среди советских тракторов. Относится к садово-огородным. Применяется в огородничестве, садоводстве, для перевозки небольших грузов, на вспомогательных работах. Имеет силовой агрегат мощностью 12 л. с.

0,6 класс

В группе тракторы, участвующие в сельскохозяйственном производстве. С их помощью:

  • готовят почву к посеву зерновых, посадке овощей, кустарников и деревьев в садах, при облагораживании территорий;
  • ухаживают за садами;
  • собирают урожай;
  • подготавливают, подвозят, распределяют корма для животных;
  • транспортируют материалы, оборудование при коммунальных работах.

В классе колесная машина Т-16М и ее последующие модификации с моторами до 30 л. с. Здесь же Т-25, 30, агрегат ВТЗ-2032, выпускаемый объединением Агромаш. В перечне изделия с маркой Белорус (300-321), ХТЗ (Т-30А, 16МГ, 2511).

Мощность силовых агрегатов не превышает 25 кВт. Их колесная формула — 4х2.

0,9 класс

Группа представлена не только колесными машинами, но и отдельными агрегатами на гусеничном ходу с мощностью моторов до 45 кВт. Причем среди первых есть механизмы с колесной формулой 4х2, как в предыдущих классах, и 4х4. Представлены также тракторы:

  • с 3 колесами (3х2), используемые в хлопководстве;
  • с пониженным клиренсом, которые удобны для работ в горах;
  • с коробками передач, имеющими расширенный диапазон переключаемых скоростей.

Область применения машин:

  • обработка почв легкого типа к посеву разных культур;
  • заготовка сенажа;
  • междурядное окучивание;
  • уборочные работы;
  • опрыскивание посадок при борьбе с вредителями;
  • транспортные работы.

В числе представителей группы есть тракторы:

  • из Белоруси — Белорус-422;
  • от компании Агромаш — 50ТК, 60ТК;
  • от Владимирского тракторного завода — ВТЗ 45АТ, 2048А;
  • из Липецка — ЛТЗ-60АБ, 60АБ10, 55, 55А, 55АН и Т40М, Т40;
  • из Ташкента — Т-24Х4М, 80.10.

1,4 класс

  • липецкий агрегат — ЛТЗ-60АВ;
  • минские машины — МТЗ-50, 52, 80.1, 82, Белорус (900, 921, 923);
  • днепропетровские тракторы ЮМЗ-6 (модели АКМ, ДМ);
  • изделие от корпорации Агромаш — 85ТК.

  • обладают мощностью (до 75 кВт) и тяговым усилием, позволяющим преодолевать сложные дорожные условия;
  • используются для обработки (вспашки, культивации, боронования) не только легких, но и средних грунтов;
  • представлены колесными моделями с 3 и 4 колесами, с приводом на 2 и 4 колеса (практически по 50%).

2 класс

В группе начинают преобладать гусеничные машины с большим разбросом максимальной мощности моторов:

  • до 50 кВт для работы на виноградниках, в садах, свекловодстве;
  • до 60 — для свекловодства и работ в горах;
  • до 100 — портального типа.

Из колесных во 2 классе представлены универсальные пропашные агрегаты с полным приводом, разными и одинаковыми по диаметру колесами на осях.

Их максимальная мощность — 110-175 кВт.

Наиболее востребованными представителями среди гусеничных являются машины Т-70, 70С, 54В из Кишинева, Т-90С — из Харькова. Из колесных:

  • белорусские — ШУ-356, Белорус 1221, 1220;
  • липецкие — ЛТЗ-155, 95;
  • 160-ТК от Агромаша.

3 класс

У колесных тракторов 3 (вплоть до 5) группы колесная формула может быть 4х4 и 6х6. Их мощность ограничена 140 кВт. Из моделей это:

  1. Т-150К и его модификации (09, 09-25), ХТЗ (17021, 17221, 17221-09, 17221-18, 17221-19, 17221-21, 242К, 246К) из Харькова.
  2. МТЗ-2022, 2103 от Минского тракторного завода.
  3. АТМ 3180, 4200 с германской трансмиссией ZF и двигателем Deutz от корпорации Агромаш.

Гусеничные машины в тяговом классе мощностью 70-140 кВт, которые:

  • выпускали в Харькове — Т-150 (модификации — 05-09, 05-09-25, 05-09-25-04), ДТ (175, 75), Т-74;
  • производит концерн Агромаш — модели 180ТК, 90ТГ, ТГ150.

4 класс

4 группа машин по тяговому усилию представлена гусеничными и колесными тракторами. Агрегаты привлекаются для выполнения работ, требующих больших энергозатрат. Их используют для обработки полей обширной площади.

Мощности моторов машин:

  • до 75 кВт на гусеничных движителях;
  • до 125 у передвигающихся на колесах.

Пневмоколесные агрегаты представлены:

  1. Кировцем К-424.
  2. Террионом АТМ-4200, выпускаемым Агромашем.
  3. МТЗ-2022 под маркой Белорус.

5 класс

Из гусеничных агрегатов в этой группе Т-404, 250, 501 от Алтайского тракторного завода. Количество колесных машин большее:

  1. АТМ 5280, которые выпускает Агромаш под маркой Terrion.
  2. Кировцы К700, 701, 702, 703, 744.
  3. Изделия Белорус от МТЗ (2522, 2822, 3022, 3023).

Мощность силовых агрегатов с гусеничным движителем — до 175 кВт, с колесным — 180-210. Они в состоянии справиться с большими объемами пахоты, лущения стерни, снегозадержания, культивации. Применяются для перевозки различных грузов.

6 класс

В этой группе машины гусеничные, болотоходные, с моторами мощностью до 125 кВт. Созданы специально для мелиоративных работ, но трудятся в сельхозпредприятиях на обработке больших по площади полях.

  1. Концерном Агромаш — модель Руслан.
  2. Кировским тракторным заводом — К744 в модификациях Р2, Р3, Р4.
  3. Ростсельмашем — Versatile 535 с колесной формулой 8х4, являющийся рекордсменом по обработке больших полей.

7 класс

В нем 1 представитель — АТМ 7360. Он колесный, производства Агромаш. Выпускается в серии Террион. В нем использован:

  • передний мост от итальянской фирмы Carraro;
  • гидравлика Бош (Германия);
  • немецкая трансмиссия ZF и мотор Deutz BF 6M 1013 FC (280 л. с.).

Трактор способен выполнять энергоемкие сельскохозяйственные работы:

  • обрабатывать почву;
  • убирать урожай;
  • делать сплошной посев.

АТМ 7360 комплектуется широкозахватными и комбинированными агрегатами. Это позволяет ему увеличивать производительность и быстро обрабатывать большие площади.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector