323 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как установить дозатор на мтз 80

Содержание

Как правильно установить дозатор на МТЗ-80?

Для чего нужен насос-дозатор? Какие имеет достоинства и недостатки? Как грамотно установить дозатор на трактор МТЗ?

«Территория» применения насоса-дозатора. Под «территорией» подразумевается точное нахождение насоса, устанавливаемого в объёмные гидроприводы рулевого управления различной сельхозтехники в общем, и белорусских тракторов ММЗ, в частности. Если говорить конкретно, то по существующим производственным ГОСТам, номера которых 28174-89 и 27254-87 подобными устройствами снабжается вся техника, чья максимальная скорость перемещения не превышает 50 км/ч.

В нашем случае, это напрямую касается тракторов марки МТЗ — 80, например, или его более молодого собрата — МТЗ — 82. Дозировка жидкости осуществляется таким насосом в нормированных рамках прямо в гидравлические цилиндры, что позволяет не терять управления трактором даже в нештатных ситуациях (авариях, когда питающий насос не выполняет своих функций) просто с помощью небольшого физического усилия тракториста-оператора.

Характеристики и преимущества

  1. Достаточно компактный и малогабаритный.
  2. Наличие нескольких предохранительных клапанов (обратный входной, подпитывающий, противоударный).
  3. Использование планетарного редуктора для обратной связи (героторный тип).
  4. На одной плоскости находятся все резьбовые соединения.
  5. Клапанная крышка подключаемая.
  6. Прямо на руле или на клапанной крышке возможно подключение трубопроводов.
  7. Рулевая колонка соединяется шпицевым валиком.
  8. Применение специальных приставок при соединении с рулевой колонкой штифтом.
  9. Тройной вариант изготовления (основной, с LS линией и гидравлическим мотором для эксплуатации в аварийных ситуациях).

Конструктивные виды (достоинства и недостатки)

По конструкции дозирующие насосы могут быть всего трёх видов:

  • поршневые (плунжерные) — с прямым вытеснением;
  • мембранные (с диафрагмой) — всасывающе-выталкивающие;
  • перистальтические (на роликовой основе).

В первом случае насос состоит из входящего в цилиндр поршня, изменяющего объёмы пространства резервуара, и выдавливая тем самым необходимое количество рабочей жидкости. Преимущества поршневого вида в том, что он может вкалывать абсолютно при любом давлении, обеспечивая стабильный и неизменный расход.

Во втором (мембранном) виде насоса диафрагма по сути является стенкой камеры, через которую всасывается жидкость за счёт колебания. Не имея никаких движущихся частей, она предназначена для дозировки очень чистой воды и/или реагентов, что говорит о её способности справляться с абразивными (губительными) жидкостями.

И, наконец, в третьем виде насосов осуществляется проталкивающий (роликовый) метод действия. К сожалению, этот метод работы ограничивает использование насоса с плотными жидкостями и повышенными температурными режимами. Зато они безгранично долго работают на малых оборотах и способны также выполнять функции дозирующего устройства.

Установка насоса-дозатора на рулевую колонку своими силами

Здесь необходимо сразу же заметить, что процедура эта пусть и не отличается особой сложностью, но требует к себе повышенного внимания, а также наличия специфических навыков и познаний. Впрочем, невыполнимых задач не существует, поэтому при нужном терпении и правильном подходе, работу вполне можно выполнить и в домашних условиях.

При монтаже рекомендуется использовать специальный установочный комплект, что позволит сэкономить на покупке гидробака, в роли которого будет выступать корпус самого ГУРа.

На нём же будет закреплён и сам насос. Помимо всего прочего, такое решение позволит сохранить в неприкосновенности систему блокировки дифференциала. Работа же проводится в следующей очерёдности:

  • С ГУРа демонтируется распределитель;
  • Выполняется замена всех необходимых подшипников;
  • Снимается червяк и ставится на место новый вал;
  • На плашку крепится НД, для чего используется особый болт с потаем;
  • Собранный агрегат устанавливается на место и подключается к системе.

Рекомендации бывалых трактористов по смене насоса

Безусловно, есть в среде трактористов, как и в других отраслях жизни человека, свои умельцы (Кулибины), решающие, как поставить дозировочный насос, откуда его лучше стащить (снять) и куда монтировать. Это не оригинальные идеи, но право на жизнь они имеют. Итак, по порядку:

  1. Открутив рулевую колонку они выкидывают её вместе с тягами к чертям (или складируют).
  2. Вместо неё устанавливают собственноручно сделанный кронштейн, идентичный по высоте с колонкой, чтобы закрепить там дозатор.
  3. Насос снимают с Балканкара (это такой погрузчик) вместе с цилиндром.
  4. На цапфу мастерят полноразмерные сплошные тяги.
  5. Опять своими руками изготавливают кронштейн для гидравлического цилиндра, чтобы крепить на раме.
  6. Установка производится соединением от рамы к цилиндру, затем к тяге, а подключают это всё через НШ — 10 и вуаля!

Конечно, такой метод в чём-то прост, но при наличии правильно растущих рук и заменяемых узлов с другой техники. При другом раскладе лучше пользоваться заводскими моделями насосов.

Неисправности насоса дозатора МТЗ и их признаки

Любая неисправность дозирующего устройства или системы объемного рулевого управления приводят к осложнениям в работе системы управления. Чтобы восстановить функциональность системы, следует четко знать какой именно узел вышел из строя. Для этого есть ряд признаков:

  1. Передний мост стал более неустойчивым. Этот признак в большинстве случаев свидетельствует о смещении оси поворотного вала. Также возможно образование зазоров в тяге рулевого управления или в узлах насоса.
  2. Поворот руля стал более трудным и требует дополнительных усилий. Причиной является недостаточное количество масла внутри дозатора. Второй вариант – большое количество воздуха внутри гидравлической системы и как следствие – частично холостая работа устройства.
  3. Своевольное изменение положения рулевого колеса. Самостоятельный поворот руля является следствием неправильного положения золотника внутри насоса. За его нейтральное положение отвечают две растягивающие пружины. В случае поломки одной из них, масло постоянно подается на один из цилиндров, и руль поворачивается соответственно.
  4. Слабый упор в процессе поворота или его полное отсутствие. Такое явление наблюдается в том случае, если в дозаторе недостаточно масла. Соответственно его функциональность падает. Второй причиной проблемы может быть истирание уплотнительных прокладок на цилиндрах, отвечающих за поворот машины.
  5. При повороте рулевого колеса, колеса трактора поворачивают в противоположную сторону. В этом случае проблема заключается в том, что выводы к гидравлическим цилиндрам машины неправильно соединены с дозаторным насосом. В результате золотник подает масло не на тот цилиндр, соответственно идет усиление не той стороны.
Читать еще:  Сколько весит двигатель камаз 740

Также одной из проблем в работе насосного оборудования контура гидроусиления является его загрязнение. Когда клапана устройства забиваются грязью и другими частицами, они не способны пропускать жидкость по системе и регулировать давление. В результате снижается функциональность системы и возможна ее поломка.

Насос дозатор в составе гидрообъёмного рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ 80(82)

Трактора МТЗ 80(82) в составе рулевого управления имеют два вида конструкции системы гидравлического усиления. Ранние модели оснащались гидравлической рулевой колонкой – ГУР, более поздние версии трактора имеют систему гидрообъёмного рулевого управления — ГОРУ. С учётом того, что в конструкции ГУР присутствует ряд механических пар, взаимодействующих с золотником гидроусилителя, эффективность работы узла зависит от ряда регулировок зазоров в зацеплении деталей, а также от степени их износа. В практике узел показал себя чувствительным к незначительным нарушениям в сочленениях деталей привода, в зацеплениях червячной пары, и зубчатой планки с сектором.

Несмотря на то, что гидравлическая колонка рулевого управления ГУР является комплексным узлом, обеспечивающим не только механическую передачу руля управления с одновременным гидравлическим усилением на передние колёса, но и автоматическое включение блокировки ведущего заднего моста — система ГОРУ проявила себя менее прихотливым и простым устройством с эффективным усилением.

Узлы гидрообъёмного рулевого управления МТЗ

Система ГОРУ представляет собой ряд взаимодействующих узлов обеспечивающих управление передними колёсами трактора с гидравлическим усилением, а также обеспечивает гидравлический привод блокировки дифференциала заднего моста трактора.

Насос

Давление создаётся штатным узлом в комплектации трактора вне зависимости от системы гидроусиления руля. На МТЗ 80(82) установлен отдельный гидронасос шестерёнчатого типа левого вращения НШ 10 Л или НШ 14 Л с производительностью 21 и 28 литр/мин соответственно. Узел обеспечивает рабочее давление в системе до 140 кгс/см² (14 мПа), размещён в передней правой стороне трактора с приводом от шестерни газораспределения двигателя.

Насосы с большей производительностью устанавливают на тракторах с повышенной нагрузкой на передний мост при использовании фронтального погрузочного оборудования.

Отдельный гидробак обеспечивает систему рабочей жидкостью в объёме до 10 литров, размещён спереди радиатора трактора на полураме, вместо рулевой колонки ГУР. Узел оборудован фильтром для очистки рабочей жидкости.

Насос-распределитель

Основной узел системы – насос дозатор героторного типа обеспечивает распределение и подачу давления масла в рабочие полости гидроцилиндра в соответствии с направлением поворота рулевого колеса управления трактором. Узел поучает привод от руля через карданный вал. В заводской комплектации узел расположен в кабине трактора на кронштейне под рулевой. В переоборудованном варианте устанавливается на дополнительном фланце гидробака ГОРУ.

МТЗ 80(82) комплектуют дозаторами с производительностью 100 или 160 смᶾ. Узел с большей производительностью используют на МТЗ 82 или тракторах с передним погрузочным оборудованием для получения эффективности управления с учётом повышенной нагрузки на передние колёса.

Для нормальной работы дозатора с производительностью 160 смᶾ систему рекомендуют оснащать насосом большей производительности — НШ 14.

Кран блокировки

Золотниковый кран включения блокировки дифференциала заднего моста, получает привод управления от педали — «принудительного включения блокировки» или в переделанном варианте с ГУРа на дозатор от рукоятки управления блокировкой. Узел устанавливается в заводской комплектации под кабиной, в переоборудованном варианте на отдельном кронштейне спереди трактора или на креплении в конструкции гидробака ГОРУ.

Цилиндр гидроусилителя

Силовой гидроцилиндр двухстороннего действия крепится кронштейном к корпусу переднего моста и соединяется штоком с поворотным рычагом рулевой трапеции трактора. Гидроусилитель МТЗ 80(82) оснащается цилиндрами Ц 50х25х200 или Ц 63х30х200, где — ( диаметр цилиндра Х диаметр штока Х ход штока)

В зависимости от модели ведущих мостов МТЗ 82 и неведущих мостов МТЗ 80 кронштейны крепления имеют разную форму, отличаются расположением и размером отверстий.

Схема подключения и принцип работы ГОРУ

Функционирование системы заключается в реагировании золотника насоса дозатора на изменение положения рулевого колеса управления и соответствующей дозированной подачи масла под давлением через открывающиеся каналы узла в полости гидроцилиндра, связанного штоком с поворотной сошкой.

В положении колёс прямо золотник насоса дозатора закрыт и давление перенаправляется в сливную магистраль, которая запитывает кран блокировки. Когда кран закрыт масло, проходя через корпус узла, перетекает в бак системы. При необходимости заблокировать дифференциал выжимается педаль управления, и кран поворачивается в открытое положение, при этом масло под давлением поступает рабочую полость муфты блокировки, фиксируя дифференциал заблокированным. Как только перестают удерживать педаль в выжатом положении, возвратная пружина закрывает кран, масло с муфты перетекает обратно и через дополнительное сливное отверстие крана уходит в бак.

Читать еще:  Что можно сделать из бензопилы урал

Поворачивая рулевое колесо в одну из сторон, открывается одноимённые нагнетательные каналы золотником дозатора, направляя давление масла в соответствующую полость гидроцилиндра. С обратной полости масло под действием давления нагнетаемой полости выжимается через дозатор в сливную магистраль.

Дозатор имеет четыре отверстия для подключения в систему:

  • Отверстие для подачи масла под давлением от гидронасоса системы — обычно помечается на корпусе латинской буквой «Р». Отверстие отличается от других наличием обратного клапана.
  • Отверстие для отвода масла в слив помечается буквой «Т»- присоединяется к крану управления блокировкой.
  • Два отверстия для соединения трубопроводами с полостями гидроцилиндра. Для поворота влево отверстие помечено буквой «L», вправо — «R».

Для осуществления управления блокировкой заднего моста кран имеет четыре отверстия для подключения в систему ГОРУ:

  • Отверстие запитки от сливной магистрали дозатора
  • Отверстие для слива масла через фильтр в бак системы
  • Отверстие для подачи давления масла на блокировку дифференциала и сброса давления при отключении устройства
  • Дополнительное отверстие для слива масла после выключения блокировки

Устройство насоса дозатора

Узел состоит из двух частей — распределителя и героторного насоса. В литой корпус распределителя 10 установлена золотниковая пара, состоящая из наружной 5 и внутренней гильзы 3. Цилиндрические детали входят одна в одну и установлены своей торцевой частью на упорный подшипник. Привод пары осуществляется непосредственно от вала руля шлицевым соединением её наружного конца. Открытие нагнетательных каналов происходит радиальным смещением золотниковых цилиндров относительно друг друга при преодолении усилия пластинчатой пружины рессорного типа 11, установленной в совпадающих проточках входящих одна в одну деталей.

Цилиндрический корпус героторной пары 1 прикреплён к распределителю семью болтами. Сам корпус является статорной частью с внутренними выступами. Внутри статора 1 расположен активный зубчатый ротор 2, работой которого происходит непосредственная перекачка масла при вращении руля. Передача от золотника на ротор осуществляется валом 4, который одним концом соединён шлицевым наконечником с внутренними шлицами ротора, а другим с поперечным пальцем, вставленным золотниковую пару.

При малом сопротивлении повороту колёс подача масла в цилиндр осуществляется работой героторной пары, приводимой вращением руля. Распределитель при этом не подаёт давление масла в цилиндр, так как усилия сопротивления повороту недостаточно для преодоления упругости пластинчатой пружины, удерживающей золотник в закрытом положении. Таким образом, осуществляется корректировка направления при движении трактора прямо. При осуществлении поворота и возникновении сопротивления управляемым колёсам, обратное усилие сжимает пластинчатую пружину и смещает наружную золотниковую часть относительно внутренней, таким образом, открываются нагнетательные каналы, соответствующие направлению поворота. В этом случае масло под давлением подаётся в соответствующую полость цилиндра, осуществляя усиление повороту колёс.

Предел давления в системе регулируется встроенным в насос предохранительным клапаном 6. Для предотвращения поломок системе ГОРУ от гидроударов возникающих при биении колёс на грунтовых дорогах распределитель оснащён парами противоударных 7 и вакуумных клапанов 8. При резком увеличении давления противоударные клапана сглаживают нагрузку сбросом масла в сливной канал. Избыточное разрежение компенсируется подачей масла срабатыванием вакуумных клапанов.

Как самостоятельно переделать на МТЗ рулевое на дозатор

Переделать на МТЗ рулевое на дозатор можно самостоятельно при помощи специальных инструментов. Такая замена помогает улучшить работу системы управления транспортным средством.

Устройство и принцип действия дозатора

Конструкция насоса-дозатора включает в себя такие элементы, как:

  • золотник гидравлического распределителя;
  • гильза гидрораспределителя;
  • клапан обратного типа;
  • противоударное устройство;
  • штифт;
  • регулировочный винт;
  • центрирующий пружинный механизм;
  • уплотнительные кольца золотника;
  • устройство для съема грязи;
  • подшипник упорного типа;
  • клапан предохранительного типа;
  • крышка;
  • статор дозирующего узла;
  • карданный вал;
  • ротор;
  • крепежный болт;
  • магистраль для слива;
  • нагнетательная магистраль.

Противовакуумные клапанные элементы дают возможность масляной жидкости перемещаться в гидравлической системе цилиндров в случае аварийной ситуации.

Противоударные клапаны необходимы для регулировки уровня давления в магистралях.

Принцип работы устройства:

  1. Данный механизм воздействует на управляющую систему трактора.
  2. Насосный элемент начинает подачу топливной жидкости к гидравлическому цилиндру, благодаря чему усиливается действие оператора.
  3. Если воздействие на управляющую систему отсутствует, то положение дозатора остается нейтральным, он пропускает топливо сразу к системе слива.

Как установить

Для того чтобы поставить дозатор на МТЗ старого образца своими руками, нужно подготовить следующие механизмы:

  • кронштейн;
  • рулевая тяга;
  • гидравлический рулевой цилиндр;
  • гидравлический бак.

Порядок установки дозатора:

  1. Демонтировать коробку гидравлического рулевого управления.
  2. Убрать рукоятки управления и снять пластины с пыльников.
  3. Снять уплотнительные кольца и крышки.
  4. Вытянуть золотники.
  5. Заменить износившиеся подшипники и установить бак.
  6. Демонтировать червяк автомобиля.
  7. На место червяка поставить вал дозирующего механизма.
  8. Прикрутить устройство для дозировки к необходимой планке.
  9. Зафиксировать все элементы при помощи крепежных болтов.
  10. Проверить насосный механизм на наличие повреждений и дефектов.
  11. Установить механизм в систему гидравлического устройства усиления.
  12. Заменить систему блокировки ГУРа на блокирующий дифференциал.
  13. Подключить механизм. Схема подключения есть в руководстве пользователя МТЗ.
  14. Проверить объем масла и рабочей жидкости.
  15. Запустить силовой агрегат и проверить работу дозатора.

Данный механизм нельзя устанавливать на транспорт, максимальная скорость передвижения которого превышает 50 км/ч.

Регулировка

Регулировка дозатора выполняется следующим образом:

  1. Необходимо демонтировать сам механизм, не снимая сошки.
  2. Затем зажать насосный элемент в тисках при помощи штуцеров и опустить.
  3. Нужно слить остатки рабочей жидкости в специальную емкость.
  4. После этого провернуть вал при помощи гаечного ключа.
  5. Рукой нажать на вал золотника и покачать сошку. Если осевой люфт находится не на месте, то нужно отрегулировать подшипники упорного типа.
  6. Необходимо выправить регулировочную гайку в пазы картера.
  7. При помощи специального ключа провернуть гайку по часовой стрелке до тех пор, пока не пропадет зазор между механизмами.
  8. Затем измерить момент проворачивания вала золотника при помощи динамометра. Полученный показатель не должен превышать 1 кгс.
  9. После этого установить буртик крепежной гайки в паз.
  10. Покачивая конструкцию сошки, определить, есть ли зазор между элементами системы зубчатого зацепления. При необходимости устранить его. Для этого нужно демонтировать сошку и при помощи отвертки отрегулировать зазор.
Читать еще:  Механизм навески трактора мтз 80

Перед тем как отрегулировать насос дозатора, необходимо слить всю топливную жидкость и ослабить контргайку поворотного вала.

Принцип работы и нюансы монтажа насоса-дозатора на МТЗ

Насос дозатор МТЗ — это составляющая часть гидрообъемного комплекса, управляющего трактором. Он способствует правильному распределению жидкости и ее подаче к гидравлическим цилиндрам, что, в свою очередь, значительно упрощает управление трактором.

Это позволяет оператору прикладывать намного меньше усилий для поворота колеса, что очень важно при сильной загруженности трактора.

1 Какой принцип работы насоса МТЗ?

Насос дозатор МТЗ выпускают на тракторном заводе в Минске. Производителем было максимально упрощено устройство агрегата для обеспечения хорошей износоустойчивости механизмов и простоты в обслуживании. Агрегат включает 3 главные комплектующие части:

  • корпус с клапанным блоком;
  • особый качающийся узел;
  • механизм распределения.

Устройство насоса дозатора ГУР МТЗ

В качающемся узле насоса — несколько частей: неподвижный статор и ротор, к которым подходит золотник устройства. Золотник крепится 2 пружинами и соединяется с валом колонки руля. Двигаясь, рулевая колонка приводит в движение золотник и, смещаясь относительно центральной оси, осуществляет поставку масла внутрь насоса.

Особый клапанный блок корпуса содержит противовакуумные, предохранительные, обратные и противоударные клапаны. Обратные клапана требуются в случае отказа гидравлического мотора. Тогда клапаном перекрывается сливной канал системы гидравлического усиления, мешая перемещению жидкости. Предохранительные клапаны регулируют давление в системе маслопровода.

Противовакуумные клапаны способствуют перемещению масла в гидравлические цилиндры при авариях в системе. Противоударными клапанами регулируется давление в магистралях при очень большой нагрузке при движении по неровным участкам трассы.

Устанавливать насос дозатор необходимо на технику, движущуюся со скоростью не выше 50 км/ч, а располагать в объёмном гидравлическом приводе машины.

Воздействуя на управляющую систему, насос дозатор осуществляет подачу рабочей жидкости к гидроцилиндру и усиливает действия оператора. При отсутствии воздействия на управляющую систему положение насоса становятся нейтральным, и он пропускает жидкость непосредственно к сливной системе.
к меню ↑

2 Как правильно выполнить установку насоса дозатора?

При установке насоса дозатора на МТЗ 80 и МТЗ 82 выполняется частичная замена системы ГУР (гидравлического управления руля) на ГОРУ (гидравлическое объёмное рулевое управление).

В комплект ГОРУ входят:

  • особый кронштейн гидравлического цилиндра;
  • усиленная тяга руля;
  • 2 рычага;
  • гидравлические цилиндры на передний мост с комплектом пальцев;
  • насос дозирующий;
  • особый переходник для насоса;
  • каналы высокого давления.

Комплект для установки ГУР на трактор МТЗ

Если необходимо, также покупают кран, блокирующий дифференциал механизма ГОРУ. Его применяют, чтобы заменить блокировку, используемую на ГУР. Этот кран предоставляет возможность для блокировки руля на нестабильных дорожных участках, что улучшает проходимость транспорта.
к меню ↑

2.1 Алгоритм установки

  1. В первую очередь снимают коробку ГУР (распределитель). Для этого необходимо снять рычаги управления, потом изъять пластины пыльников, уплотнители и пыльники. Потом нужно снять крышки и вытянуть золотники.
  2. На следующем этапе меняют подшипники, если имеющиеся износились.
  3. Снимают червяк агрегата.
  4. На место червяка устанавливают вал дозатора.
  5. Устройство для дозировки прикручивают к необходимой планке. Для установки используют потайные болты.
  6. Потом насос проверяют и после этого устанавливают насос дозатора на мтз в систему гидравлического усиления.

Остальной комплект ГОРУ меняют до того, как будет произведена установка агрегата.
к меню ↑

2.2 УСТАНОВКА АГРЕГАТА НА МТЗ СВОИМИ РУКАМИ (ВИДЕО)

3 Неисправности насоса

Всякая неисправность дозатора на мтз 82 или системы объёмного управления руля может вызвать осложнения в функционировании управляющей системы. Для восстановления работоспособности системы необходимо чёткое понимание того, что именно пришло в негодность. Об этом можно судить по таким признакам:

  1. Неустойчивость переднего моста говорит о том, что ось поворотного вала сместилась. Также это может указывать на то, что в узлах агрегата или в тяге управления руля образовались зазоры.
  2. Для того чтобы поворачивать руль, необходимо прикладывать больше усилий. Причина — малый объём масла в дозаторе. Вторая возможная причина – большой объём воздуха в гидросистеме, что может привести к холостой работе оборудования.
  3. Произвольное изменение положения колеса руля. Руль может поворачиваться сам из-за неправильного расположения золотника в насосе. Нейтральное положение золотника зависит от 2-х растягивающих пружин. Если одна из них поломается, возможна постоянная подача масла на один из цилиндров, что вызовет поворот руля.
  4. Плохой упор при повороте или его отсутствие. Это может объясняться недостаточным количеством масла в дозаторе, что ухудшает его работоспособность. Ещё одна причина этой неисправности – износ прокладок уплотнения на цилиндрах, которые отвечают за поворот автомобиля.
  5. Поворот колеса трактора в противоположную сторону при повороте руля. Это вызвано неправильным соединением выводов к гидроцилиндрам автомобиля с насосом дозатором, что приведёт к подаче масла на другой цилиндр и усилится другая сторона.

Схема установки насоса дозатора

Также к неисправности может привести загрязнение контура гидравлического усиления.

Если клапаны насоса забьются грязью и прочими частичками, то они не смогут обеспечить пропускание жидкости по системе и регулирование давления. Итогом будет снижение работоспособности системы, и она может сломаться.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector