35 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как высчитать норму расхода топлива

Как высчитать норму расхода топлива

Водитель на автомобиле-самосвале МАЗ-5334 (двигатель ЯМЗ-236, линейная норма расхода дизельного топлива 28,0 л на 100 км согласно позиции 145 1 таблицы 3 «Нормы расхода топлива на самосвалы» норм расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование, установленных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.01.2012 № 3) доставил песок массой 6 т из карьера на строительный объект в г. Минске, а с указанного объекта — строительный мусор массой 4 т на место его захоронения. После этого порожний самосвал вернулся в карьер, чтобы совершить следующий рейс.

Грузоподъемность автомобиля — 10 т. Температура окружающего воздуха при выезде автомобиля зафиксирована равной +25°C.

В каждом таком рейсе пробег самосвала составляет:

— 3 км — по грунтовым, внутрикарьерным дорогам;

— 15 км — по загородным дорогам с асфальтобетонным покрытием;

— 7 км — по г. Минску;

• со строительным мусором:

— 7 км — по г. Минску;

— 15 км — по загородным дорогам с асфальтобетонным покрытием;

— 2 км — по грунтовым дорогам;

• порожняком по грунтовым, внутрикарьерным дорогам — 2 км.

Рассчитаем расход топлива автомобиля-самосвала при совершении одного рейса, обрисованного в ситуации.

При эксплуатации автотранспортных средств расход топлива следует рассчитывать в соответствии с Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее — Инструкция № 141).

С учетом положений Инструкции № 141 расход топлива для любой поездки может быть рассчитан по формуле:

Рт = 0,01 x ЛН x (П1 x (1 + К1) + П2 x (1 + К2) + П3 x (1 + К3) + …) + Рт доп ,

где 0,01 — коэффициент, применяемый в связи с тем, что линейная норма расхода топлива установлена в литрах на 100 км;

ЛН — установленная линейная норма расхода топлива (в литрах на 100 км);

П1, П2, П3 и т. д. — пробег автомобиля (в км) на отрезках дороги с неизменными условиями эксплуатации;

К1, К2, К3 и т. д. — результирующий коэффициент корректировки линейной нормы расхода топлива, применяемый для отдельно взятого пробега, совершаемого в неизменных условиях эксплуатации автомобиля. Результирующий коэффициент корректировки рассчитывается с учетом всех повышений и понижений линейной нормы расхода топлива, применяемых для отдельно взятого пробега, на основании пп.10-15 Инструкции № 141;

Рт доп — дополнительный расход топлива (в литрах), рассчитываемый в случаях, обозначенных в пп.16, 18-22 Инструкции № 141.

При расчете расхода топлива для изложенной выше ситуации используются следующие коэффициенты корректировки линейной нормы расхода топлива (на основании утвержденного руководителем организации положения о применении повышающих (понижающих) коэффициентов):

• плюс 0,15, так как при пробеге автомобиля по г. Минску, где численность населения составляет 1,9 млн человек, применяется повышение не более 15 % (подп.10.2 п.10 Инструкции № 141);

• плюс 0,20, так как при движении автомобиля по пересеченной местности, грунтовым, внутрикарьерным или отвальным дорогам применяется повышение не более 20 % (подп.10.4 п.10 Инструкции № 141);

• плюс 0,07, так как в связи с работой в автомобиле кондиционера применяется повышение не более 7 % (подп.10.13 п.10 Инструкции № 141);

• минус 0,15, так как в связи с эксплуатацией автомобиля на загородных дорогах с асфальтобетонным покрытием применяется понижение не более 15 % (п.12 Инструкции № 141).

При необходимости применения одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности (п.15 Инструкции № 141).

В рассматриваемой ситуации есть три участка пробега с относительно неизменными условиями эксплуатации:

1) пробег по грунтовым, внутрикарьерным дорогам;

2) пробег по загородным дорогам с асфальтобетонным покрытием;

3) пробег по г. Минску.

Для пробега по грунтовым, внутрикарьерным дорогам результирующий коэффициент корректировки линейной нормы составляет 0,27 (0,20 + 0,07).

Для пробега по загородным дорогам с асфальтобетонным покрытием результирующий коэффициент корректировки линейной нормы составляет -0,08 (0,07 — 0,15).

Для пробега по г. Минску результирующий коэффициент корректировки линейной нормы составляет 0,22 (0,15 + 0,07).

При расчете дополнительного расхода топлива для самосвалов следует учитывать положения пп.19-22 Инструкции № 141.

Как рассчитать расход топлива

Траты на горючее – обязательная статья расходов в случае с любым автомобилем, оснащенным ДВС. О тратах можно узнать самостоятельно, произведя нехитрый расчет потребления топлива. Как это сделать правильно, а заодно узнать траты на каждый километр пробега?

Практика показывает, что большой расход горючего порой способен сильно опечалить даже очень обеспеченного человека. Ну а широкие народные массы стараются приобретать машины, которые гарантированно не будут пожирать бюджет своим непомерным аппетитом. Другое дело, что потребление топлива в реальных условиях может заметно отличаться от данных, заявленных компаниями-производителями – например, замеры по ездовому европейскому циклу NEDC проводились в условиях, заметно отличавшихся от привычных эксплуатационных режимов.

Читать еще:  Как устроен клапанный механизм

Произвести расчет потребления бензина или дизельного топлива можно легко и просто с помощью многочисленных онлайн-калькуляторов, хотя не возбраняется сделать это самостоятельно, благо ничего особенно сложного в этом нет.

Необходимые действия для расчета расхода топлива

В первую очередь заправьте полный бак бензина или солярки, не забыв обнулить суточный километраж, находящийся на панели приборов рядом с основным пробегом автомобиля, «обнулять» который не рекомендуется. После этого вам надо проехать пару-тройку сотен километров, затем снова заправить автомобиль до полного бака, дабы узнать, сколько горючего войдет в резервуар. После этого вы сможете узнать реальный средний расход топлива своего транспортного средства.

Куда ехать и что делать потом

Как правильно рассчитать расход? Если вы хотите узнать всю правду об аппетитах своего автомобиля, то постарайтесь обойтись без «читинга», то есть без условного жульничества. Не пытайтесь едва давить на педаль газа или стараться все время ехать накатом – ведите себя естественно и езжайте в привычной для вас манере. Крайне желательно, чтобы ваш маршрут пролегал не только по городу, но и по шоссе – так вы сможете выяснить среднее потребление топлива. Рекомендуется примерно две трети времени посвятить городской толчее, а оставшееся – свободе загородных трасс. После того, как вы намотаете на одометр двести-триста километров, вновь заправьтесь под завязку. Так вы узнаете, сколько топлива реально ушло на поездку и сравните фактический расход с цифрами, которые предоставляет ваш бортовой компьютер.

Формула расчета расхода топлива

Теперь рассчитаем расход топлива автомобиля. Для этого используется очень простая формула: израсходованное количество топлива вы делите на пройденное расстояние и умножаете получившееся число на сто (100). Дабы это не казалось вам чем-то сложным, приведем пример. Допустим, вы потратили 28 литров на 300 километров пути. Вычисления будут такими: 28 / 300 x 100 = 9,3 л/100 км.

Формула для расчета трат на топливо

Выяснив фактическое потребление горючего, вы можете узнать, во сколько вам обходится каждый километр пути, воспользовавшись данными, описанными выше, а затем порадоваться или ужаснуться. Формула следующая: значение среднего расхода умножается на стоимость топлива и делится на 100. Итак, во время контрольной поездки у вас получилось 9,3 л/100 км. Допустим, ваш автомобиль потребляет бензин Аи-95, который сейчас стоит порядка 46 рублей за литр. Полученный результат: 9,3 x 46 / 100 = 4,3 рубля на каждый километр или 430 рублей на 100 километров пробега.

Почему расход топлива может быть завышенным

Обратите внимание: наша гипотетическая цифра в 9,3 л/100 км – не самый плохой результат среднего потребления горючего. Допустим, именно столько у вас и должно было получиться, однако расчеты показали, скажем 12-14 литров при привычном ритме движения. Каковы причины перерасхода «золотого» нынче топлива? Их очень много, начиная стилем вождения и заканчивая многочисленными техническими неисправностями.

Перед тем как искать причину в технических проблемах, предлагаем начать с малого, и первым делом проверить давление в шинах. Если они снижено, то аппетит двигателя может возрасти и довольно заметно. На крыше есть багажник? Он создает аэродинамическое сопротивление и это также увеличивает расход топлива вашей машины. А еще свое веское слово может сказать включенный кондиционер.

Что касается технических неисправностей, то виновником может быть загрязненный воздушный фильтр, ставящий на пути воздуха труднопроходимый барьер, либо неисправные форсунки или топливный насос. Неоптимальное соотношение топливно-воздушной смеси напрямую влияет на масштабы потребления горючего, а в особо запущенных ситуациях могут стать причиной серьезных поломок. Изношенные свечи, высоковольтные провода и катушки системы зажигания также способны повлиять на увеличение расхода топлива и заметно повлиять на поведение автомобиля.

Неисправные тормозные механизмы, например, «подклинивающий» суппорт, вышедшие из строя ступичные подшипники и неотрегулированный сход-развал также имеют самое прямое влияние на траты. Но, повторимся, все эти неисправности имеют очень характерные последствия, не заметить которые довольно сложно. Если суппорт «подклинивает», то будет сильно греться тормозной диск, приказавший долго жить подшипник будет гудеть, а из-за кривого сход-развала быстро придут в негодность шины.

Как снизить расход топлива

Существует перечень правил, позволяющий уменьшить потребление горючего. Прежде всего, помните, что на аппетиты зависит техническое состояние машины. Если вы водитель, исповедующий активный стиль пилотирования, и при этом желаете тратить на бензин поменьше, то ломайте привычки.

Разгоняйтесь плавно, старайтесь избегать интенсивных ускорений и пораньше переключайтесь на более высокую передачу. Если позволяет дорожная обстановка и рельеф местности, то практикуйте езду накатом. Кстати, на светофорах и в глухих пробках вы сами можете играть роль системы стоп-старт (автоматической выключение и включение двигателя при остановках), которую нынче можно часто встретить на современных машинах – просто глушите агрегат при более-менее длительных паузах. Вырвавшись на трассу, помните, что быстрая езда с не оптимально высокими оборотами двигателя также ведет к заметному перерасходу. Выбрав скорость в 100-110 км/ч вы не выйдете за пределы разумного потребления топлива.

Как рассчитать норму расхода бензина

Расчет нормы расхода топлива

Способы подсчета нормы расхода бензина своего автомобиля полезно знать каждому автовладельцу. Это поможет правильно оценить финансовые затраты при длительных поездках, а также общую стоимость грузовых и пассажирских перевозок. Существует множество вариантов подсчета расхода бензина на автотранспорте. Вопрос лишь в том, для каких целей это нужно.

Читать еще:  Как рассчитать лизинговые платежи

Простому автовладельцу достаточно будет определить средний и моментальный расход ГСМ, в то время как для профессионалов, в том числе для бухгалтеров предприятий, на балансе которых находятся автотранспортные средства, более интересна будет удельная норма расхода топлива, а также норма его расхода при различных условиях работы.

ГСМ и путевой лист

Под горюче-смазочными материалами (ГСМ) понимают не только само топливо, в качестве которого может выступать бензин, дизель или газ, но и всевозможные смазочные материалы и жидкости (тормозная, охлаждающая). ГСМ – это любые материалы, которые используются в обслуживании автотранспорта.

Для списания ГСМ на предприятии Минтрансом РФ разработаны особые нормативы, при этом Налоговый кодекс РФ не запрещает использовать и нормативы собственной разработки. В последнем случае они будут учитывать различные понижающие и повышающие коэффициенты, связанные с временем года, погодой и другими факторами, при которых происходит эксплуатация автотранспорта.

Расчет ГСМ (под которыми в нашей статье будет подразумеваться именно топливо) в организации ведется при помощи первичного учетного документа – путевого листа. Именно путевые листы содержат информацию о времени отправления и возврата транспорта на начальную точку пути, нормы расхода топлива и прочих расходных материалов, подробные характеристики груза, а также данные о цели поездки и другие сведения, которые имеют к ней отношение.

Важно! В большинстве случаев используется готовый бланк путевого листа формы № 3. При использовании автотранспорта в коммерческих целях используется бланк формы № ПГ-1, а при использовании грузового транспорта с повременной оплатой труда – формы № 4-П.

Простая формула подсчета ГСМ

Есть несколько очень простых способов подсчета расхода бензина и иного топлива. К примеру, вычислить моментальный (мгновенный) расход, то есть количество топлива, потребляемого в данный момент времени, можно при помощи встроенного бортового компьютера. На нем отображается много полезной информации, включая средний расход бензина на 100 км, норма расхода топлива за текущую поездку и моментальный расход. При помощи бортового компьютера можно легко задать параметры новой поездки и увидеть на экране необходимое для нее количество бензина или дизеля.

Но что делать, если в автомобиле нет такого компьютера? Использовать формулу:

Расход топлива на 100 км = потраченное количество топлива (л) / количество пройденного пути (км) * 100

Чтобы не подсчитывать все вручную, можно воспользоваться стандартным калькулятором, встроенным в операционную систему Windows 7, 8, 10 . Для этого во вкладке «Вид» калькулятора выбираем раздел «Листы» и нажимаем на строчку «Экономия топлива (л/100 км)»:

Далее лишь остается ввести исходные значения в графы «Расстояние (километры)» и «Расход топлива (литры)» и нажать на кнопку «Вычислить»:

Вернуть калькулятор в стандартный режим работы можно при помощи одновременного нажатия на клавиши Ctrl и F4.

Чтобы проверить расход топлива «от полного бака» автомобиля, необходимо:

  • На автозаправке залить полный бак;
  • Записать текущий километраж (пробег), выставленный на спидометре;
  • Использовать автомобиль до тех пор, пока не появится сигнал о критическом уровне топлива в баке;
  • Снова заправить полный бак;
  • Записать количество пройденных километров со времени предыдущей заправки и количество залитого в последний раз бензина;
  • Использовать приведенную выше формулу.

Такой способ подсчета расхода бензина имеет серьезные погрешности. Лучше всего проводить ее регулярно, это поможет выявить зависимость расхода бензина от погодных факторов, дорожных условий и других переменных.

Важно! Внезапное увеличение потребления топлива может свидетельствовать о наличии серьезной неполадки в работе автомобиля.

Как подсчитать нормативный расход бензина?

Существует и более профессиональный способ подсчета расхода бензина или дизеля, установленный распоряжением Минтранс России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Для каждой модели, марки и модификации автомобиля указанным распоряжением установлена своя норма расхода топлива, которая зависит, в том числе, и от условий работы транспорта, его классификации и назначения.

Формула подсчета нормы расхода бензина для легкового автотранспорта выглядит так:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D),

  • где Qн – нормативный расход бензина, в литрах;
  • Hs – базовая норма расхода бензина по отношению к пробегу автомобиля, в л/100 км (свои цифры для каждого вида и типа транспорта есть в приложении к указанному распоряжению Минтранса);
  • S – пробег автомобиля, в км;
  • D – повышающий или понижающий поправочный коэффициент, по отношению к норме, в процентах. Все поправочные коэффициенты представлены в распоряжении Минтранса.

Под пробегом автомобиля (S) в данной формуле понимается не общий пробег, а то расстояние, которое вы проехали или только собираетесь проехать при заданных погодных или иных условиях. При использовании поправочных коэффициентов необходимо быть осторожным. К примеру, в формулу нельзя вставлять коэффициент за использование кондиционера в зимнее время. А вот климат-контроль используется в любое время года.

Важно! Коэффициент на использование автомобиля в населенном пункте не применяется в случае, если транспорт работает за его пределами. Однако при работе за заданный промежуток времени и по городу, и за его границами придется сделать два отдельных расчета.

В качестве примера расчета возьмем следующие условия: легковой автомобиль марки ГАЗ-24-10 используется в горной местности на высоте от 300 до 800 метров над уровнем моря, а общий пробег за заданный промежуток времени составляет 244 км.

Читать еще:  Как сделать самодельный прицеп для мотоблока

В соответствии с информацией, представленной в распоряжении Минтранса РФ № АМ-23-р, базовая норма расхода топлива для автомобиля нашей модели составляет 13 литров на каждые 100 километров (Hs). Надбавка (поправочный коэффициент D) за работу в горных условиях равна 5%.

Отсюда подсчет нормативного расхода бензина в рамках пробега 244 км:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 13,0 х 244 х (1 + 0,01 х 5) = 33,3 л

Поправочные коэффициенты, влияющие на расход топлива

О базовых нормах расхода топлива на каждые 100 км пути можно узнать не только в распоряжении Минтранса, но и в технической (паспортной) документации к автомобилю. При подсчете нормы расхода бензина необходимо учитывать множество поправочных коэффициентов:

  1. В холодное время года используются повышающие коэффициенты расхода топлива, в зависимости от региона. На Юге – от +5% до +7%, в Центре и на Урале – от +10% до +12%, в Сибири и на Севере — +15%, на Крайнем Севере – от +18% до +20%;
  2. Повышающий коэффициент действует и при использовании автомобиля в населенных пунктах. В городах с населением более 3 миллионов человек — +25%, от 1 до 3 миллионов человек — +20%, от 250 тысяч до 1 миллиона человек — +15%, от 100 до 250 тысяч — +10%;
  3. Для старых автомобилей старше 5 лет с пробегом более 100 тыс. км — +5% расхода топлива. Для автомобилей старше 8 лет и пробегом более 150 тыс. км — +10%.

Особые поправочные коэффициенты подставляются в формулу и при использовании кондиционера или климат-контроля (+7%), при перевозке нестандартных и тяжеловесных грузов (от +15% до +35%) и даже при использовании грузовых автомобилей без учета перевозимого груза (+10%). Дополнительно, для подсчета нормы расхода топлива в случае грузового автотранспорта используется метод спутникового слежения за его перемещениями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Расчет расхода топлива легкового автомобиля

Ситуация

Работник торговой организации направлен в командировку на легковом автомобиле Renault Duster 2.0i, принадлежащем организации. Автомобиль оборудован 4-ступенчатой автоматической коробкой передач (АКПП), кондиционером, работает на бензине.

В соответствии с заданием работник следовал по маршруту Минск — Жодино — Могилев — Минск.

Пробег автомобиля составил:

2) по дорогам с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенных пунктов (далее — загородные дороги):

— Минск — Жодино — 70 км;

— Жодино — Могилев — 169 км;

— Могилев — Минск — 199 км.

Приказом руководителя к линейной норме расхода топлива применяется повышение (понижение) по следующим основаниям :

Учетной политикой установлено, что учет топлива ведется в литрах с точностью два знака после запятой.

Линейная норма расхода топлива

На автомобиль Renault Duster 2,0i с 4-ступенчатой АКПП установлена обязательная к применению линейная норма расхода топлива (далее — линейная норма) — 9,8 л/100 км .

Повышение (понижение) линейной нормы

К линейной норме расхода топлива применяются повышения (понижения) по отдельным основаниям . Повышение (понижение) устанавливаются приказом руководителя .

В рассматриваемой ситуации повышение линейной нормы производится при эксплуатации автомобиля :

1) в городах с численностью:

— от 100 тыс. до 300 тыс.чел. — не более 5%;

— от 300 тыс. до 1 млн.чел. — не более 10%;

— от 1 млн. до 3 млн.чел. — не более 15%;

— свыше 3 млн.чел. — не более 25%.

По данным Белстата, численность населения на 01.01.2018 составляет:

— в Минске — 1982444 чел.;

— в Могилеве — 381353 чел.;

— в Жодино — 64559 чел.

В нашей ситуации применяется повышение линейной нормы при эксплуатации автомобиля:

— в Минске (население от 1 млн. до 3 млн.чел.) — на 15%;

— в Могилеве (население от 300 тыс. до 1 млн.чел.) — на 10%.

При эксплуатации автомобиля в Жодино повышение не применяется, т.к. численность населения меньше 100 тыс.чел.;

2) оборудованного кондиционером. Линейную норму можно повысить не более, чем на 7%. Повышение устанавливается независимо от времени года и температуры наружного воздуха.

В рассматриваемой ситуации автомобиль оснащен 4-ступенчатой АКПП. При эксплуатации автомобилей, оборудованных АКПП, допускается повышение линейной нормы не более, чем на 6% . Вместе с тем для нашего автомобиля линейная норма установлена с учетом АКПП. Поэтому такое повышение не применяется.

Понижение линейной нормы производится при эксплуатации автомобиля на загородных дорогах. Такое понижение возможно не более чем на 15% .

При применении одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности .

Расчет нормируемого расхода топлива

Норма расхода топлива рассчитывается по формуле:

Рнорм — нормируемый расход, л;

Нлин — линейная норма расхода топлива, л;

Пi — расстояние, пройденное автомобилем в определенных условиях эксплуатации (пробег), км;

ki — коэффициент корректировки линейной нормы расхода топлива в этих условиях эксплуатации.

Примечание
Формула приведена из комментария к Инструкции N 141, размещенного на сайте РУП «Транстехника».

Коэффициент 0,01 применяется в связи с тем, что пробег определяется в километрах, а линейная норма установлена на 100 км.

Рассчитаем нормируемый расход топлива в рассматриваемой ситуации:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector