26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое локализация производства

Содержание

Наполовину русские: как иномарки спасаются локализацией

Выпускаемые в России автомобили иностранных марок, в среднем, почти наполовину состоят из деталей отечественного производства. Сегодня локализация приобрела для зарубежных автопроизводителей особое значение: в условиях падения рубля закупка комплектующих в национальной валюте позволяет сдерживать рост цен и сохранять маржинальность. Однако серьезной проблемой для сборщиков иномарок остается низкое качество продукции российских поставщиков.

101777_1_5

От ковриков — к моторам

На заре автомобильного бума в России зарубежные компании активно разворачивали у нас отверточную сборку своих машин, для которых у отечественных поставщиков закупались в лучшем случае салонные коврики. Однако в 2005 году российское правительство ввело режим промышленной сборки, в рамках которого иностранцы должны были достигнуть необходимого уровня локализации производства, получив взамен возможность беспошлинно ввозить комплектующие. Соответствующие соглашения с властями подписали многие зарубежные автопроизводители, тем более что последующее повышение пошлин на ввоз готовых кузовов окончательно поставило крест на крупноузловой сборке.

В 2011 году правительство решило продлить промсборку до 2020 года, ужесточив при этом требования для его участников. Тогда желающих воспользоваться льготным режимом было всего четыре — консорциум АВТОВАЗ-Renault-Nissan-«ИжАвто» и КАМАЗ-Mercedes, СП «Ford Sollers», Volkswagen и General Motors. Они обязались расширить производственные мощности до 350 тыс. автомобилей в год и достичь локализации в 60%, в том числе за счет двигателей российского производства.

b508825f13331acda115865f275cc433

С русским «сердцем»

По данным Минпромторга на 2014 год, средний уровень локализации иномарок в нашей стране достиг 45%. Конечно, поначалу автопроизводители стали закупать у российских поставщиков такие простейшие комплектующие, как фары, колесные диски, аккумуляторы, сиденья, топливные баки и пластиковые изделия — панели приборов, бамперы. Как отмечает начальник отдела связей с общественностью «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева, автопроизводители традиционно стараются локализовать в первую очередь крупные автокомпоненты, чтобы снизить затраты на их логистику. Однако в дальнейшем перечень локализованных деталей пополнили, к примеру, выхлопные системы, элементы подвески и штампованные детали кузова, что вывело локализацию иномарок в России на новый уровень.

«Основную долю в объеме локализованных автокомпонентов для иномарок составляют отдельные детали интерьера, экстерьера и кузова, поскольку их локализация требует относительно небольшого объема инвестиций, а также небольшого требуемого объема производства для достижения экономической эффективности», — констатирует менеджер практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Александр Кардаш.

1324011856

Между тем дошла очередь и до технически сложных агрегатов, таких как мотор и трансмиссия. АВТОВАЗ, освоивший производство двигателей и коробок передач по лицензии Renault-Nissan, с прошлого года поставляет их для выпускаемых в России моделей Renault и Nissan. А в ближайшее время свои моторные заводы запустят в России Volkswagen и Ford. По словам исполнительного директора НП «Объединение автопроизводителей России» Игоря Коровкина, наибольшую трудность в локализации автокомпонентов представляют технически сложные узлы и агрегаты, такие как двигатели, коробки передач, электронные системы управления и их составляющие, а также изделия, экономическая эффективность производства которых предполагает их массовый выпуск.

Об иномарках — в деталях

Наиболее глубокой локализации на сегодняшний день достиг Renault (68%) в рамках подписанного совместно консорциумом соглашения о промсборке. Больше всего отечественных комплектующих получили Renault Logan, Sandero и Duster, причем высокая степень локализации достигается, прежде всего, за счет широкой номенклатуры штампованных элементов кузова. Уже с момента открытия производства Hyundai обеспечил локализацию Solaris и Kia Rio в 46%, в том числе благодаря собственной штамповке кузовных деталей. На российских заводах Volkswagen, Ford и Nissan этот показатель составляет 40–45%. Седаны Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan «обрусели» лишь на 35%, Toyota Camry — на 30%, а вседорожники Mitsubishi Outlander и Pajero Sport — и вовсе на 20%.

1438479232_01

Как отмечают в PwC, автопроизводители отдают предпочтение локализации автомобилей массового сегмента, где целевая аудитория достаточно чувствительна к цене. «В условиях продолжающейся девальвации рубля локализация автокомпонентов является одним из немногих инструментов для производителей иномарок по сдерживанию роста себестоимости автомобиля и, как следствие, цены на конечный продукт, — комментирует Александр Кардаш. — Однако на дальнейшие планы по локализации производства иномарок будут влиять ожидания по динамике автомобильного рынка в России. Если в среднесрочной перспективе авторынок продолжит сокращаться, многие производители могут пересмотреть свои планы (в том числе с точки зрения объемов производства и сроков локализации автокомпонентов) или вообще отказаться от дальнейшей локализации производства».

Все глубже и глубже

Впрочем, в условиях девальвации рубля многие автоконцерны стали только форсировать локализацию производства в России, даже сверх требований по промышленной сборке. И это несмотря на то, что сроки действия соглашений по льготному режиму истекают уже в 2018–2020 годах, после чего промсборщики будут ввозить комплектующие на общих основаниях. Так, перед российским подразделением PSA Peugeot Citroen поставлена задача по увеличению локализации производства до 50% к 2017 году. Как заявили в пресс-службе компании, локализация позволяет снизить зависимость от изменения курсов валют и оптимизировать расходы на логистику, что способствует уменьшению производственных затрат. Повышение уровня локализации увеличивает конкурентные преимущества и позволяет поддерживать бизнес, сохраняя стабильный уровень производства, добавляют в Ford Sollers, где к 2018 году намерены достичь локализации в 60%. «Мы заинтересованы в расширении локализации производства и уделяем особое внимание реализации намеченных планов, в том числе и по производственным мощностям. Для нас это особо важно, поскольку в доле российских продаж Mitsubishi на локально произведенные модели приходится около 55%», — вторит президент и исполнительный директор «ММС Рус» Наоя Такаи.

1438262555_vw_kaluga_30_07_2015

Рублевые комплектующие

Вполне очевидно, что при всеобщем повышении цен на авторынке наиболее выигрышно смотрятся иномарки с наибольшей степенью локализации. Так, к примеру, Hyundai Solaris и Kia Rio увеличивают свой отрыв от конкурентов, заняв верхние строчки рейтинга продаж. «Конечно, здесь сказываются и государственные программы поддержки, но влияние локализации на стоимость машин тоже стоит отметить — на заводе Hyundai локализация достигла почти 50%», — говорит генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.

Несмотря на достаточно высокий уровень локализации питерского предприятия, доля импортных закупок завода также остается существенной, отмечает, в свою очередь, Мария Мальцева. К тому же, по ее словам, сама по себе локализация не гарантирует снижение цены, ведь рост курсов валют влияет, в том числе, и на уровень цен автокомпонентов, произведенных в России.

Впрочем, невысокий уровень локализации (порядка 20%) стал одной из причин ухода с российского рынка General Motors. Как рассказал директор по связям с общественностью GM Россия Сергей Лепнухов, компания работала над дальнейшей локализацией и планировала ее постепенно повышать. Однако сложная экономическая ситуация, резкое падение потребительского спроса и обвал курса национальной валюты, который существенно повысил стоимость ведения бизнеса в стране, стали главными причинами консервации завода и общей реструктуризации бизнеса компании в России.

Напомним, основными моделями на конвейере GM в Петербурге были Chevrolet Cruze и Opel Astra — именно по ним и велась работа по локализации. По мнению Михаила Чаплыгина, главным фактором, не позволившим GM увеличить локализацию, стало отсутствие четких планов развития производства на предприятии. «Поставщики приходят под конкретные планы и под конкретные модели, которые могут в перспективе нескольких лет быть бестселлерами на российском рынке. Этого нельзя было сказать о продукции GM. Модели не обновлялись, и их перспективы становились все более туманными, тем более на падающем рынке. Поэтому без отсутствия каких-либо гарантий по объему производства стимула у поставщиков в работе с GM становилось все меньше», — рассуждает эксперт.

gm-autowerk-288942

Стоп — машина!

Между тем падение объемов выпуска автомобилей в России заставляет сокращать свою деятельность и поставщиков, у которых себестоимость производства также значительно возросла, а поддержки от государства они, в отличие от автопроизводителей, не получают. Как сообщалось, из-за закрытия завода GM и снижения заказов от Ford американский производитель сидений Johnson Controls закрывает предприятие в Ленинградской области, сохранив при этом площадку в Тольятти. По той же причине свернула производство в Ленинградской области и канадская Magna, которая сосредоточит выпуск автокомпонентов на своих мощностях в Калуге. В то же время французская Faurecia провела массовые сокращения на своих калужских площадках и заморозила новое предприятие в Татарстане. А японская Unipress приостановила строительство предприятия по штамповке кузовных деталей в парке поставщиков Nissan в Санкт-Петербурге. По словам участников отрасли, количество проектов по выпуску автокомпонентов, которые были заморожены или закрыты, исчисляются десятками.

Читать еще:  Когда проверяется состояние талей
  • Прекращение деятельности зарубежных производителей автокомпонентов в России влечет за собой необходимость поиска новых партнеров или заключения соглашений с материнскими компаниями — производителями автокомпонентов, добавляет Александр Кардаш. По его мнению, это может привести к снижению качества и росту стоимости комплектующих, а также усложнит процесс закупки.

    Проблемы с качеством

    Однако проблемы поставщиков мало волнуют автопроизводителей, для которых зачастую проще и выгоднее закупать комплектующие за рубежом. «Мы ежегодно выпускаем более 200 тысяч автомобилей, и для нас важно иметь надежных поставщиков автокомпонентов, — подчеркивает Мария Мальцева из „Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус“. — Главными критериями в выборе поставщиков для нас являются соответствующее международным стандартам качество автокомпонентов, конкурентная с точки зрения глобального рынка цена и своевременные поставки в необходимом объеме. К сожалению, на сегодняшний день не все российские поставщики отвечают этим критериям».

    20150508_20150127_127722_7_15

    Поставщики по соседству

    По мнению Александра Кардаша, развитию автокомпонентной отрасли в нашей стране могла бы способствовать поддержка производителей комплектующих со стороны государства — например, за счет налоговых и таможенных преференций, а также стимулирования создания совместных предприятий с российскими компаниями.

    Как считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, конкуренция в производстве автокомпонентов в России на сегодняшний день существенно выросла, тем более что спрос на автомобили в нашей стране в значительной мере остается неудовлетворенным. К тому же помимо поставок на конвейеры есть еще и вторичный рынок автодеталей, который по своим размерам даже больше. «Иномарок в стране огромное количество, с каждым годом их становится все больше, и всем им требуются запчасти. А произведенные в России комплектующие будут привлекательнее по цене, чем ввезенные из-за рубежа», — полагает он.

    Локализация производства — это. Определение понятия, план, степени и уровни

    Размещение производственных мощностей на новых территориях в условиях высокого спроса продукции в большинстве случаев оказывается выгодным для современных предприятий. Это повышает конкурентоспособность товаров и позволяет оптимизировать логистические издержки, связанные в первую очередь с организацией транспортных сетей. Таким образом осуществляется локализация производства – это закрепление мощностей компании на территории другого государства.

    Понятие локализации

    В сфере производственной деятельности локализацию следует понимать как перенос или расширение предприятия на территории другой страны. Ключевым определяющим фактором будет адаптация к особенностям региона, в котором планируется организация бизнеса. В этом контексте можно говорить, что локализация производства — это перечень технологических и организационных мер, благодаря которым предприятие встраивается в конкретные экономические, политические и социальные условия работы. Причем степень адаптации может быть разной в зависимости от конкретных условий и возможностей. Например, комплектующие детали для сборки промышленного оборудования могут поставляться из страны, размещающей производство. То есть организуется частичный процесс изготовления продукции неполного цикла.

    Участники процесса локализации

    Следует различать компанию, размещающую производство, и ее партнеров (нередко в лице федеральной власти принимающей страны). В первом случае речь идет о так называемом экстенсивере, а во втором – о реципиенте. С точки зрения экстенсивера локализация производства – это расширение позиций на мировом рынке за счет упрощения процессов сбыта продукции. Опять же, это достигается благодаря территориальному приближению места изготовления продукции к потребителю и снижению затрат на транспортировку. Расходы в среднем сокращаются на 25%. В свою очередь, реципиент рассматривает локализацию как повышение уровня трудовой занятости и рост инвестиционной привлекательности с увеличением налоговых поступлений.

    Наиболее перспективные направления локализации

    Теоретически методы локализации можно применять к любому направлению промышленности. Успешность проекта будет зависеть от местных условий для ведения той или иной деятельности, ресурсов и других факторов организации предприятия. На практике же наиболее активное расширение производств можно отнести к автомобильной, фармацевтической, пищевой и IT-индустрии. Как правило, чем технологичнее компания и выше спрос на ее продукцию в развитых странах, тем успешнее поддаются трансграничным перемещениям ее мощности. Так, среди конкретных примеров мировой локализации производства автомобилей можно отметить расширение брендов Volkswagen, Ford, Hyundai и целый ряд китайских бюджетных фирм, которые благодаря дешевым комплектующим отличаются гибкостью при адаптации. Сложнее ситуация обстоит в химической и металлургической сферах промышленности, поскольку они в значительной степени зависят от сырья, которое должно поставляться в больших объемах, проходя несколько этапов переработки.

    Разработка проекта локализации предприятия

    На этапе проектирования создается полноценная бизнес-модель, а также подготавливается план реализации трансграничного перемещения предприятия. Среди ключевых организационных аспектов, которые должны раскрываться в проекте, можно выделить следующие:

    • Какой будет процедура поиска и оформления земли в собственность компании.
    • Строительство и оборудование производственного объекта.
    • Юридическое оформление деятельности.
    • Создание системы менеджмента.
    • Расчет возможностей для локального расширения производственных мощностей на ресурсах созданной инфраструктуры.

    На следующем этапе разработки проекта локализации производства просчитываются логистические задачи, вопросы дистрибуции и сбыта продукции. В бизнес-модели должна быть оценена среднегодовая производственная мощность, а также резервный потенциал. Для более точного выполнения расчетов используются статистические результаты исследовательских центров, предоставляющих информацию об инвестиционном климате, потребительской активности, экономической ситуации на местном рынке и т. д.

    Критерии локализации производства

    На этапе проектирования также просчитываются достаточные условия для организации производственной деятельности на конкретной территории. Для оценки условий применяются следующие критерии:

    • Достаточность технологических возможностей для переработки материалов, требуемых производством.
    • Наличие технических возможностей для организации производственных процессов.
    • Выполняемость правила адвалорной доли. В сущности, означает потенциальную рентабельность новой площадки относительно мощностей компании-экстенсивера.
    • Возможности для наращивания мощностей и усложнения производства, предполагающие также отказ от простых технологических операций. Например, при локализации автомобильного производства возможен плавный переход от ручной сборки определенных частей к автоматизированной компоновке. Наиболее развитые сборочные линии такого типа реализуют полный цикл с помощью роботизированной техники.

    Также на каждом этапе предусматриваются требования к контролю качества выпускаемой продукции на пути от сырья до конечного изделия. Проектировщики должны оценить, насколько в принципе возможен контроль качества в соответствии с требованиями экстенсивера.

    План мероприятий по локализации производства

    После утверждения проектного решения составляется дорожная карта или программа его непосредственной реализации. В основе плана находится шкала приоритетов с параметрами, необходимыми для локализации конкретного производства. Типовой сценарий осуществления локализации можно представить так:

    • Оценка рыночного потенциала целевой продукции.
    • Моделирование стратегии организации производства.
    • Составление финансового плана для наиболее перспективного варианта локализации.
    • Оснащение площадки для производства.
    • Подготовка персонала.
    • Организация сборочного производства.
    • Подготовка технической документации.
    • Сертификация продукции.
    • Оптимизация производства.

    В каждой отрасли может быть своя специфика данного процесса. Например, локализация производства оборудования промышленного назначения в значительной степени зависит от комплектующих. В этом случае потребуется отдельная программа определения приоритетов для каждой из категорий элементов сборки. Так, комплектующие с одним набором свойств целесообразно будет поставлять от экстенсивера, а с другими характеристиками – полностью изготавливать на собственных мощностях.

    Степени локализации

    Как и сам процесс изготовления той или иной продукции, так и локализация в целом может быть неполной. Например, ее нередко реализуют на 50% или 70%, то есть частично. Под степенью локализации производства понимается и полнота рабочего цикла, обеспечиваемого предприятием, и его независимость от сырья и технологической поддержки экстенсивера. Оценка независимости предприятия и полноты его производственного цикла дается по специальным системам расчета, которые также закладываются в проектные решения индивидуальным порядком. Например, может действовать бальная система, в которой за каждый элемент продукции начисляется определенное количество баллов. В итоге они суммируются и сравниваются со 100-процентной производственной площадкой экстенсивера.

    Уровни локализации

    В данном случае понимается более широкое представление локализации, основанное на общих коэффициентах, которые используются на мировом рынке. Это позволяет сравнивать характеристики локализованных предприятий экстенсивера не только между собой, но и в естественной конкурентной среде. Могут использоваться такие критерии, как наукоемкость и технологическая развитость. То есть уровень локализации производства – это комплекс аспектов деятельности предприятия, которые позволяют выпускать продукцию того или иного качества. Причем уровень также может носить количественное и процентное выражение, если применяется соответствующая методика, которые тоже могут быть разными в зависимости от специфики рынка.

    Коэффициенты уровней локализации

    К основным коэффициентам, которые дают представление об уровнях локализации различных производств, можно отнести следующие:

    • Коэффициент себестоимости продукции.
    • Коэффициент интеллектуальной составляющей предприятия. К примеру, та же локализация автомобильного производства может оцениваться по степени роботизации и это будет показатель интеллектуальной составляющей. Заводы, где 50-метровые линии сборки обслуживает всего 10 человек, считаются высокотехнологичными.
    • Коэффициент расходов и амортизационных затрат.
    • Коэффициент, в котором рассчитывается наличие сервисных пунктов и центров для обслуживания клиентов.

    Современные проблемы локализации

    Основные сложности процессов локализации в промышленном секторе обусловлены ужесточением нормативных требований к производству. К ним относятся высокий уровень технологического развития, автономность, гибкость размещения оборудования, эффективность логистики. Далеко не каждая страна или региональные площадки могут в полной мере обеспечить необходимый уровень таких условий. Кроме того, локализация производства – это и строгое соблюдение графиков при доставке сырьевых материалов с комплектующими, что даже при условии соблюдения требований не всегда оправдывается выгодным с точки зрения финансов. К этому стоит добавить и обязанности экстенсивера перед реципиентом, которые могут различаться, но в любом случае партнер расширяющейся компании должен иметь свою выгоду от предоставления площадки.

    Читать еще:  Тележки на колесах до 100 кг: выбор, цели применения и рекомендации по их использованию

    Особенности локализации в России

    Отечественная промышленность не является исключением на мировом инвестиционном рынке, но имеет свои отличительные черты. С одной стороны, эксперты отмечают отставание в стратегиях применения локализации в России, что обуславливается изъянами предпринимательского климата и менеджмента в целом. Но, в то же время консервативный подход к распределению финансовых ресурсов и точечная поддержка регионов со стороны федеральной власти дают свои плоды. Так, активно развивается локализация производства автомобилей в России, что особенно проявляется в Ульяновской, Калужской и Ленинградской области. Господдержка вкупе с льготным автокредитованием открыли широкие возможности для размещения своих мощностей итальянским производителям. Не так давно свое производство разместил нидерландский автогигант DAF, а также китайская корпорация Dalian.

    Преференции при локализации

    Государства предоставляют новым инвесторам и экстенсиверам целый ряд преференций, гарантирующих, как минимум, стабильные условия при осуществлении предпринимательской деятельности. В числе наиболее эффективных и распространенных льгот такого типа можно отметить:

    • Понижение ставок по страховым взносам.
    • Облегчение налогового бремени (по крайней мере, на период становления предприятия).
    • Техническая поддержка в процессах модернизации.
    • Стабильность экономических условий на момент действия контракта.
    • Создание особых условий таможенной политики для определенных отраслей, в развитии которых особенно заинтересован хозяйствующий субъект.

    Заключение

    Концепция локализации крупных предприятий дает положительные эффекты как участникам процесса, так и экономической системе в целом. Надо отметить, что по мере развития технологий методы трансграничного перемещения производств становятся все менее затратными. Расширяется и спектр инструментов, позволяющих точнее управлять локализацией производства. Планы и стратегии по реализации этих процессов также усложняются, требуя все более глубоких расчетов с вовлечением огромных массивов первичной информации. Опыт многих стран показывает, что ключевым фактором успешной локализации все же является политика принимающего государства. Она может влиять и на благоприятную экономическую среду для конкретных проектов, и на предсказуемость инвестиционного климата, что важно для будущего развития предприятия.

    Локализация производства как способ инновационного развития предприятия

    Localization of production as a way of innovative development of enterprise

    Выходные сведения: Вазьянский А.М., Обыденнова С.Ю. Локализация производства как способ инновационного развития предприятия // Иннов: электронный научный журнал, 2014. № 4 (21). URL: http://www.innov.ru/science/economy/localizacia_proizvodstva/

    Авторы:
    Альберт Мерзадзянович Вазьянский, кандидат экономических наук, доцент Волжского государственного инженерно-педагогического университета.

    Светлана Юрьевна Обыденнова, начальник Управления перспективного планирования и организации финансирования Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева

    Authors:
    Vazyansky Albert, PhD, associate professor of Volga State Engineering and Pedagogical University

    Svetlana Obydennova, head of long-term planning and financing of the NSTU named after R.E. Alekseeva

    Ключевые слова: локализация производства, инновационное развитие, предприятие, мировые бренды, уникальные права собственности

    Keyword: localization of production, innovative development, enterprise, global brands, unique property rights

    Аннотация: В последнее время в российской управленческой практике стал активно использоваться термин «локализация», который имеет несколько смысловых значений. Авторы определяют локализацию производства как процесс изготовления на территории другой страны продукции первоначально иностранного происхождения.

    Annotation: Recently, Russian management practice has been actively used the term «localization», which has several meanings. The authors define as the localization of the manufacturing process on the territory of the other country’s products originally of foreign origin.

    В последнее время в российской управленческой практике стал активно использоваться термин «локализация», который имеет несколько смысловых значений. В самом общем смысле он обозначает некое ограничение массива или процесса, например, локализация пожара или болезни. Несколько иначе, но также широко применяется этот термин в среде программистов: таким образом они определяют адаптацию компьютерных программ и операционных систем к условиям той страны, где внедряются последние [1]. При этом специалисты по компьютерной локализации не ставят знак равенства между упомянутым процессом и простым переводом, поскольку существуют значительные системные различия, характерные для разнообразных стран и культур (например, принятая в некоторых странах практика написания справа налево или применение различных календарных систем).

    Не менее сложным представляется процесс организации производств, основанных на зарубежных технологиях и менталитете исполнителей, но в иных географических и социальных условиях, например, отрасли телекоммуникаций [2]. Авторы определяют локализацию производства как процесс изготовления на территории другой страны продукции первоначально иностранного происхождения [3].

    На своем базовом уровне это определение соответствует широко известному пониманию: например, россияне пьют напитки «Кока-Кола» и «Пепси-Кола» местного производства, потребляют отечественную продукцию «Нестле», «Данон» и «Макдоналдс», ездят на автомобилях «Форд», «Рено» и «Хюндай» локальной сборки.

    Все вышеупомянутые мировые брэнды пришли в Россию, уже имея опыт размещения производства своей продукции в других странах. Этот опыт помог им освоиться в российском экономическом пространстве значительно быстрее [4, 5]. Многие схемы и шаблоны, отработанные транснациональными компаниями в других странах, не всегда прямо копируются в российских национальных условиях — имеют место «особенности национальной локализации», которые необходимо учитывать при оценке их эффективности [6]. Тем не менее, мировой опыт показывает, что локализация выгодна приходящей компании при следующих условиях:

    1. Компания обладает уникальными правами собственности на продукт, технологию, репутацию или секрет.

    2. Произведены расчеты, что на основе локализации производить дешевле, чем изготавливать в стране-метрополии, а затем транспортировать продукцию в страну реализации.

    3. У компании имеется очевидное преимущество по окупаемости инвестиций на основе локализации по сравнению с обычной продажей лицензии на свое уникальное право собственности.

    Войдя в местный рынок, иностранные фирмы никогда не работают в изоляции. Как правило, они начинают с использования рабочей силы [7]. Затем идут закупки местных сырья и компонентов, далее постепенно устанавливаются многочисленные связи между пришедшей фирмой и местной экономикой.

    Мировая практика наработала два эффективных способа государственного регулирования проникновения иностранной продукции в местный экономический оборот: таможенные пошлины и требования по уровню локализации. Первый способ подразумевает определенное обременение зарубежных товаров при пересечении ими границы суверенного государства. Второй имеет в виду введение законодательно установленных норм по обязательному размещению производства на территории суверенного государства (как правило, он указывается в процентах от себестоимости производства в денежном выражении). Авторы хотели бы привести три аргумента, подтверждающих, по их мнению, прогрессивную роль установления требований по локализации.

    Во-первых, в стране пребывания образуется добавленная стоимость, которая участвует в формировании внутреннего валового продукта [8, 10].

    Во-вторых, иностранная фирма, обязанная обеспечить хотя бы часть производства в стране пребывания, будет обучать местных работников передовым, ранее незнакомым методам труда и технологиям. Естественно, что часть обученных работников будет по разным причинам увольняться. Инофирма будет нанимать и обучать новых специалистов. И даже если для конкретной фирмы обучение персонала станет постоянной производственной издержкой, в целом для страны пребывания подобная динамика приведет к повышению профессионального уровня трудоспособного населения и, соответственно, росту привлекательности для следующих инвесторов.

    Наконец, в стране пребывания формируется новая, как правило, передовая культура производства, основанная на использовании лучшего зарубежного опыта [9].

    По известным данным, около 80% всех автомобилестроительных проектов, связанных с трансграничным перемещением производства, обязательно регламентируется соглашениями об уровне локализации [11, 12]. Подобная ситуация имеет место в электронной и химической промышленности. Прежде чем утвердить и законодательно закрепить уровень локализации той или иной продукции, он обсуждается и согласовывается в 58% случаев. Это очень большой показатель, свидетельствующий о гибкости как частного капитала (желающего инвестировать средства в экономику другой страны и планирующего получение прибыли), так и государственных органов принимающей страны.

    Следует отметить, что участие в проектах по локализации иностранного производства может и должно стать одним из способов инновационного развития российских предприятий, поскольку именно таким образом происходит направленное на рыночный успех совершенствование как управленческих структур, так и технологических процессов.

    1. Зайцев А.Н., Зайцев Д.А., Борисов С.А. Рынок интернет-проектов для бизнеса: состояние, динамика и перспективы // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2013. № 2 (99). С. 282-288.

    2. Проскура Д.В., Проскура Н.В., Мурашова Н.А., Зайцев Д.А. Становление информационного общества в условиях инновационного развития телекоммуникационных услуг // Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева – Н. Новгород, 2013. – 177 с.

    3. Зайцев Д.А. Функционально-стоимостной анализ для малой инновационной компании // Иннов: электронный научный журнал, 2012. №3 (12). URL: http://www.innov.ru/science/economy/statya-investitsii-i-finansy-1/

    4. Волкова И.О., Шувалова Д.Г., Смирнов Д.А.Методы локализации производства оборудования и технологий в системе стратегического управления электросетевой компанией // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2012. № 1. С. 2.

    5. Таммам Дибо. Преобразование предприятий: эффективный подход к внедрению изменений // ИТпортал, 2014. №2 (2). URL: http://itportal.ru/science/economy/preobrazovanie-predpriyatiy-effekti/

    6. Корнилов, Д.А. Инновационное развитие промышленных предприятий / И.И. Савельева, Д.А. Корнилов // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Технологии интернет – на службу обществу (актуальные проблемы использования и развития интернет/интранет технологий)». – Саратов: Изд-во СГТУ, 2006. — С.40-44.

    7. Корнилов Д.А., Зайцев Д.А. Применение метода анализа иерархий при оценке эффективности использования системы информационного обеспечения деятельности предприятия // Управление большими системами УБС’2014 материалы XI всероссийской школы-конференции молодых ученых. Москва, 2014. с. 625-635.

    8. Аглицкий И.С., Кулагин Д.Е., Остапенко Д.В. Принятие инвестиционных решений в условиях неопределенности и риска // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2013. № 10. С. 167-170.

    9. Таммам Дибо. Роль промышленных кластеров в индустриальном развитии // ИТпортал, 2014. №1 (1). URL: http://itportal.ru/science/economy/rol-promyshlennykh-klasterov-v-indu/

    Читать еще:  Как поменять масляный насос на бензопиле

    10. Савельева И.И. Система внутреннего контроля как инструмент минимизации риска на инновационном предприятии // Иннов: электронный научный журнал, 2013 №4 (13). URL: http://www.innov.ru/science/economy/sistema-vnutrennego-kontrolya-kak-i/

    11. Корнилов, Д.А. Коммерциализация технологий и оценка объектов промышленной собственности // Сборник научных трудов. Инновационные технологии в менеджменте организации. – Н.Новгород: Изд-во Нижегород. гос. техн. ун-т., 2002. — С. 187-189.

    12. Клочков В.В., Критская С.С., Молчанова Е.В. Локализация высокотехнологичных производств и национальные интересы России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 35. С. 21-29.

    Бизнес пустил корни

    «Как показывают опросы, большинство немецких предпринимателей разделяют мнение, что локализация производства способствует успеху. Предприятия, имеющие или создающие производство в России, оказываются в более выгодном положении по сравнению с теми, что зациклены исключительно на экспорте в Россию. Они могут принимать участие в государственных тендерах наравне с местными компаниями, в некоторых отраслях промышленности участвовать в госпрограммах содействия развитию. Они лучше защищены от колебаний валютных курсов, а девальвация рубля для некоторых открывает хорошую возможность экспортировать свои товары», — рассказал «РГ» руководитель представительства ТПП РФ в Германии Сергей Никитин.

    В 2017 году полку таких фирм прибыло. Так, научно-технологическая компания в области здравоохранения, Life Science и высокотехнологичных материалов — Merck, отмечающая в этом году 350 лет со дня основания и 120-летие открытия первого офиса в России, открыла Лайф Сайнс лабораторию на территории технополиса «Москва». Она ориентирована на исследования в области фармацевтики и биотехнологий, молекулярной биологии. Ее появление существенно расширило возможности, которые предоставляла партнерам первая лаборатория, открытая годом ранее.

    «Мы считаем важнейшей миссией поддержку ученых, которые создают и внедряют новые технологии. И нам очень приятно, что в России наши решения востребованы и содействуют динамичному развитию в сфере биотехнологий. Новая Лайф Сайнс лаборатория станет платформой для развития нашего сотрудничества с российским научным и индустриальным сообществом», — подчеркнул на открытии лаборатории председатель исполнительного совета E.Merck KG д-р Франк Стангенберг-Хаферкамп.

    Лайф Сайнс лаборатория позволит российским биофармацевтическим производителям ознакомиться с современными комплексными технологическими решениями по организации биофармацевтических процессов полного цикла, получить необходимые экспертные консультации по разработке производственных процессов. А внедрение комплексных решений от создания линии по культивации клеток до финальной клинической стадии производства готового продукта ускорит вывод новых препаратов на российский рынок. «Новая лаборатория позволит решить важные проблемы, стоящие перед исследовательскими центрами, лабораториями контроля качества продукции, а эксперты компании окажут всестороннюю поддержку в передаче знаний и предоставлении консультаций российским производителям в вопросах, связанных с импортозамещением. В целом проект будет содействовать более тесной связи науки и производства, а также позволит распространить образовательные программы «Мерк» на более широкую аудиторию», — сообщил президент и гендиректор «Мерк» в России и СНГ Юрген Кениг.

    Разумеется, такое плотное сотрудничество немецкой и российских компаний стало возможным благодаря тому, что правительство Москвы уделяет огромное внимание созданию благоприятных условий для развития наукоемких производств на территории города. В столице уже создано 30 технопарков, на базе которых возникли производства и центры компетенции, отвечающие самым современным стандартам.

    И в прошлом году в Москве, а точнее в Новой Москве, локализовано производство еще одной немецкой компании — WIKA, ведущего мирового производителя контрольно-измерительной аппаратуры и метрологического оборудования. Строительство производства, склада и офиса «ВИКА МЕРА» на территории индустриального парка «Индиго», расположенного в деревне Николо-Хованское, стартовало в 2011 году, а вообще компания работает на российском рынке КИП и метрологии более 20 лет. Основной объем инвестиций компании в рамках реализации этого проекта был направлен на высокопроизводительные технологические линии по выпуску манометров из хромоникелевой стали (объем выпуска — до 400 тысяч единиц в год), мембранных разделителей сред (25 тысяч), уровнемеров (1 тысяча), новых типов термометров сопротивления и термопар (12 тысяч в год) и другой продукции. Комплекс оснащен цехом механообработки с новейшими станками с ЧПУ.

    Сейчас уровень локализации на производственном комплексе «ВИКА МЕРА» превышает 50 процентов. Но это не предел. «Наша среднесрочная цель — достичь на этой площадке уровня локализации 70-80 процентов», — говорит гендиректор «ВИКА МЕРА» Олег Гончаров. По словам топ-менеджера, у WIKA в мире больше десяти крупных промышленных площадок. Но наиболее инновационное производство расположено именно в Москве.

    Но неверно думать, что локализация немецких компаний в России тяготеет исключительно к столичному региону. Так, летом 2017 года на территории индустриального парка «Масловский» под Воронежем фармкомпания «Бионорика СЕ» начала строительство завода по производству лекарственных средств растительного происхождения. Предприятие откроется в 2021 году. В проект компания инвестирует около 40 миллионов евро.

    По словам председателя правления компании «Бионорика СЕ» Михаэля Поппа, наряду с цехами по упаковке твердых и жидких лекарств здесь планируется разместить склад, административные службы и лабораторию. Появится 100 новых рабочих мест. При полной загрузке мощностей завода, когда заработают все шесть упаковочных линий при работе в три смены, количество сотрудников увеличится. С открытием завода под Воронежем компания планирует сократить сроки поставок препаратов российским заказчикам, а также воспользоваться таможенными и логистическими преимуществами. Кстати, на отечественном рынке «Бионорика СЕ» присутствует уже более 20 лет.

    Также в прошлом году совсем недалеко от Воронежа, в особой экономической зоне «Липецк», компания Viessmann открыла производство промышленных водогрейных котлов, инвестировав в проект около 22 миллионов евро. На заводе сейчас работают более 50 сотрудников, в дальнейшем здесь планируется создать до 140 рабочих мест.

    Собственник и президент ГК Viessmann д-р Мартин Виссманн подчеркнул, что открытие первого завода в России является важной вехой в истории компании. В этом году, кстати, фирма Viessmann отмечает 100-летний юбилей. Сейчас это крупный международный концерн, в составе которого 23 производственных предприятия в 12 странах, сбытовые филиалы и представительства в 74 странах и 120 торговых представительств во всех регионах мира. 54 процента оборота компании приходится на экспорт. Тем не менее руководством фирмы было принято стратегически верное решение бросить якорь в РФ.

    По результатам тщательного и глубокого анализа российского рынка выбор площадки пал на ОЭЗ ППТ «Липецк». Она имеет выгодное географическое положение, обеспечивает близость к клиентам и производителям стали. В регионе имеются квалифицированный персонал, достойная транспортная, инженерная и социальная инфраструктура.

    А вот ведущий мировой производитель горной и строительной техники, поставщик решений для авиационной, машиностроительной и транспортной отраслей, а также холодильного и морозильного оборудования компания Liebherr «шагнула» за Урал и открыла ремонтно-складской комплекс близ города Белово Кемеровской области. Строительство велось с 2014 года, инвестиции в проект превысили 20 миллионов евро. Кузбасский комплекс стал для компании третьим в России центром по ремонту оборудования. Предприятие обеспечивает техподдержку оборудования Liebherr в Сибири. Здесь же со временем планируется обучать специалистов заказчика работе с техникой Liebherr.

    Кемеровская область выбрана местом дислокации нового комплекса не случайно. На полигоне «всероссийской кузницы» и Кузнецкого угольного бассейна работает более 300 единиц техники Liebherr: 86 горных экскаваторов, 205 единиц землеройной техники, 16 мобильных кранов и т.д. «Партнерство Liebherr и Кемеровской области полезно не только для компании, но и для российской экономики в целом», — считает председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп.

    Однако неверно считать, что у немецких компаний, дислоцированных в России, все слишком гладко. Требования регулятора к уровню локализации вынуждают предприятия искать местных поставщиков комплектующих, но вот то, что они предлагают, не всегда соответствует высоким требованиям немецких фирм к качеству. С такой проблемой, например, столкнулась компания Schaeffler — ведущий мировой поставщик комплексных систем для промышленности и автомобильной техники, в том числе высокоточных компонентов и систем для двигателей, шасси и трансмиссий, а также подшипников. У нее 170 филиалов в более чем 50 странах мира и мощная сеть производств, в том числе в России. В прошлом году компания рассмотрела возможность сотрудничества с 700 местными поставщиками, но только небольшая их часть смогла соблюсти строгие требования фирмы и поставлять продукцию на завод в Ульяновске.

    Поэтому в прошлом году в ходе ПМЭФ между Schaeffler, корпорацией МСП и Российско-Германской внешнеторговой палатой (ВТП) была подписана «дорожная карта» по развитию сети поставщиков. Согласно документу Корпорация МСП совместно с российскими регионами будет искать потенциальных поставщиков для Schaeffler, самостоятельно оценивать их возможности с учетом высоких требований немецкого партнера и готовить их для дальнейшего сотрудничества.

    «Это непростая задача — найти поставщиков в России, которые бы удовлетворяли нашим нормам, — говорит руководитель региона Центральной и Восточной Европы/Среднего Востока и Африки компании Schaeffler Technologies AG & Co Райнер Линднер. — Но мы настроены оптимистично и считаем, что сотрудничество с Корпорацией МСП поможет нам в этом». Председатель правления ВТП Маттиас Шепп также одобрил такую инициативу: «Поставщики, продукция которых соответствует высоким требованиям к качеству, важны не только для немецких предприятий, работающих в России, но и для самой российской экономики — ведь это одно из ключевых направлений партнерства в сфере модернизации, которое способствует дальнейшему трансферу технологий и ноу-хау».

    «Разумеется, на практике процесс расширяющейся локализации не так прост. Но очевидно главное: крайне важная для экономического и промышленного развития российских регионов политика локализации принимается немецким бизнесом и работает на интернационализацию и рост эффективности деловых связей. Именно поэтому российские регионы всегда ждут высокотехнологичный зарубежный бизнес и открыты для сотрудничества с предпринимателями Германии», — подчеркнул Сергей Никитин.

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector